Какие аргументы работают (не работают) на зарплатной комиссии?
Итак, вы получили приглашение явиться на заседание зарплатной комиссии. Такие мероприятия уже давно поставлены на поток. Поэтому для налоговиков вы просто одна из многих организаций, а не персональный враг № 1.
С этого года в состав комиссий обычно входят представители прокуратуры, правоохранительных органов, а также инспекций по труду. В некоторых регионах на заседании присутствуют сотрудники внебюджетных фондов.
Как проходит заседание
Сценарий заседания – предмет творческой мысли налоговиков на местах: в разных регионах они проходят по-разному. Но в принципе вырисовывается два типа таких мероприятий.
Первый – разговор «по душам» тет-а-тет. В этом случае налоговики разговаривают с представителями каждой вызванной организации по отдельности. Временной разрыв между приглашениями устанавливается таким образом, чтобы представители разных компаний не общались между собой, ожидая вызова в коридоре. Во время слушания в кабинете находятся представители только одной организации и члены комиссии. Таким образом налоговики пытаются сохранять налоговую тайну налогоплательщика, защиту которой обещает статья 102 Налогового кодекса. Другой вариант – массовое заседание, когда комиссия по очереди заслушивает представителей сразу нескольких организаций, а иногда даже десятков, собранных в одном помещении. Трудно сказать, что здесь в большей степени движет инспекторами: стремление сэкономить время или желание погрузить приглашенных в некомфортную атмосферу школьного экзамена. Кампания по легализации заработной платы широко освещается средствами массовой информации, так что на заседании членам комиссии уже не приходится объяснять приглашенным причину вызова. Поэтому само слушание в среднем занимает около 20 минут (если, конечно, речь не идет о массовом «экзамене»). Некоторые компании приходят на комиссию уже с исправленным штатным расписанием, подтверждающим повышение заработной платы до требуемого уровня. Тогда слушание отнимет не более пяти минут.
Основная задача комиссии – добиться от представителей компании обещания повысить заработную плату до среднеотраслевого уровня. «У нас цель одна – легализовать налоговую базу, – говорит Анна Никольская, член штаба по легализации налоговой базы в Московской области. – Исходя из анализа отчетности, мы делаем выводы о реальных итогах деятельности компании, составе затрат и т. д. Если эти цифры абсурдные, то об этом мы и говорим на заседаниях штаба. Налогоплательщики почти всегда соглашаются с нашими доводами. Когда аргументы компании неубедительны или противоречат результатам камерального контроля, мы проводим выездные налоговые проверки». Разработанные ФНС Рекомендации прямо говорят, что «недопустимо направление обращений (уведомлений) в адрес налогоплательщиков, содержащих угрозы ужесточения контрольных мероприятий». Но далеко не во всех инспекциях связывают себя подобными «условностями»: прозрачные намеки членов комиссии на возможные налоговые неприятности, которые ожидают ослушавшихся (блокировка счетов, проверка с «пристрастием» и т. д.), к сожалению, далеко не исключение из правила.
Если по итогам заседания компания соглашается повысить заработную плату, как правило, устанавливается срок представления в инспекцию нового штатного расписания. Он определяется произвольно, но обычно равняется 2–3 неделям, максимальный срок достигает месяца.
Доводы в защиту величины зарплаты
Если вы не считаете возможным повысить заработную плату своим работникам, еще до заседания следует продумать тактику защиты и согласовать ее с руководителем компании. Вряд ли налоговиков убедит аргумент, что Трудовой кодекс не требует платить зарплату не ниже среднего показателя по отрасли. Никто не спорит, что законодательством установлено только одно ограничение – месячная заработная плата работника, отработавшего норму рабочего времени и выполнившего трудовые обязанности, не может быть ниже минимального размера оплаты труда (ст. 133 ТК РФ). Но, повторимся, налоговики глухи к этому доводу.
Поэтому лучше апеллировать к другим причинам невысокой по меркам вашей отрасли зарплаты. Пример приведен в самих Рекомендациях: тяжелое финансовое положение, неполный рабочий день или малые объемы работ. Однако голословные утверждения о низкой по сравнению с соседями по рынку рентабельности бизнеса и как следствие невозможности повысить зарплату для инспекторов неубедительны. Рекомендации предписывают налоговикам сопоставлять бизнес-показатели компании с другими аналогичными организациями той же отрасли. Поэтому, чтобы аргумент про низкую рентабельность сработал, она действительно должна быть ниже, чем у ваших коллег, по объективным причинам (например, менее «проходимое» местоположение торговых точек).
Возможна ситуация, когда компания занимается видом деятельности, отличным от зафиксированного в реестре юрлиц. В этом случае требуемый налоговиками уровень заработной платы также может быть снижен. Однако в таком случае комиссия может потребовать незамедлительно внести изменения в ЕГРЮЛ. «В подобном случае мы сразу же обязываем представителей компании в срочном порядке внести изменения в реестр»,- говорит представитель одной из тюменских ИФНС.
---
Информационный партнер ИА BISHELP – газета «