Государственный заказ Санкт-Петербурга: руководство для предпринимателя
«Концепция развития и поддержка малого предпринимательства в Санкт-Петербурге» рассматривает в качестве одной из мер поддержки субъектов малого предпринимательства обеспечение равного доступа к государственному заказу.
Норма о размещении не менее 15% государственного заказа на поставку товаров, работ и услуг на предприятиях малого бизнеса, прописанная в Федеральном Законе «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» № 88-ФЗ, нашла свое отражение и в новом Федеральном Законе «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ.
Понятие «государственный заказ» впервые было применено Госпланом СССР при разработке проекта народно-хозяйственного плана на 1988 год. Главной причиной применения этой новой категории являлась невозможность сбалансировать плановые задания по производству продукции с имеющимися в наличии материальными ресурсами. Госзаказ охватывал порядка 70-80% общих объемов производства и полностью обеспечивался материальными ресурсами.
Продукцию, которая изготавливалась не по Госзаказу, производителю разрешалось реализовать самостоятельно.
Сейчас термин «госзаказ» сохранился, однако, претерпело определенные изменения содержание данного понятия.
В Российской Федерации существует несколько уровней государственных субъектов:
-
федеральный (Российская Федерация),
-
региональный (субъекты Российской Федерации),
-
муниципальный (муниципальные образования I и II уровней).
В связи с этим существуют и бюджеты различных уровней, и госзаказ, соответствующий каждому из уровней: федеральный, региональный и муниципальный.
В федеральном законодательстве содержится ряд определений понятия «государственные нужды».
В соответствии с п. 1 ст. 525 ГК РФ государственными нуждами признаются определяемые в установленном законом порядке потребности Российской Федерации или субъектов Российской Федерации, обеспечиваемые за счет средств бюджетов и внебюджетных источников финансирования.
Статья 3 Федерального Закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» № 94-ФЗ дает следующее толкование государственным нуждам:
«1. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации расходными обязательствами субъектов Российской федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации (в том числе для реализации федеральных целевых программ), для исполнения международных обязательств Российской Федерации, в том числе для реализации межгосударственных целевых программ, в которых участвует Российская Федерация (далее также - федеральные нужды), либо потребности субъектов Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций субъектов Российской Федерации, в том числе для реализации региональных целевых программ (далее также - нужды субъектов Российской Федерации).
2. Под муниципальными нуждами понимаются обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов в соответствии с расходными обязательствами муниципальных образований потребности муниципальных образований в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов Российской Федерации».
Под государственными нуждами Санкт-Петербурга, в соответствии с Законом Санкт-Петербурга от 21 апреля 1999 г. № 91-18 «О заказе Санкт-Петербурга» понимаются потребности Санкт-Петербурга в продукции (товарах, работах, услугах), определяемые в законодательном порядке и удовлетворяемые за счет средств городского бюджета и внебюджетных источников.
Получить государственный заказ на поставку товаров, работ или услуг для нужд Санкт-Петербурга реально. Для начала надо четко представлять весь процесс размещения государственного заказа - от плана до подписания контрактов с поставщиками.
Начинается процесс государственных закупок с определения перечня государственных нужд, на базе которых в дальнейшем формируется государственный заказ.
Нужды у Санкт-Петербурга самые разные: организация питания в детских садах, школах и больницах, поддержание жилого фонда в пригодном для жизни состоянии (ремонт лестничных клеток и кровли в домах, установка почтовых и металлических дверей), комплексное благоустройство дворовых территорий (озеленение, замена асфальтового покрытия и строительство детских игровых площадок), создание рабочих мест для безработных граждан и организация детского и молодежного отдыха.
Закупка продукции (товаров, работ, услуг) для государственных нужд Санкт-Петербурга проходит в несколько этапов.
Сначала - после утверждения бюджета на год - эти нужды определяются, составляется сводный перечень.
Следующий шаг - формирование госзаказа и его размещение. Этим занимаются распорядители средств бюджета и подведомственные им госзаказчики (отраслевые комитеты городской администрации, районные администрации, государственные унитарные предприятия, учреждения культуры и здравоохранения и т.д.).
Размещение государственного заказа Санкт-Петербурга осуществляется несколькими способами: «запрос котировок», «у единственного источи, открытый конкурс, закупки товаров на публичном рынке (по счетам, без заключения государственных контрактов).
Закупки без подписания государственного контракта осуществляются государственными заказчиками в 2005 году на суммы, не превышающие 100 тыс. руб. (с 1 января 2006 года - на суммы, не превышающие 60 тыс. руб.).
Запросом котировок (когда заказчик направляет в различные фирмы запрос с просьбой прислать коммерческое предложение на конкретный товар серийного производства) государственные заказчики вправе осуществлять закупки на сумму до 250 тыс. руб.
Методом «у единственного источника» вступления в силу нового федерального закона «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (до 1 января 2006 года) можно было закупать товары, работы или услуга: у естественного монополиста, по дополнительному соглашению к уже заключенному контракту, при наличии срочной потребности в продукции, либо в силу чрезвычайной ситуации.
Основным способом размещения госзаказа Санкт-Петербурга является открытый конкурс.
Объявления об открытых конкурсах публикуются в официальном издании не позднее чем за 30 дней до даты их проведения.
Все объявления, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 23 декабря 2003 года, обязательно публикуются в специализированном издании – журнале «Государственный заказ Санкт-Петербурга».
Любой предприниматель или компания, заинтересовавшись каким-либо конкурсом, объявление о котором появилось на страницах официального издания – журнала «Государственный заказ Санкт-Петербурга», может принять участие в конкурсе.
Обратившись по указанному в каждом объявлении адресу, потенциальный участник конкурса может получить конкурсную документацию, познакомиться с квалификационными требованиями.
Предоставив необходимые документы (заполнив конкурсную документацию) и свои предложения по предмету конкурса в конкурсную комиссию, компания (или предприниматель без образования юридического лица) становится участником конкурса.
Вскрытие конвертов и подведение итогов осуществляются государственными конкурсными комиссиями (ГКК) различных уровней:
-
если стоимость государственного контракта не
превышает 5 млн. руб., то это - ГКК самого заказчика
(например, администрации какого-либо района и
учреждения); -
если стоимость государственного контракта
находится в коридоре от 5 до 50 млн. руб., то решение
принимается межведомственной ГКК; -
если стоимость государственного контракта
более 50 млн. руб., то решение будет принимать ГКК при правительстве Санкт-Петербурга.
После подведения итогов с победителем конкурса заключаемся государственный контракт, в результате исполнения которого город и получает необходимые тонарм, работы или услуги.
Контролирующими и координирующими органами по работе с государственным заказом Санкт-Петербурга, в соответствии с Постановлением Правительства Санкт-Петербурга № 130 от 23 декабря 2003 года, являются Комитет экономического развития, промышленной политики и торговли и Комитет финансов Санкт-Петербурга.