Контрольно кассовые аппараты. Частный случай для ККТ
Осуществлять наличные расчеты без кассового аппарата, как известно, нельзя. Однако с этим утверждением можно поспорить, поскольку появилась возможность оформить сделку с покупателем таким образом, что о ККТ не вспомнит ни один проверяющий.
Торгуя за наличные деньги, продавцы должны выдавать покупателю кассовый чек. Выбирать кассовый аппарат при его приобретении нужно только из списка тех моделей, которые включены в государственный реестр (их перечень можно увидеть в своей налоговой инспекции).
Но прежде чем начать использовать ККТ, необходимо:
-
заключить договор с центром технического обслуживания на техническое обслуживание и ремонт ККТ;
-
зарегистрировать кассовую машину в налоговой инспекции.
Кроме того, в штатное расписание нужно включить должность кассира-операциониста. Правда, можно этого не делать, но тогда обязанности кассира придется выполнять руководителю или главному бухгалтеру фирмы.
Став обладателем кассовой техники, вы с прискорбием можете обнаружить, что это еще не конец трудностей, а только начало. Во-первых, визиты налоговых контролеров станут чаще. Во-вторых, придется оформлять множество бумаг по операциям, связанным с применением ККТ: различные акты, журнал кассира-операциониста, справку-отчет кассира-операциониста и проч.
Однако зачем все это фирме, у которой расчеты наличными случаются крайне редко (за месяц – два-три клиента с «наличкой») и что делать тем, у кого операция с наличными – вообще разовая сделка? Понятно, что в таких случаях от покупки кассовой машины больше вреда, чем пользы. А выход найти необходимо.
Сбербанк – вариант первый…
Можно отправить клиента в Сбербанк России. Перечислить деньги на расчетный счет организации он сможет в любом отделении, внеся наличные и заполнив квитанцию формы № ПД-4.
Но у покупателей не всегда есть время или желание идти в банк, стоять там в очереди, платить комиссию (обычно она составляет 3% от вносимой суммы). Кроме того, по квитанции № ПД-4 могут расплачиваться только граждане. Поэтому на расчетный счет организации поступят деньги не от фирмы-покупателя, а от физлица – представителя этой фирмы. В придачу это может затруднить аналитический учет по счету 62 «Расчеты с покупателями». Ведь при получении квитанции с чьей-то фамилией, бухгалтер вынужден будет каждый раз выяснять, от какой именно фирмы пришли деньги.
…займ – второй
Вместо одного договора, организация заключает с покупателем два.
Первый – договор беспроцентного займа, по которому покупатель передает вам наличные деньги. Получив их, компания не продает товары, не выполняет работы и не оказывает услуги. Значит, применять ККТ в данном случае не нужно (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). На это указал и Минфин в письме от 1 июня 2006 года № 03-01-15/4-121. Поэтому компания получает наличные лишь на основании приходного кассового ордера.
Второй договор – «обычная» сделка купли-продажи, по которому через некоторое время фирма отгружает товар. Таким образом, у нее возникают две задолженности по двум самостоятельным договорам: дебиторская (покупателя за переданный товар) и кредиторская (перед покупателем за полученный заем).
В такой ситуации можно зачесть встречные требования, оформив акт взаимозачета. Подписывают его на ту дату, когда фирма должна вернуть заем. Эксперты журнала «Практическая бухгалтерия» обращают внимание: чтобы налоговики не признали подобную сделку мнимой, сумма по договору займа должна отличаться от суммы по договору купли-продажи хотя бы на рубль.
Пример
Фирма «Орион» заключила договор беспроцентного займа с ООО «Орбита» на сумму 70 000 рублей сроком на 7 дней. Договор подписали 7 июля 2006 года, в этот же день наличные были внесены в кассу «Ориона».
9 июля 2006 года «Орион» и «Орбита» заключили договор купли-продажи товаров на сумму 69 000 рублей, в том числе НДС – 10 525 рублей. В этот же день «Орион» отгрузил товары «Орбите».
14 июля стороны подписали акт зачета взаимных требований на сумму 69 000 рублей. В этот же день «Орион» перечислил «Орбите» остаток займа в сумме 1000 рублей.
Бухгалтер «Ориона» делает такие проводки:
7 июля 2006 года:
Дебет 50 Кредит 66
– 70 000 руб. – получен беспроцентный заем от ООО «Пассив».
9 июля 2006 года:
Дебет 62 Кредит 90-1
– 69 000 руб. – отражена задолженность покупателя за отгруженные ему товары;
Дебет 90-3 Кредит 68
– 10 525 руб. – начислен НДС с выручки от продажи товаров.
14 июля 2006 года:
Дебет 66 Кредит 62
– 69 000 руб. – зачтены взаимные обязательства сторон;
Дебет 66 Кредит 51
– 1000 руб. – возвращена часть долга по договору займа.
Оформляем договор
Заключая такую сделку, обычно составляют акт зачета взаимных требований (реже – акт сверки расчетов). Унифицированной формы такого договора не существует, поэтому его пишут произвольно, используя все необходимые для «первички» реквизиты.
Пример
10 июля ЗАО «Орион» и ООО «Орбита» подписали акт зачета взаимных требований
ЗАО «Орион»
г. Москва 14 июля 2006 года
Акт
зачета взаимных требований
ЗАО «Орион» в лице генерального директора Сомова Г. А., действующего на основании Устава, и ООО «Орбита» в лице генерального директора Крылова П. Л., действующего на основании Устава, составили настоящий акт о нижеследующем:
Задолженность ЗАО «Орион» по договору беспроцентного займа от 7 июля 2006 года № 45 в сумме 69 000 рублей засчитывается в счет погашения задолженности ООО «Орбита» по договору купли-продажи товаров от 9 июля 2006 года № 56.
Задолженность ЗАО «Орион» по договору беспроцентного займа от 7 июля 2006 года № 45 в сумме 1000 рублей перечислена ООО «Орбит» по платежному поручению № 378 от 14 июля 2006 года.
Расчеты по договорам произведены полностью. После подписания акта стороны претензий друг к другу не имеют.
В конце акта нужно указать ИНН, адреса и банковские реквизиты сторон, а руководители обеих фирм должны заверить документ своими подписями.
Источник: