Бизнес по Конфуцию
Самый популярный на китайском направлении Гранд-тур – путешествие по древним городам Китая, экономичный –"Самостоятельное исследование", экзотический "Искусство превращений", во время которого туристы могут узнать, как шелкопряды делают шелк, а из бамбука получают ткань для рубашек, - все это туры, разработанные Сергеем Джан Шой – одной из самых авторитетных фигур среди туроператоров, занимающихся Китаем. Для них этот человек стал законодателем мод, а придуманные им туры - классикой.
Не китаец Джан Ша
Внешне похожего на азиата Сергея Джан Ша в России часто принимают за иностранца, в Китае, напротив - за своего. На самом деле он русский. Он родился и вырос в СССР, а по-китайски заговорил только в Институте Стран Азии и Африки, куда поступил, чтобы "восстановить связь с корнями". "Можно сказать, что я китаец, но только генетически. Моя мама - русская, отец, китаец по рождению, переехал в Союз в 20-е годы, когда был еще ребенком", - говорит Джан Ша.
Поехать в страну предков он даже не мечтал: отношения между странами были напряженными. "Нас готовили как военных переводчиков, все мы были офицерами запаса. Каждые два месяца ездили на сборы ", - говорит он, добавляя, что, когда в 1979 г. закончил вуз, перспектив работы с Китаем напрямую не было.
Первый раз в страну он попал через девять лет – это было двухгодичное обучение в аспирантуре Фуданьского университета в Шанхае. Тогда, вспоминает Джан Ша , он открыл для себя настоящий Китай – страну уникальной цивилизации. "У нас была большая по тем временам стипендия - $500. Я много ездил по стране, многое видел", - рассказывает он. Именно в ту поездку в 1989 г. он впервые попал на Хайнань: "остров был очень популярен у стажеров, - рассказывает он, подчеркивая, что помыслов заниматься туризмом не было. - Замечательно работалось научным сотрудником в Институте востоковедения АН СССР, от которого как раз и поехал на учебу в Китай".
Бизнесмен по неволе
Туризмом выпускнику Института Стран Азии и Африки заняться все же пришлось, виной этому, по словам Джан Ша, стал "кризис науки". "Мне нравилась работа научного сотрудника в Институте востоковедения. Я изучал внешнеэкономические связи Китая. Однако проблемы в Академии наук – смешная зарплата, отсутствие перспектив - вынудили меня в 1991 г. уйти из института. Нужно было кормить семью", - говорит он.
Начинал бизнес Джан Ша так же, как и многие: занимался внешнеторговой деятельностью. А в 1993 г. решил показать знакомым бизнесменам с Дальнего Востока Хайнань. По его словам, уже после первой поездки предприниматели решили вложить деньги в строительство отеля на острове, они купили землю, начали строительные работы, научный сотрудник в прошлом остался руководить одним из направлений. А в 1996 г. от проекта пришлось отказаться. "Многие представления не соответствовали ожиданиям", - с горькой улыбкой вспоминает Джан Ша, он объясняет, что реализация проекта требовала больших затрат, чем рассчитывали бизнесмены. Тогда появилась идея заняться туризмом. "Решил профессионально делать то, что мне было интересно".
Без финансовых вложений
Страна, которая производит массовые товары плохого качества – таким, по словам предпринимателя, было представление россиян о Китае. Поэтому первые годы после возвращения с Хайнаня, как вспоминает китаист, приходилось вести "рутинную просветительскую деятельность". "Каждый день я набивался на аудиенции к директорам разных туристических компаний, рассказывал об острове. Наверное, их подкупило то, что я рассказывал о Китае не как представитель турбизнеса, а как культуролог", - вспоминает Джан Ша. Через год удалось собрать три первые рекламные группы на Хайнань из Москвы, Новосибирска и Владивостока.
Вопрос финансирования, уверяет Джан Ша, для него и единомышленников – тех с кем познакомился за годы работы на Хайнане - не стоял: "Мы использовали связи в китайской администрации, объясняли, каким будут выгоды от приезда таких групп, договаривались с авиакомпаниями, которые за рекламу в СМИ, с которыми у нас была налажена связь, давали бесплатные билеты". Первую туристическую группу привезли в 1998 г. "Мы были первыми, кто открыл Хайнань для русских", - говорит он. К тому моменту Джан Ша уже зарегистрировал компанию DC-international, правопреемницей которой стала China tour & business travel - "решили в названии обозначить сферу деятельности".
Клуб по интересам
Тогда ему стало понятно, что в одиночку такое направление как Китай развивать нельзя, нужно сообща рассказывать людям о стране. По словам, предпринимателя, в Москве к тому моменту было всего две компании, которые занимались Китаем: отправляли туда челноков, цели разрабатывать экскурсионные туры у них не было, "попросту не было специалистов", - утверждает Джан Ша. Русско-китайский клуб должен был объединить усилия тех, кто хотел заниматься Китаем и открывать его людям. Директора China tour & business travel поддержали руководители пяти туристических компаний (сейчас в клуб входить более десяти).
"Консультации с турсообществом показали, что Хайнань без контекста всей страны не сможет работать, пришлось предлагать большой континентальный Китай", - говорит Джан Ша. "Китаисты разработали экскурсионные программы, которые адаптировали для русских, я лично провел двухнедельные семинары для менеджеров компаний, вошедших в клуб, рассказывал им о Китае". Было решено предлагать туры по единой цене, давать совместную рекламу. Клубу, президентом которого стал Джан Ша, определили бюджет в $100 000. "Мы провели "агрессивную" рекламную кампанию – поездки для журналистов в Китай, сообщения в СМИ, Интернете. Пришлось подружиться с продюсерами всех центральных телеканалов", - вспоминает он. В 1999 г. в Китай возил даже Юрия Сенкевича -автора "Клуба путешественников". Результатом той поездки стали два часовых фильма. "По телевидению заговорили о другом Китае - не о большом рынке товаров, а о стране древней цивилизации". Каждый фильм посмотрели 100 млн человек, уверяет Сергей Джан Ша. При этом во всех появлялся логотип Русско-китайского клуба. "В сознании людей наш клуб стал гарантией качества", - говорит его президент.
Но все же первые полгода действовали в убыток. "Мы не могли собрать полные группы. Скажем, из 10 человек ехали только пять". Однако от Китая не отказались и даты заездов не отменили. Новый год 2001 г., по мнению руководителя Русско-китайского клуба, стал поворотным: тогда они привезли на Хайнань – "остров южнее моря", так с легкой подачи Джан Ши окрестили курорт - несколько сот человек. "Это сейчас на пасху на Санья в гостиницах подают крашеные яйца и куличи, тогда мы с трудом объяснили китайцам, что новый год такой же важный праздник для русских, как для них Чуньцзе - праздник весны". Джан Ша говорит, что в 2001 г. приехавшим на Санья отдыхать первый раз предложили отметить новый год всем вместе в отелях на зеленых лужайках. Так появилась еще одна традиция на острове.
С 2001 г. интерес к Китаю только рос, количество туристов увеличивалось в среднем на 30% в год, говорит основатель Русско-китайского клуба. Даже 2003 г. – тогда в Китае разразилась эпидемия атипичной пневмонии – завершили не хуже предыдущих. "Четыре месяца у нас не было ни одного клиента, но с сентября дал о себе знать отложенный спрос", - говорит Джан Ша. "Вообще кризис делает любую компанию сильнее", - добавляет он. Его компания, чтобы выжить стала заниматься Китаем "более профессионально": диверсифицировали бизнес, стали предлагать дополнительные услуги – консультирование по вопросам поиска партнеров, бизнес, оздоровительные и вип-туры. Заниматься другими странами Джан Ша не планирует. "Это наша принципиальная позиция, Китай - наша профессия. Мы многое знаем о стране и многое можем предложить", - говорит он.
"Заниматься одним направлением, если речь идет о туризме, не выгодно, однако о Китае этого сказать нельзя, - говорит начальник китайского направления компании "Южный крест" Марина Земских. - Интерес к этой стране на российском рынке очень высок, поскольку в Китае можно найти все: отдых, лечение, экскурсии, шоппинг, а если говорить о бизнес-туризме – то и партнеров по бизнесу". Учитывая спрос со стороны россиян, потенциал развития этого направления высок, отмечает специалист. Слова Земских подтверждает генеральный директор крупнейшей принимающей компании на Санья Андрей Иванов: "Китайское направление предлагает все больше компаний, это говорит, о том, что заниматься Китаем прибыльно". По его оценкам, рентабельность бизнеса сейчас больше 20%. "Сергей Джан Ша прав: один в поле не воин", - говорит Иванов, высоко оценивая идею создания Русско-китайского клуба.
Сейчас в China tour & business travel, по словам ее директора, работает 15 человек - "небольшая компания". Обороты он назвать отказывается. "На жизнь и развитие хватает". Себя же он относит к категории среднего класса. "Я не состоятельный, а состоявшийся человек", - говорит Джан Ша, подчеркивая, что главное для него не получение прибыли, а возможность показать настоящий Китай людям.
Главным в своей работе он считает создание высококачественного продукта. "Мы задаем моду на Китай", - не без городости заявляет Джан Ша.