Прощание с одним из учредителей ООО: удар по налогам
Учредитель, который по тем или иным причинам решил покинуть ООО, вправе рассчитывать на возмещение своей доли, которая переходит в собственность общества. Попробуем разобраться, какие при этом возникают обязательства у сторон своего рода «сделок».
Уставный капитал ООО состоит из стоимости вкладов его участников, то есть именно участникам принадлежат конкретные доли в УК общества. Об этом сказано в пункте 1 статьи 90 Гражданского кодекса.
Участник, принявший решение выйти из общества, может сделать это в любое время независимо от волеизъявления других участников (п. 1 ст. 26 Закона от 8 февраля 2008 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью», далее – Закон № 14-ФЗ). Уведомить родное ООО он должен, подав письменное заявление о выходе из общества (постановление Пленума ВАС от 18 января 2005 г. № 11809/04).
С момента подачи такого заявления доля выбывающего переходит к обществу, а самому участнику должна быть выплачена ее действительная стоимость. При этом размер выплаты определяется на основании данных отчетности общества за тот год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества (п. 2 ст. 26 Закона № 14-ФЗ).
В то же время стоимость доли может возмещаться бывшему участнику как в денежной форме, так и путем выдачи имущества соответствующей стоимости (п. 3 ст. 26 Закона № 14-ФЗ). Правда, для этого необходимо наличие согласия выбывающего на подобную неденежную замену. Однако при возврате имущества участник, покидающий родное ООО, не может требовать выдачи именно того имущества, которое он изначально внес в счет вклада в уставный капитал (подп. «д» п. 16 постановления Пленума ВС и ВАС от 9 декабря 1999 г. № 90/14).
Расчет стоимости доли
Законодательно установлено, что действительная стоимость доли участника общества соответствует той части стоимости чистых активов общества, которая пропорциональна размеру его доли (п. 2 ст. 14 Закона № 14-ФЗ).
При этом стоимость чистых активов определяется как разница между суммой активов и пассивов общества (п. 1 приказа Минфина № 10н и ФКЦБ № 03-6/пз от 29 января 2003 г. «Об утверждении Порядка оценки стоимости чистых активов акционерных обществ»).
Однако если участник не согласен с размером действительной стоимости доли, он может обратиться в суд и оспорить ее величину, либо потребовать проведения независимой оценочной экспертизы (постановление Президиума ВАС от 7 июня 2005 г. № 15787/04). Стоимость доли будет оплачиваться бывшему участнику за счет разницы между стоимостью чистых активов ООО и размером его уставного капитала (п. 3 ст. 26 Закона № 14-ФЗ).
Уходим с прибылью
Согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса не будет облагаться налогом на прибыль стоимость имущества и имущественных прав, которые получены экс-участником ООО в пределах стоимости его доли (вклада) в уставном капитале.
Если же действительная стоимость доли выбывающего окажется больше его вклада в УК, то сумму превышения следует считать доходом компании – бывшего участника и облагать налогом на прибыль. Именно этой позиции придерживается Минфин в письме от 21 апреля 2006 года № 03-03-04/1/378.
Убыток в виде разницы между стоимостью вклада, фактически внесенного участником в уставный капитал общества, и действительной стоимостью, полученной им при выходе из ООО, в целях налогообложения прибыли при этом не учитывается (письмо Минфина от 17 марта 2006 г. № 03-03-04/2/81).
Что же касается самого ООО, которое покидает один из его участников, то для него выплата бывшему участнику действительной стоимости его доли расходом признаваться не будет. Непосредственно порядок учета таких расходов в Налоговом кодексе не прописан, однако в пункте 49 статьи 270 Кодекса говорится, что нельзя уменьшить налогооблагаемую прибыль организации на сумму тех затрат, которые не соответствуют требованиям пункта 1 статьи 252 указанного закона.
В частности, расходы по выплате доли выходящему из общества участнику не отвечают требованиям упомянутой статьи, поскольку эти затраты произведены не для осуществления деятельности, направленной на получение доходов. К подобным выводам пришли судьи в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 18 сентября 2006 года № А05-17306/2005-33.
В то же время возможна ситуация, когда стоимость, по которой имущество передается выбывающему, окажется больше стоимости этого же имущества, отраженной в налоговом учете. В этом случае ООО, наоборот, получает доход, то есть сумма превышения включается в состав внереализационных доходов, увеличивающих налогооблагаемую прибыль, о чем говорится в письме Минфина от 19 декабря 2008 года № 03-03-06/2/174, где рассмотрена ситуация, когда имущество передается бывшему участнику по рыночной стоимости, превышающей стоимость, по которой объект отражен в налоговом учете.
Прощание с физлицом
Тем ООО, покинуть которые решил участник – физическое лицо, повезло гораздо меньше. На них дополнительным бременем лягут обязанности налогового агента по НДФЛ. Причем доходом участника-физлица следует признавать не одну лишь сумму превышения действительной стоимости доли над величиной вклада в УК, а всю сумму, перечисленную выбывающему. То есть облагаться НДФЛ будет действительная стоимость доли целиком, без вычета расходов, связанных с получением этих доходов. Основания для применения вычета в этом случае НК РФ не предусмотрены. Такова позиция Минфина, выраженная в письмах от 28 октября 2005 года № 03-05-01-04/348 и от 9 октября 2006 года № 03-05-01-04/290.
Однако справедливости ради стоит отметить, что столичные налоговики в письме УФНС по г. Москве от 4 мая 2007 года № 28-10/043011 пришли к несколько иным выводам. Они указали, что при выплате участнику общества, выходящему из его состава, действительной стоимости доли имущества (или при выдаче в натуре имущества такой же стоимости) общество будет являться налоговым агентом лишь в отношении дохода, превышающего сумму первоначального взноса участника в УК.
Ещё по теме: