Кьелл Нордстрем: первое качество предпринимателя — любопытство
Автор мирового бестселлера «Бизнес в стиле фанк» Кьелл Нордстрем ответил на вопросы читателей.
— Как побороть страх, начиная новый бизнес? Какими начальными характеристиками должны обладать люди для наиболее успешного продвижения дела? (Владимир Журавлев, Василий Кардаполов)
— Первое качество — любопытство. Второе — вам должны быть интересны другие люди. Главное в бизнесе — это люди. Вы должны любить других людей, любить трудных людей. Вы должны уметь общаться. Третье — вы должны быть настойчивы. Нужно продолжать двигаться, даже если появляются проблемы, не падать духом и делать попытки снова и снова. Не думайте сразу о большом бизнесе, начните с малого. Когда-то Apple, Siemens и Microsoft были маленькими компаниями. Начните с небольшой игры. Не вкладывайте слишком много денег, слишком сильно не рискуйте, растите медленно. Вы не сможете стать чемпионом мира по шахматам за один год, даже Каспаров этого не смог. Он двигался постепенно, постоянно практикуясь. Бизнес — похожий процесс. Не берите на себя сразу больших рисков — возможно, для начала вам стоит начать бизнес параллельно с вашей обычной работой.
— Как вы считаете, скоро ли новая экономика вытеснит старую и что будет с «традиционными отраслями» старой экономики (нефть, металлы, тяжелое производство), они так же трансформируются по принципам новой экономики или же ими будут заниматься государства, а новой экономикой — свободные предприниматели? (Игорь)
— Конечно же, трансформация экономики — это долгий процесс. Возьмем в качестве примера Великобританию и временной отрезок в 15-20 лет. Даже если страна развивается быстро, проводятся политические и экономические реформы, много времени уходит на создание новых институтов, принятие новых законов. Вряд ли на это может хватить 4-5 лет. Чтобы изменить экономическую систему, необходимо как минимум 15-20 лет.
— За 11 лет с момента выхода первой книги что-то изменилось в вашем видении бизнеса в целом? Свою концепцию вы по-прежнему считаете идеальным рецептом? И сколько еще времени (лет, десятилетий) этот рецепт будет действенным? (Дмитрий Засыпка)
— Во-первых, «Бизнес в стиле фанк» и другие мои книги об экономике — это не просто наши догадки, не вещи, которые мы изобрели «в домашних условиях». Большая часть наших идей — результаты серьезных экономических исследований. Наши принципы основаны на расчетах и поэтому достаточно солидны. Во-вторых, если вы заглянете в мою первую книгу сегодня, 11 лет спустя, то увидите, что большая часть вещей, которые мы там описываем, сейчас существует. Информационное сообщество — реальность настоящего, она влияет на деятельность людей во всем, от политики до бизнеса. Мы видим, что происходит в Тунисе, Египте, Сирии, Бахрейне, — людям необходима информация, и информационные технологии меняют страны и общество. Я считаю, что идеи фанки-бизнеса очень актуальны сегодня. Сила описанных нами общественных сил скорее недооценена, чем переоценена. Когда сегодня мы с Йонасом Ридерстралле перечитываем наши тексты, то думаем, что, когда мы писали их, не понимали до конца, насколько мощными могут быть эти импульсы в обществе.
— Какая разница в доходах между стилем фанк и классическим стилем, меняются ли отношения с кредиторами и инвесторами? (Лилиан Истрати)
Разница, безусловно, есть. Мы видим, что доходы компаний, работающих по принципам фанки-бизнеса, выше, чем в среднем по отрасли. Это подтверждает его правильность и финансовую успешность. Соответствующую реакцию мы видим и со стороны инвесторов: фанки-фирмы уважаемы и известны, одновременно они более открыты, более привлекательны для сотрудников.
— На мой взгляд, бизнес в стиле фанк можно построить только в демократическом развитом обществе, там, где у людей есть потребность в самореализации. Приживется ли бизнес в стиле фанк в России? Поможет ли России бизнес в стиле фанк повысить свой уровень на международной арене? (Азат Музафаров)
— Конечно, в недемократическом обществе развивать фанки-бизнес значительно сложнее, поскольку силен контроль со стороны государства, а права и свободы не соблюдаются в достаточной мере. Тем не менее я считаю, что именно в таком обществе этот вид бизнеса крайне необходим, чтобы привести экономику в движение.
— Страна, в которой я живу, Белоруссия, отстала от течения времени, описанного в вашей книге. Люди настолько пассивны, что порой опускаются руки. Как можно строить «бизнес в стиле фанк», когда люди, которые находятся вокруг тебя, отсталые? Ориентироваться нужно только на фриков и фанков, а что делать с остальными? Что бы вы могли посоветовать молодому поколению живущих в странах бывшего СНГ, а желательно в Украине, которые стремятся добиться успеха в жизни? (Максим Наумов, Евгений Коронов)
— В любой стране, в том числе и в Белоруссии, всегда есть маленькие группы динамичных людей, способных начать свой бизнес. И они продолжают существовать, несмотря на сложную ситуацию. Даже в Белоруссии или, например, в странах Африки есть условия для возникновения бизнеса. И если сегодня большинство людей не вовлечены в процесс развития экономики, не надо забывать о том, что небольшие группы предпринимателей могут изменить картину.
— Кто герой (герои) нашего времени в бизнесе? (Артем Кузнецов)
— Для меня это Стив Джобс, Ричард Брэнсон и Мухаммад Юнус.
— Какими станут будущие социальные сети и интернет-магазины? Что нового они дадут пользователям? (Евгений Фартовый)
— Социальные сети — это отражение потребности людей быть частью сообщества, большой группы — семьи, деревни, страны. Это заложено в человеческой природе: мы не любим быть одни. Общество меняется: исчезают национальные государства в привычном смысле этого слова, потому что люди переезжают с места на место, семьи перестали быть такими прочными из-за разводов и меняющегося стиля жизни. В результате спрос на принадлежность к какой-то группе очень высок. Думаю, что социальные сети создадут то, что будет напоминать сегодняшние страны, где будут собираться люди с похожим образом жизни и делиться идеями. К примеру, сообщество экологических активистов или одиноких женщин, воспитывающих детей. Это будут виртуальные страны, города и деревни. Что-то подобное уже есть, но я думаю, их будет еще больше. Для онлайн-магазинов это означает, что они должны становиться все более специализированными. Они должны понимать, как устроены виртуальные города и что нужно их жителям, чтобы занять эти ниши. Благодаря этому компании станут ближе к своим потребителям, чтобы создавать продукты, специализированные для определенных групп.
— Как вы писали, большая степень свободы предполагает больше ответственности. Сколько стоит личная свобода сейчас и каковы изменения ее значения, например со времени публикации книги? Как повлияли лично на вас эти изменения? (Константин Курилов)
— Обилие свободы означает, что вы сами должны принимать огромное количество решений — каждый день, каждую неделю, каждый год. В каком направлении я должен двигаться в жизни? Откладывать ли мне деньги на старость? Должен ли я переезжать из одного города в другой? Должен ли развестись и жить один? Ответы на эти вопросы можем дать только мы сами. Это плата за свободу, и она все время растет. У нас появляется все больше свободы, а значит, еще больше ответственности. Это прежде всего касается демократических стран, в частности Швеции. Сейчас это одна из самых свободных стран, а это значит, что за все свои решения и действия я несу ответственность сам.
— Если бы вы были сегодня 18-летним парнем, чем бы вы занялись? (анонимный вопрос)
— Во-первых, я занялся бы психологией. Я считаю, что развитие исследований того, как функционирует мозг человека, как функционируют люди в группах, поодиночке, в стрессовых и экстремальных ситуациях, чрезвычайно интересно. С помощью новых технологий сегодня можно добиться более глубокого и точного понимания того, как устроен человеческий мозг.
Во-вторых, я занялся бы исследованиями востока. Под «востоком» я понимаю то, что находится восточнее Стокгольма: Восточная Европа, Россия, Китай — новые страны, которые переходят к рыночной экономике. Я изучал бы языки и культуру этих стран, попытался бы поработать там какое-то время. Сто пятьдесят лет назад молодым людям говорили: «На запад!» (Go West!), имея в виду США. Сейчас, я думаю, молодым людям нужно говорить: «На восток!» (Go East!)
— В чем для вас смысл жизни? Вы довольны своей жизнью? О каких упущенных возможностях вы больше всего жалеете? (анонимный вопрос)
— Это один из самых сложных вопросов. В книге Дугласа Адамса «Автостопом по галактике» все ждут ответа на вопрос о смысле жизни и Вселенной. Ответ, который дает компьютер после миллионов лет работы, — «42». У меня есть два смысла жизни, если можно так сказать. Первый — это мои дети, второй — возможность делиться моими знаниями с максимальным количеством людей, потому что это помогает сделать мир лучше. Если я вижу, что люди в России, Белоруссии, Китае пользуются моими знаниями и добиваются успеха, это лучшая награда для меня. Доволен ли я своей жизнью? Да, в возрасте 53 лет я могу сказать, что достаточно счастлив. Пока все идет хорошо. Я упустил какие-то вещи, например, я жалею, что не изучал русский и китайский языки. Я хотел бы лучше понимать, например, процессы, которые начались в России во время перестройки. Я изучал западные языки, потому что 25 лет назад никто не мог представить, каким важным станет Восток. Сегодня я говорю: «Go East! На восток!»
30 мая 2011