McDonald"s без гамбургеро
В конце 2010 года в Париже открылся первый McDonald без гамбургеров - в закусочной можно заказать только салаты и напитки. В случае успеха, по словам представителей компании, проект станет сетевым. Эксперты отмечают, что благодаря силе бренда компания может себе позволить и более радикальную диверсификацию формата. Однако полный отказ от привычных бургеров - рискованный шаг.
Первый McDonald"s без гамбургеров - проба концепции. Ресторан открылся в парижском деловом районе La Defense. Посетитель не встретит здесь ни пластиковой посуды, ни привычного меню. Новый проект должен решить сразу три задачи: учесть французскую моду на здоровую пищу, составить конкуренцию сети Starbucks, привлекающей клиентов биопродуктами, а также увеличить средний чек. Если готовые салаты в обычных ресторанах McDonald"s стоят от 2,5 до 6 евро, то в опытном заведении стоимость любого блюда составляет 7 евро.
Компания планирует открыть в этом году во Франции еще 20 ресторанов с традиционными блюдами и салат-барами. "Для нас это опытная лаборатория. Нам нужно несколько месяцев, чтобы проверить новую концепцию", - говорит вице-президент McDonald"s Изабель Кустер.
В оценке нового проекта компании мнения почти всех экспертов совпали - на волне популярности
Каждому по вкусу
Адаптация своего предложения и концепции - постоянная и отработанная практика корпорации. "В ресторанах сети в Индии нет блюд из говядины, зато предлагаются местные виды мясных и сырных закусок. В крупном еврейском квартале в Буэнос-Айресе работает ресторан McDonald"s с кошерным меню, - комментирует руководитель российского направления брендингового агентства Fitch Елена Чувахина. - В этом свете пилотная концепция в Париже выглядит вполне логично".
Директор по маркетингу и развитию бизнеса трейд-маркетинговой компании NMT Владимир Тихоненков считает, что новая концепция отражает правильный и своевременный подход сети к своему развитию. "На мой взгляд, для успешного функционирования концепции на рынке необходимо сделать brand extension ("расширение бренда", использование существующей торговой марки применительно к новым или модифицированным продуктам), назвать это, например, McDonald"s-Light и попробовать совместить в меню традиционный и "экологичный" ассортименты", - объясняет Владимир Тихоненков. Такая стратегия позволит новым продуктам заручиться хорошей репутацией товара, уже завоевавшего себе место на рынке.
По мнению президента брендингового агентства Depot WPF
"Многие могут считать продукты "от McDonald"s" неприемлемыми для себя, но при этом сохраняют уважение к самому бренду. Гамбургеры и бигмаки не являются "здоровой пищей", зато бренд гарантирует неизменное и повсеместное качество своей продукции. С такой авторитетной платформой можно пускаться даже в еще более рискованные диверсификационные проекты, - рассуждает Алексей Андреев. - Социальная позиция бренда и уважение к нему со стороны массового потребителя предоставляют большой кредит доверия любым начинаниям".
Конечно, отмечает эксперт, в основе всех бизнес-идей лежит банальная жажда наживы: увеличивать средний чек, повышая цены на привычные продукты, нельзя - это аксиома. Их стоимость, наоборот, желательно понижать, а на этом фоне выводить новые, симпатичные продукты и услуги с повышенными ценами. "McDonald"s еще использует и актуальную "моду" - здоровое питание! Потребители сами хотят таких продуктов, их не придется уговаривать и агитировать. Это интернациональный тренд, - комментирует Алексей Андреев. - Лояльные клиенты никуда не денутся от своих чизбургеров. Новые посетители "клюнут" на модную "салатную тему". Произойдут и "переключения" старых клиентов - всем хочется соответствовать духу времени".
Риск потери идентичности
Тем не менее многомиллионная армия
У исполнительного директора консалтинговой компании RestCon
Новый проект McDonald"s кажется странным и российским рестораторам. "Я с удовольствием увидел образ нового дизайна закусочной сети в окрестностях Парижа, но McDonald"s без гамбургеров - для меня это странно, - комментирует основатель сети "Грабли" Роман Рожниковский. - Для России тем более. Скорее, мне понятно расширение ассортимента наряду с традиционным меню".
27.01.2011