Государственный пожарный надзор: жаркие проверки
Обязанности по контролю за выполнением правил пожарной безопасности возложены на органы Госпожнадзора (1). Надеемся, что руководителям различных организаций будет небезынтересно узнать наиболее распространенные требования, предъявляемые инспекторами данной службы. В статье речь пойдет также о том, как избежать возможных нарушений и в случае необходимости обжаловать неправомерные действия проверяющих.
Обязанности руководителей по соблюдению пожарной безопастности
«Руководители организаций обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления… должностных лиц пожарной охраны» (2), вынесенные по результатам плановых и внеплановых проверок органов государственного пожарного надзора. В отношении одной организации, индивидуального предпринимателя плановое мероприятие по контролю проводится не более одного раза в два года.
Проведение внеплановой проверки
Основаниями для проведения внеплановой проверки могут быть контроль за устранением ранее выявленных нарушений, жалобы граждан. Прийти в организацию в целях проверки имеет право лишь состоящий в должности инспектора сотрудник Госпожнадзора, предъявивший служебное удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия по контролю (3).
Основная задача инспектора – удостовериться в соблюдении организацией правил пожарной безопасности. Правила пожарной безопасности в Российской Федерации утверждены Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313, существует также ряд иных нормативных документов, устанавливающих требования в этой области. Рассмотрим наиболее распространенные правила, которые попадают под пристальное внимание проверяющих:
-
директор организации должен утвердить приказ (с указанием фамилии, имени, отчества сотрудника, ответственного за пожарную безопасность) и инструкцию о пожарной безопасности, где определены места для курения, порядок осмотра помещений в конце рабочего дня и противопожарного инструктажа работников);
-
в каждом помещении на видном месте следует расположить табличку с телефонами пожарной охраны, чтобы при малейшем подозрении на возгорание любой сотрудник имел возможность дозвониться до пожарных;
-
на объектах должны быть разработаны инструкции о мерах пожарной безопасности для каждого взрывопожароопасного и пожароопасного участка (мастерской, цеха и т. п.), где указывается порядок остановки оборудования и эвакуации горючих веществ;
-
если на одном этаже здания работает больше 10 сотрудников, то на самом доступном месте должны быть размещены схемы эвакуации людей при пожаре. Предусматривается и система пожарного оповещения;
-
когда на этаже находится свыше 50 человек, руководителю необходимо издать инструкцию о том, как работникам следует действовать в случае пожара, организовывать практические занятия по применению данного документа (не реже двух раз в год) и заносить их результаты в журнал противопожарного инструктажа (4).
Также инспекторы проверяют количество, тип и исправность пожарных щитов и огнетушителей в организации (5). Особое внимание уделяется подъездным путям к зданию, выходам, пожарным лестницам, водоисточникам, которые должны быть исправными, свободными, не загроможденными, а зимой отчищенными от снега и льда. Что касается автоматических установок пожаротушения, то, если торговый зал зданий предприятий торговли расположен в цоколе и его площадь менее 200 м2, фирма обязана установить пожарную сигнализацию, а при большей площади – и автоматическую систему пожаротушения (6).
Ответственность за нарушение правил пожарной безопасности
За нарушение правил пожарной безопасности граждане, индивидуальные предприниматели, должностные и юридические лица могут привлекаться к административной и уголовной ответственности (7). Что должен делать руководитель организации для защиты своих прав и законных интересов во время проведения проверки органами государственного пожарного надзора и по ее окончании? В начале визита инспекторов следует проверить полномочия проверяющих, ознакомиться с их служебными удостоверениями, распоряжением о назначении проверки, с утвержденным составом должностных лиц Госпожнадзора. В организации должен быть специальный журнал мероприятий по контролю, в котором инспекторы производят запись о проведенной проверке с указанием наименования органа государ-ственного контроля (надзора), даты, времени проведения проверки; ее правовых основаниях, целях, задачах и т. д. и ставят свою подпись. Необходимо помнить: требования проверяющих должны иметь отношение к цели проверки (8) (например, финансовую деятельность инспекторы Госпожнадзора затрагивать не вправе). В ходе проверки ревизоры обязаны документально фиксировать все осуществляемые действия и их результаты. Чтобы удостовериться в выполнении предписаний, инспекторы могут прийти с повторной проверкой. Для ее предотвращения следует до установленного срока представить в контролирующий орган пожарного надзора документы, подтверждающие устранение установленных нарушений.
Если руководитель считает, что проверяющие злоупотребляют своим служебным положением, он вправе обжаловать их действия, предписания в вышестоящем органе, у вышестоящего руководства в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (9).
В случае, когда в ходе проверки инспекторы совершили неправомерные действия, издали правовой акт, противоречащий действующему законодательству, можно обратиться с жалобой в прокуратуру (10).
Действующее законодательство дает возможность обжаловать решение контролирующего органа о привлечении организации к административной ответственности и в судебном порядке. Заявление об оспаривании такого решения подается в арбитражный суд по месту нахождения заявителя также в течение 10 дней со дня получения копии оспариваемого решения (11).
Нормативные акты по пожарной безопасности
1) Постановление Правительства РФ от 21.12.2004 № 820 «О государственном пожарном надзоре»
2) ст. 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности»
3) п. 1, 4, 5 ст. 7 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»
4) п. 6, 13, 15, 16 «Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)», утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 313
5) Приложение 3 к Правилам пожарной безопасности
в Российской Федерации, утв. Приказом МЧС РФ
от 18.06.2003 № 313
6) Приложение «Здания» к Нормам пожарной безопасности «Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией»
(НПБ 110-03), утв. Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 № 315
7) ст. 20.4 КоАП РФ, ст. 219 УК РФ
8) п. 5 ст. 9; абз. 1 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001 № 134-ФЗ
9) п. 1 ст. 30.3 КоАП РФ
10) ст. 10, 21, 23, 24 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
11) ст. 208 АПК РФ
---
Источник: