Внеплановые проверки в ресторанах по жалобам потребителей: как перенаправить атаку?
Свою схему поведения рестораторов в этой ситуации предложила зам. руководителя Агентства правовой защиты “Согласие” Ирина Богаткина: “В первую очередь нужно четко определить круг лиц, уполномоченных предпринимателем допускать проверки. Эти люди должны иметь доверенность или соответствующую запись в их должностной инструкции. Если акт по итогам проверки подпишет неуполномоченное лицо, решение потом можно будет оспорить в арбитражном суде.
Проверяющая бригада должна иметь направление, в котором указано, какой орган ее направил, какой отдел и на каком основании. В нем должны быть указаны фамилии проверяющих, а также стоять подписи ответственных лиц. Вы имеете право требовать, чтобы вам предъявили и саму жалобу. С этих бумаг полезно снять ксерокопии. Кроме того, проверьте, соответствует ли направление указанной жалобе. Если нет, проверку можно вежливо “завернуть”, написав в свою очередь письмо о том, что вы готовы ее допустить, но — когда документы на нее будут в порядке. В случае если проверяющие не имеют необходимых документов, но по-прежнему настаивают на проверке, возьмите с них письменное заявление об этом, допустите и смело идите потом в арбитражный суд обжаловать любое их решение.
Если документы в порядке, нужно строго следить, чтобы проверяли только то, на что была подана жалоба. Есть претензия к гречневой каше — проверяйте условия ее приготовления, хранения крупы, а также документы, где она была закуплена. Проверять технологию приготовления всего ассортимента блюд в этом случае не должны. Нужно иметь мужество заявить об этом. Вообще в таких ситуациях очень полезно приглашать юриста, который бы проследил за правильностью хода проверки, составил необходимые письма и заявления от лица предпринимателя”.
Ирина Богаткина обращает внимание на то, что согласно ФЗ №134 “О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)” внеплановые проверки проводятся на основании информации, “подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений”. Это значит, что предприниматель может потребовать и доказательства, обосновывающие доводы самой жалобы. Вообще-то обоснованность жалобы должны проверить сами проверяющие органы. У них на это есть целый месяц по закону. Но вместо этого при малейшей возможности они спешат устроить разнос предпринимателю.
“Индикатором того, что пришли не столько по делу, сколько чтобы лишний раз “снять стружку” и пополнить областной бюджет, является отказ проверяющих сделать запись в журнале проверок. Тогда занесите этот факт в журнал сами и заверьте подписями трех уполномоченных сотрудников. Копии журнала, направления на проверку и жалобы в арбитражном суде будут достаточным доказательством факта злоупотребления полномочиями”.
В этом году нижегородские рестораторы решили составить на основании действующих законов методички о том, как правильно вести себя на проверках и согласовать их с контролирующими органами. Исполнительный директор областной Ассоциации рестораторов и отельеров Любовь Кузьмичева: “Пока мы обратились в Ветеринарную службу Нижегородской области с просьбой перечислить те законодательные акты, на основании которых проводятся их проверки. Будущая методичка поможет, с одной стороны, нам самим более грамотно оформлять первичную документацию, с другой стороны, мы надеемся, что сами проверяющие органы будут более тщательно готовиться к проверке и приходить только с обоснованными жалобами. Такую же работу мы хотим провести и с Роспотребнадзором, с пожарными, комитетом по охране труда, рекламной службой и другими органами”.