На пороге ..."муниципальный" инспектор
Организации, которые занимаются розничной торговлей или оказанием услуг населению, проверяют практически все, кому не лень: налоговики, милиция, представители миграционной службы, так называемые защитники прав потребителей и т. д. Однако отдельно остановиться стоит на ревизиях, которые проводят местные власти, поскольку в настоящее время они стали носить массовый характер.
Местная администрация решает вопросы внутреннего значения в муниципальных образованиях (городах, районах, городских и сельских поселениях). В большинстве муниципалитетов создаются структурные подразделения, так называемые торговые отделы, управления потребительского рынка и услуг, отделы по защите прав потребителей и т. п. Они-то как раз и занимаются проверкой фирм и предпринимателей, обслуживающих местное население муниципалитетов.
У истоков
«Местный» контроль за деятельностью торговцев начинается еще до того, как бизнесмены начнут оказывать какие-либо услуги. Ведь зачастую именно местные власти выдают разрешения и патенты на торговлю, без которых коммерсанты попросту не смогут вести деятельность на территории муниципального образования. Причем у каждого муниципалитета свой подход в решении этого вопроса – федеральным законодательством он не регулируется.
В то же время получение бизнесменом любого из «разрешительных» документов предполагает, что его деятельность не противоречит нормам федеральных законов. Проверить это местная администрация вправе в любой момент. Если контролеры выявят какие-либо нарушения, они вправе приостановить действие патента или и вовсе изъять его.
Порядок проведения проверок торговых фирм в каждом регионе установлен местными нормативными актами. Общие правила специально для местных властей разработаны Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. Ознакомиться с теми и другими актами можно в администрации района, мы же остановимся на основных моментах проверок.
Защита прав потребителей
Одним из наиболее распространенных направлений местных проверок является защита прав потребителей. В качестве последних признаются граждане, которые приобретают товары или услуги для своих личных нужд. Их права установлены Федеральным законом от 9 января 1996 г. № 2-ФЗ «О защите прав потребителей».
Если в муниципалитет поступила жалоба от потребителя, то на ее основании глава местной администрации может назначить проверку фирмы или предпринимателя. Причем важно помнить, что количество контрольных мероприятий местных органов власти не ограниченно. Иными словами, если жалобы на одну и ту же фирму (по разным вопросам) будут поступать в местную администрацию, например, каждую неделю, то и проверки могут проводиться так же часто. Ко всему прочему, в случае подтверждения обстоятельств жалобы муниципалитет вправе обратиться в другие контролирующие структуры или в районный суд.
Так, представители местной администрации обязаны известить федеральные и региональные контролирующие структуры, если обнаружат, что фирма торгует товарами или оказывает услуги ненадлежащего качества. Ведь, по сути, они могут быть опасны для жизни, здоровья, имущества потребителей или окружающей среды.
Если фирма не предоставляет покупателям необходимую информацию о товарах (на русском языке), местные власти вправе приостановить продажу таких товаров до тех пор, пока нарушение не будет устранено. В случае если выяснится, что фирма торгует просроченными товарами, то муниципалитет может их продажу прекратить (ст. 44 Закона о защите прав потребителей).
Пример
Гражданин Семенов приобрел у предпринимателя Чибисова телефон.
Изготовитель установил на него гарантийный срок – 1 год. Однако предприниматель уменьшил гарантию в два раза, чем ограничил права потребителя.
Через семь месяцев телефон сломался. Иванов обратился к предпринимателю. Но тот отказался ремонтировать аппарат, мотивируя свой отказ тем, что гарантийный срок (шесть месяцев) истек. Семенов обратился с жалобой в муниципалитет.
Проверив жалобу, местная администрация обратилась в Госторгинспекцию. Торговые инспекторы провели внеплановую проверку предпринимателя и оштрафовали его на 1500 руб. (ч. 2 ст. 14.8 КоАП), обязав при этом нарушение устранить.
Документы – не формальность
Перед началом проверки контролеры должны предъявить руководителю фирмы документ, подтверждающий их право на проведение соответствующих мероприятий. Он может называться по-разному: распоряжение, приказ, направление, предписание и т. п. Главное, чтобы его подписал не кто иной как, глава администрации, в крайнем случае его заместитель. Кроме предписания уполномоченные лица обязаны иметь при себе служебные удостоверения и задание на проверку. Внимательно изучите все предъявленные документы: в них должны быть указаны цели и сроки проверки, а также фамилии и должности контролеров.
Если контролеры ничего вам не предъявили, скорее всего, проверка незаконна. А значит, коммерсант вправе проверяющим отказать.
Итак, допустим, все документы у контролеров в порядке, и тогда можно переходить непосредственно к проверке. Представители власти обязаны действовать в соответствии с предписанием, однако в любом случае они не вправе забирать с собой ваши документы. Кроме того, контролеры не уполномочены изымать продукцию или товары, отмечают эксперты журнала «Практическая бухгалтерия».
Если же они будут действовать незаконно, то лучше им не препятствовать, а все фиксировать. Потом свои претензии можно будет изложить в акте проверки. А затем обжалуйте действия проверяющих в суде. Одновременно с заявлением в суд вы можете написать жалобу прокурору, главе местной администрации и депутату.
В ответе за ошибки
Cамостоятельно оштрафовать фирму или предпринимателя местная администрация, как правило, не может. Данное право зависит от того, уполномочена ли она вершить «наказание» по законам вашего региона. Однако даже если полномочия все-таки предоставлены, применять санкции, установленные в КоАП, местные власти не могут.
Единственная возможность наказать фирму – это оштрафовать за нарушение местных правовых актов. Такой штраф может быть установлен только региональным законом. Нарушения, включенные в этот закон, не должны повторять то, что уже есть в КоАП.
Например, это могут быть:
-
нарушения региональных правил торговли (в основном правил работы рынков и мелкорозничной сети);
-
торговля без разрешения или торгового патента;
-
нарушение региональных правил розничной продажи алкогольной продукции и т. п.
Раньше муниципалитеты могли оштрафовать фирму за торговлю просроченным товаром, невыдачу чека, обвес, обсчет покупателя и т. п. Но поскольку санкции за эти нарушения есть в КоАП, применять их сейчас местные власти не вправе.
---
Источник: