ИП обязан отчислять во внебюджетные фонды даже если он не работал
Буква закона
С точки зрения нормальной человеческой логики довольно сложно объяснить, откуда может появиться задолженность перед пенсионным фондом у предпринимателя, который не ведет никакой деятельности. А с точки зрения закона — запросто. Все дело в особенностях нашего законодательства в части, касающейся индивидуальных предпринимателей (ИП) и другого самозанятого населения.
Чтобы было яснее, рассмотрим более понятный пример — юридическое лицо, или, другими словами, предприятие. Если не вдаваться в скучные подробности, тут дело обстоит примерно так. Образовалась прибыль от деятельности — уплати налог на прибыль. Возникла в результате работы добавленная стоимость — необходимо платить НДС. Начислена работникам заработная плата — надо озаботиться начислением и уплатой налога на доходы физическим лицам (НДФЛ) и взносов в различные внебюджетные фонды, в том числе в пенсионный фонд РФ. Короче говоря, есть деятельность — есть и налоги.
С индивидуальными предпринимателями почти все так же. В зависимости от применяемой системы налогообложения предприниматель, как и предприятие, тоже может платить налог на прибыль и НДС (ОСН — основная система налогообложения), а может и 6% с выручки или 15% с доходов за вычетом расходов (УСН — упрощенная система налогообложения). Также предприниматели в ряде регионов могут применять налог на вмененный доход или патентную систему налогообложения. Если у ИП трудятся работники, он должен выполнять функцию налогового агента и перечислять государству за своих сотрудников НДФЛ и взносы в фонды. Но главное не это, а то, что сам индивидуальный предприниматель, независимо от того, работал он вообще или нет, обязан отчислять во внебюджетные фонды минимальную сумму платежей, рассчитываемую исходя из установленной государством минимальной суммы оплаты труда (МРОТ, сейчас — 4330 руб.). В 2009 году нужно было отчислять 7240 руб. в год, в 2010 году — 11 950 руб., а с 2011 будет 17 666 руб., если, конечно, МРОТ не пересмотрят в сторону увеличения. Важно отметить, что большую часть этих денег составляют как раз пенсионные платежи (20% МРОТ за 12 месяцев), в нынешнем году это 10 392 руб.
По сообщению ПФР, распространенному 8 ноября, на учете в фонде сейчас состоит 4 300 550 человек самозанятого населения, которые должны уплачивать взносы подобным образом. Помимо индивидуальных предпринимателей, к самозанятым гражданам относятся адвокаты, нотариусы, главы и члены крестьянских (фермерских) хозяйств. Всего за девять месяцев они перевели в фонд 12,4 млрд рублей, что, по подсчетам ПФР, составляет лишь 28% той суммы, которую фонд рассчитывает получить в этом году. Остальные 72% фонд призывает погасить в срок до 31 декабря 2010 года. Предусмотрены и меры воздействия на нерадивых плательщиков: по итогам совместного совещания ПФР со службой судебных приставов, прошедшего 28 октября, решено ограничивать им выезд за рубеж при наличии ходатайства ПФР и судебного решения.
Другими словами, большая часть зарегистрированных в стране предпринимателей в настоящее время взносы в ПФР не платит, а если не заплатит до Нового года, может оказаться в поле зрения судебных приставов и лишиться не только заграничных поездок, но и своего имущества — в соответствии с законом.
Предприниматели по незнанию
Не секрет, что индивидуальные предприниматели — самая проблемная публика для налоговиков и внебюджетных фондов из всех категорий самозанятых граждан. Адвокаты и нотариусы, юристы по образованию, предпочитают не создавать себе проблем с законом. К тому же их доходы позволяют не только платить взносы в ПФР, но и содержать работников, которые следят за правильностью и своевременностью отчислений. Крестьянские хозяйства, даже небольшие, тоже в состоянии нанять учетного работника, который занимался бы их расчетами с государством. Индивидуальные же предприниматели в большинстве своем не только не способны самостоятельно рассчитать и уплатить налоги и взносы, но и вовсе склонны забывать, что, будучи предпринимателями, должны что-то отчислять и платить.
По оценке руководителя консалтинговой компании Grand&Metro Consulting Михаила Грина, около 90% всех зарегистрированных в стране индивидуальных предпринимателей в настоящее время не ведет никакого учета, не сдает отчетность и не платит налоги и взносы во внебюджетные фонды. Большая часть таких предпринимателей, по словам Грина, действует в регионах, на Москву приходится лишь около 5%.
Основной причиной, по которой люди выбирают форму ИП для ведения предпринимательской деятельности, не представляя притом, какие обязательства это на них накладывает, Михаил Грин называет "незнание и непонимание". Таким образом, значительная часть предпринимателей в стране просто не знает, что, зарегистрировавшись в качестве ИП, они должны платить взносы в ПФР, даже если не ведут никакой предпринимательской деятельности. Как правило, это люди далекие не только от вопросов налогового учета, но и в принципе от бизнеса. Видимо поэтому им лишь в случае каких-то контактов с фискальными органами приходит в голову заплатить специалисту за сдачу "нулевой" отчетности (для Москвы от 3 тыс. до 7 тыс. руб. раз в квартал) или же за официальный отказ от статуса ИП (от 3 тыс. руб.). Если же контактов нет, многие годами продолжают бездействовать, накапливая задолженность.
Причин появления таких "спящих" предпринимателей несколько. Одна из главных — открыв бизнес, его не всегда удается вести. Как рассказывает бывший индивидуальный предприниматель Владислав Бубнов, его дело (магазин джинсовой одежды в столичном торговом центре) было завязано на единственного поставщика, а когда того не стало — дело увяло. Наладить поставки с приемлемыми ценами по другим каналам не удалось, денег, чтобы продолжать платить приходящему бухгалтеру, не было, а отказаться от статуса ИП не находилось времени. В результате Владислав более трех лет существовал как предприниматель, на деле предпринимателем не являясь, и даже забыв, что когда-то являлся. Можно сказать, Бубнова спасла перерегистрация ПБОЮЛ (предприниматель без образования юридического лица — старое название ИП) в 2004 году, которую он не прошел и, таким образом, потерял предпринимательский статус. Иначе предпринимателем, по его словам, он был бы и по сей день.
Другая причина, почему появляется так много подобных предпринимателей-призраков,— использование ИП в более крупном бизнесе. По словам бригадира строителей Павла Кузнецова, его вынудили зарегистрироваться как ИП работодатели, обеспечивающие подряд. Никакой бухгалтерии ему вести не приходилось — все, включая регистрацию и получение необходимых разрешений, взяла на себя нанимающая сторона. Так работодатели экономили на налогах с фонда оплаты труда: вместо работника на зарплате в штате компании использовался сторонний ИП, трудящийся по договору. Пока шло строительство коттеджного поселка, никаких проблем у бригадира не было, но как только стройка завершилась, начали приходить письма из налоговой инспекции. По словам Кузнецова, спустя полтора года ему пришлось за свои деньги нанимать юриста и оплатить более 100 тыс. руб. недоимок и штрафов, чтобы завершить наконец свою предпринимательскую карьеру.
Подобные истории можно услышать и от продавцов на вещевых рынках, которым наниматели оформляли статус ИП для получения торговых мест, и от водителей грузовиков, и даже от распространителей косметической продукции. Все эти люди вынуждены были зарегистрироваться как ИП, чтобы вступить в отношения с работодателями, заказчиками или поставщиками. А лишившись работы, так и жили дальше со своим предпринимательским статусом.
Есть также отдельная категория специалистов, которым статус ИП предписывается законом: арбитражные управляющие и оценщики. Даже работая в штате крупных юридических и консалтинговых компаний и не получая напрямую от заказчика ни копейки, а только зарплату, эти люди все равно обязаны действовать сообразно статусу ИП — в том числе платить взносы в пенсионный фонд. Несмотря на приличные заработки и юридическую подготовку, эти граждане тоже порой забывают о своем формальном предпринимательском статусе и взносов не платят.
Если инициатива ПФР по привлечению приставов к сбору долгов с неработающих ИП будет иметь реальное продолжение, профессионалы прогнозируют сокращение армии "бумажных" индивидуальных предпринимателей в разы. По мнению юриста Варвары Аникеевой, которая специализируется на корпоративном праве, процедура прекращения деятельности ИП не в пример проще и дешевле, нежели ликвидация предприятия самой популярной организационно-правовой формы — общества с ограниченной ответственностью (ООО). Расходы на избавление от статуса ИП, даже если не заниматься вопросом самостоятельно, все равно меньше той суммы, которую придется отдать ПФР за несколько месяцев бездействия.
По словам юриста Аникеевой, выбор формы ИП для ведения предпринимательской деятельности и прежде был не всегда оправдан, а в связи с ростом ставок отчислений во внебюджетные фонды и с привлечением приставов к взысканию задолженности может и вовсе стать непопулярным.
Преимущество ИП перед ООО — это прежде всего простота. В качестве ИП проще зарегистрироваться, не нужен юридический адрес, меньше требуется документов. Правда, получить статус ИП возможно только по адресу регистрации (прописки), так что вести бизнес в другом городе может оказаться неудобно.
Работать в качестве ИП тоже, как может показаться, проще. К примеру, не потребуется соблюдать порядок ведения кассовых операций, постоянно инкассировать денежные средства в банк, если остаток в кассе превысит установленный лимит. Индивидуальный предприниматель волен сам распоряжаться выручкой, так как все средства на расчетном счете и в кассе принадлежат ему одному. К тому же для ИП в ряде случаев предусмотрены гораздо меньшие штрафы за нарушения, а правила ведения учета и отчетность проще.
К сожалению, на этом список преимуществ ИП перед предприятием в форме ООО, которое также может зарегистрировать предприниматель, заканчивается. Главный недостаток ИП — нет ограничения ответственности. То есть, в случае предпринимательской неудачи или налоговых просчетов отвечать ИП придется всем своим имуществом — в отличие от ООО, где предел ответственности ограничен уставным фондом (установленный законом минимум — 10 тыс. руб.). При этом отвечать можно и до конца своих дней — процедура банкротства физических лиц до сих пор у нас законом не определена и не применяется.
Для бизнесмена, использующего статус ИП, очень сложно вступить в формальные партнерские отношения, разделить или продать бизнес. Все имущество ИП — это имущество конкретного физического лица, поэтому, например, придется продавать отдельно недвижимость, отдельно автотранспорт, каждый раз регистрируя сделки в госорганах. Предприятие в форме ООО, которому принадлежит недвижимость и транспорт, может быть продано частично или целиком путем простой продажи долей, и регистрировать сделки с каждым активом в отдельности не придется. Также надо иметь в виду, что любому представителю ИП в госорганах потребуется нотариальная доверенность, тогда как гендиректор ООО может выдавать доверенности за своей подписью.
Предпринимательство — довольно рискованное занятие, и сохранить анонимность владельца бизнеса порой бывает важно. К сожалению ИП такой возможности не дает: название ИП — это имя, отчество и фамилия предпринимателя. На вывеске перед офисом или магазином, в накладных и даже на чеке контрольно-кассовой машины в соответствии с законом будет написана настоящая фамилия бизнесмена, даже если она не вполне благозвучная.
Ну и наконец, только ИП и другие категории самозанятых граждан обязаны выплачивать во внебюджетные фонды отчисления, независимо от того, ведут они деятельность или нет. Предприятия в любом случае обязаны сдавать отчетность, а индивидуальные предприниматели — еще и платить.
Возможно, если будут реализованы недавно опубликованные инициативы по увеличению требований к минимальному размеру уставного фонда ООО с 10 тыс. до 500 тыс. руб., а единственный участник ООО станет делить с обществом ответственность по обязательствам, статус ИП станет более привлекательным. Но пока вести бизнес, и даже бездействовать дешевле и спокойнее, не регистрируясь как индивидуальный предприниматель, а учредив ООО.
Илья Зиновьев
Опубликовано 24.11.10.