Камеральная проверка в ваше отсутствие
-
Как проходят камеральные проверки?
-
Когда составляется акт по результатам камерального контроля?
-
Какие документы инспекторы вправе требовать от предпринимателя?
Валерий Романов, эксперт журнала
Проверка в ваше отсутствие
Полномочия сотрудника
Опубликовано в журнале «Современный предприниматель» № 2 (февраль 2009 года)
Уполномоченный представитель – это лицо, которое вправе совершать от имени коммерсанта определенные действия. Это право основано на доверенности, либо прямо указано в законе.
Бизнесмен может назначить своим представителем любого человека, составив на него доверенность и заверив ее нотариально. Но наличие доверенности не означает, что представитель вправе полностью заменить ИП, конечно если в ней прямо не говорится об этом. В документе указывается, какие именно действия представитель может совершать от имени предпринимателя. Полномочия могут ограничиваться представительством перед налоговой инспекцией, другими ведомствами, поставщиками.
По умолчанию сотрудник представителем бизнесмена не является. Тот факт, что с ним заключен трудовой или гражданско-правовой договор, еще ни о чем не говорит. Представлять интересы коммерсанта подчиненный сможет, только получив соответствующую доверенность (письмо Минфина России от 4 декабря 2008 г. № 03-02-07/1-496).
Правда, есть исключение. В статье 182 Гражданского кодекса указано, что полномочия представителя могут основываться не только на доверенности, но и следовать из обстоятельств, в которых действует физлицо.
К таким случаям норма относит продавца в розничной торговле, кассира, других лиц, которые в силу трудового договора (контракта) являются сотрудниками бизнесмена. То есть продавец является представителем бизнесмена, но только в рамках своих должностных обязанностей: продажа товаров, получение поставок от поставщика и т. п.
Принимая продукцию, он вправе поставить свою подпись на сопроводительных документах, и они будут действительными (постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 20 ноября 2008 г. № А28-4380/2008-114/6).
Конечно, нужно, чтобы должность соответствовала ситуации. Если поставку принимает, к примеру, кассир, прямой обязанностью которого не является работа с товаром, то ему соответствующая доверенность от предпринимателя будет нужна (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 17 декабря 2008 г. № А66-5637/2007).
Факты о нарушении
Представлять интересы бизнесмена перед различными ведомствами работник может только при наличии доверенности. Без нее подписывать официальные документы и давать объяснения от имени коммерсанта сотрудник не вправе. Более того, его слова могут стать косвенным подтверждением нарушения и помешают оспорить санкции. Единственное, где возможна подпись неуполномоченного работника – это акт проверки, который подписывают все участники ревизии.
Акт – документ, который подтверждает какой-либо факт, событие, действие: в определенный момент, в ходе тех или иных мероприятий (например, контрольная закупка), при каких конкретных обстоятельствах произошло или обнаружено правонарушение.
Акт может составить любой проверяющий. В документе лишь отражается событие и не дается каких-либо выводов, в том числе о возможных санкциях, которые применимы к бизнесмену. Помимо нарушения, в акте фиксируются все обстоятельства, имеющие значение для принятия решения по результатам проверки. Сведения должны подтверждаться документами, оформленными в ходе контроля, объяснениями должностных лиц, свидетельскими показаниями (заявлениями) покупателей и другими документами. Например, в качестве доказательств нарушений работы с ККМ, могут использоваться чеки, объяснения продавцов. Поэтому, скорее всего, инспекторы постараются получить объяснения от сотрудников, ведь сказанное ими может стать дополнительным фактом, подтверждающим нарушение.
Акт подписывают все проверяющие и лица, присутствующие при проверке. Если ИП находится на месте, то инспекторы могут сразу же составить протокол о привлечении к ответственности. Когда бизнесмена нет либо пришедшие должностные лица не уполномочены оформлять протокол, они ограничиваются актом и собранными доказательствами.
Один экземпляр акта (копия) передается коммерсанту, другой направляется в инспекцию для принятия решения о наказании. Делается это в день проведения проверки. Когда передать акт в ведомство невозможно (проверка проведена в вечернее время), допускается передача акта на следующий день. Если закон специально не оговаривает срок, держать документ дольше одного дня запрещается.
В частности, в отношении налоговых нарушений, обнаруженных вне рамок выездной проверки, срок не установлен. Например, в ходе проверки НДС контролеры нашли нарушения в части применения ККМ. Минфин России указывает, что акт контролеры должны передать не позднее одного рабочего дня, следующего за днем обнаружения факта (письмо от 22 января 2009 г. № 03-02-08-7).
Если коммерсанта нет на месте, продавцу не следует отказываться от подписания акта. Нужно прочеркнуть пустые строки, чтобы там не возникла дополнительная информация, написать «с актом ознакомлен», поставить дату и подпись.
Но не забудьте, что одно из главных правил – ничего не подписывать, не прочитав. Если же вы ознакомились с текстом и не согласны с чем-то, не подписывайте, пока не будут внесены исправления либо сделайте оговорку, например, «с актом ознакомлен, с указанными данными не согласен». А вот объясняться – это уже не в компетенции сотрудника. Даже если он стал что-то говорить, не нужно оговаривать себя и соглашаться с нарушением. Лучше настаивать на том, что просто вышла ошибка, например, потому, что продавец не выспался, плохо видит и т. д. Если контролеры отказались передать вам копию составленного ими документа, об этом следует тоже написать в акте: «инспекторы отказались передать мне копию акта».
Протокол – документ серьезный
Наличие уполномоченного представителя при составлении акта закон не предусматривает (постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 декабря 2006 г. № А12-10726/06-с30), а вот протокол оформляется только в присутствии бизнесмена.
Протокол квалифицирует событие. В нем, помимо указания времени, места, события делается вывод о том, что случившееся является нарушением тех или иных норм закона и влечет санкции. С момента составления протокола дело об административном правонарушении считается открытым (п. 4 ст. 28.1 КоАП РФ), и в дальнейшем будет принято постановление о наказании или прекращении производства по делу.
Если коммерсанта нет, то, оформив акт на месте проверки, контролеры должны сообщить ИП о времени и месте дальнейшего рассмотрения фактов и составления протокола.
Без предпринимателя дело может рассматриваться лишь в случае, когда есть сведения о том, что коммерсанту сообщалось о месте и времени рассмотрения дела, но он не приехал. Сообщить могут лично или по почте.
Закон не предусматривает вручение извещения лично коммерсанту или его уполномоченному представителю. Как правило, уведомления отправляются простым почтовым отправлением и вручаются адресату без его расписки в получении (в отличие от заказных). Достаточно того, что контролеры отправили извещение, и на почте есть запись о том, что оно передано адресату.
Поэтому, даже если работник получил такое уведомление, ИП будет считаться извещенным (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 декабря 2008 г. № Ф08-7768/2008).
У инспекторов обязательно должны быть доказательства извещения бизнесмена. В противном случае получается, что коммерсант не знал о рассмотрении дела, и у него не было возможности участвовать при составлении протокола и представить возражения относительно вменяемого нарушения. А это повод отменить и протокол, и санкции, так как ИП был лишен гарантированного законом права на защиту (п. 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27 января 2003 г. № 2).
В пункте 10 постановления Пленума Высшего арбитражного суда РФ от 2 июня 2004 г. № 10 говорится, что нарушение инспекторами требований, установленных Кодексом об административных нарушениях (КоАП РФ), является причиной для отказа в привлечении к ответственности либо признание его незаконным. Ну и, конечно же, причиной для отмены принятого постановления о привлечении (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 января 2009 г. № Ф04-8079/2008(18593-А46-43)).
Таким образом, даже если все материалы дела подтверждают факт нарушения, но протоколы, послужившие основанием для вынесения постановлений о штрафах, составлены в отсутствие предпринимателя или его законного представителя, обстоятельство является существенным поводом для отмены санкций (постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 18 июля 2007 г. № КА-А40/5623-07).
Составить протокол могут лица, кому законодательно предоставлено право давать оценку событию, описанному в протоколе (ст. 28.3 КоАП РФ). Причем, у каждого своя сфера.
К примеру, налоговый инспектор проводит проверку магазина и обнаруживает, что предприниматель нарушает правила торговли. Он не может составлять протокол об административном нарушении. Таковой разрешается оформлять представителям торговой инспекции. В данной ситуации контролер может оформить акт о том, что выявлено определенное нарушение, привести факты, подтверждающие это, и передать акт и материалы, полученные в ходе проверки, в уполномоченное ведомство.
Кстати, служба, получившая информацию о нарушении от своих коллег, должна провести самостоятельную проверку, а не использовать полученные данные в качестве основания для привлечения ИП к ответственности.
Например, налоговики получают от милиции протокол осмотра помещения, где ведется деятельность, и сведения о возможном нарушении. Контролеры должны на основе данных принять решение о назначении выездной проверки ИП или об отказе в проведении мероприятий налогового контроля. Но они не могут использовать материалы для вынесения решения о штрафе (постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22 мая 2008 г. № Ф04-2377/2008(3531-А27-27)).
Учтите: если в акте дан вывод о том, что событие является нарушением, по сути он становится протоколом, независимо от того, что указано в заголовке документа. А протокол, как мы сказали, разрешается составлять определенным лицам. Получается, в подобной ситуации акт-протокол может быть обжалован.
Помимо обязательного присутствия коммерсанта, в отношении протокола установлены другие требования, нарушение которых будет поводом для отмены санкций (ст. 28.2 КоАП РФ). В протоколе должны указываться не только нарушение, место и время его совершения, статья, предусматривающая ответственность, а также сведения об ИП и его объяснения или объяснения его уполномоченного представителя.
Если есть свидетели и потерпевшие, приводятся их ФИО, адреса места жительства. Также должны быть дата и место составления протокола, должность, ФИО лица, его составившего, запись о том, что ИП разъяснены права и обязанности, а также о том, что он ознакомлен с протоколом. Отсутствие таких данных опять же даст шанс признать санкции незаконными.