Кулинарный театр: хлеба и зрелищ!
Феликс Шультесс всегда любил готовить и был артистичен. Сочетание этих двух талантов породило уникальный бизнес – «Кулинарный театр»
В 2002 году, когда наш герой решил уйти с менеджерской должности в крупной компании и заняться частным предпринимательством, приятели предупреждали его: без серьезных инвестиций бизнес не построишь. Феликс с этим утверждением не соглашался. Тогда друзья ради хохмы дали ему сто долларов: «Посмотрим, как ты будешь развиваться». На эти деньги было закуплено 35 комплектов традиционной для советского общепита столовой утвари: граненые стаканы, суповые миски и алюминиевые ложки. Иностранцы, заказавшие застолье в «советском» стиле, были в восторге. На Шультесса посыпались новые заказы.
«Меня не устраивала Германия»
Впервые Феликс Шультесс попал в Советский Союз еще ребенком: его родители представляли в СССР интересы концерна BASF. В 1990 году, когда ему было 22, он решил вернуться в Россию. «Меня не устраивала стагнирующая Германия, – вспоминает он. – Там, конечно, сытно поживают, но при этом все постоянно чем-то недовольны. В России тогда люди жили очень бедно, но были готовы что-то делать за идею. О немцах такого не скажешь». Шультесс окончил ВГИК (учился в мастерской Сергея Соловьева), затем подался в журналистику и объездил всю Россию, снимая репортажи для ТВ.
Будучи страстным поклонником кулинарных экспериментов, во время путешествий Феликс составлял собственную «кулинарную карту России»: в каждом городе обязательно заходил в булочную и на рынок, чтобы поближе познакомиться с местными деликатесами: «Так, например, я узнал, что в Архангельске готовят мойву в тесте, такой оригинальный хот-дог: спереди торчит голова, сзади хвостик. А на Кавказе едят «колючку» – какое-то ползучее растение, нежные побеги которого срезают в течение двух недель в мае. Их жарят, и получается удивительное овощное блюдо, слегка напоминающее спаржу».
Побывав со съемочной группой в нескольких горячих точках, Шультесс решил «завязать» с журналистикой и несколько лет посвятил работе в издательском бизнесе, дослужившись до начальника отдела производства в одном из крупных издательских домов. Однако офисная рутина плохо сочеталась с его творческой натурой: «В какой-то момент я понял, что роль наемного менеджера была мною «высосана из пальца». Хотелось настоящей работы, где я был бы один на один со своим клиентом и полностью отвечал бы за результат. А на закулисные интриги, которые постоянно плетут в крупных компаниях, мне просто не хотелось тратить свою жизнь».
«Пищевой цех»
Регулярно посещая различные коктейль-приемы, Феликс Шультесс обратил внимание на то, насколько они удручающе однообразны и скучны. Гостям везде предлагался один и тот же стандартный набор «развлечений»: бокал шампанского, стакан сока, канапе. «Через неделю уже не вспомнишь, где какой бутерброд ты ел, – морщится Шультесс. – Я понял, что в праздники нужно вкраплять узнаваемые детали, с которыми каждое мероприятие могло бы ассоциироваться. И еще я был уверен, что могу делать праздники намного лучше, даже не имея никакого специального образования в этой сфере».
Первый опыт организации застолий Феликс получил в 1998 году, проведя несколько праздников для друзей. Оплату за свои услуги он не просил, зато убедился в своей способности развлечь и вкусно накормить гостей. Чем закончились эти эксперименты, мы уже знаем: в 2002 году предприимчивый немец бросил стабильную работу, чтобы полностью посвятить себя проекту, который поначалу назывался «Пищевой цех». Расчет был сделан на иностранцев, для которых всё советское выглядело крайне экзотично. «У меня не было бизнес-плана, я совершенно не представлял, сколько смогу заработать, – замечает Шультесс. – Но я четко понимал, что клиенты будут. Тогда ресторанный бизнес только начинал развиваться, а на рынке кейтеринга было совсем пусто – лишь несколько компаний».
С самого начала Шультеcc продумал технологию продажи своей услуги. При первой встрече с потенциальным клиентом он пытался узнать, чего хочет заказчик. Затем направлял ему краткий текст, написанный по принципу киношного синопсиса, который должен был передать художественный замысел и атмосферу праздника: некоторые детали из меню, свет, музыка, ароматы. Если клиент принимал концепцию, к ней составляли смету. Если же идея театрализованного праздника отвергалась на корню, то без особых проблем можно было вернуться к варианту обычного кейтеринга без артистических «излишеств».
Заказов поначалу было относительно немного – в месяц проводилось от трех до пяти мероприятий, на каждом из которых присутствовало от 30 до 70 гостей. «Мы брались за работу на любых условиях, – вспоминает Шультесс.
– Клиент мог сам определить, какую сумму он готов потратить, а мы не раздумывая соглашались и уже потом, на этапе закупки, пытались понять, как уложиться в бюджет. Впрочем, не было такого случая, чтобы у нас что-то «не срослось», ведь цены тогда были смешные. Учитывая, что цены в ресторанах тогда были завышены, наши услуги всегда оказывались на 20-30% дешевле».
Почти весь первый год Шультесс и его команда работали как частные подрядчики. «Мы начинали готовить на кухне в квартире моей матери, и в течение первого года сильно «травмировали» жилище, – смеется Шультесс. – Позднее у нас появилось свое помещение: сначала цех, потом склад, затем холодильная камера».
Первая команда проекта состояла сплошь из непрофессионалов. В роли шеф-повара выступал программист баз данных, не имевший кулинарного образования. «И это не самый плохой выбор, – констатирует Шультесс.
– Прибыльность проекта напрямую зависит от того, как шеф сумеет организовать процесс, сделав его экономным. В каком-то смысле он действительно должен быть программистом». Экспедитором, отвечавшим за доставку всего необходимого на мероприятия, стал случайный «бомбила»: его остановили на улице и попросили доставить пять бочек пива по нужному адресу, заплатив авансом денег.
Вместо того чтобы скрыться с пивом и деньгами, водитель доставил груз и отчитался о проделанной работе. Сам Феликс Шультесс был лицом компании, отвечал за привлечение клиентов и генерировал новые идеи. Фиксированную зарплату никто не получал – лишь часть прибыли от проведенных мероприятий.
После ухода с высокооплачиваемой работы в издательстве, в период становления нового бизнеса личные доходы Шультесса заметно снизились: «В первые месяцы мы реально проедали ресурсы. Хорошо, что мое решение было поддержано в семье. Если бы жена всерьез опасалась, что нам негде будет брать деньги, я бы, наверное, не ушел с работы – или ушел бы не так скоро. Но постепенно мы выкарабкались из ямы – через полтора года бизнес уже покрывал все расходы».
«Пищевой цех» просуществовал недолго: его основатель быстро осознал, что ассоциации с «совком» по душе далеко не всем клиентам. И тогда появился «Кулинарный театр», или, как его еще называют, «Театр вкуса».
Завтрак на траве
Первым по-настоящему крупным мероприятием, которое довелось обслуживать «Кулинарному театру», стало открытие Ханты-Мансийского кинофестиваля. «Перед нами стояла задача перевести пять гостиниц и ресторанов на более европеизированную кухню, – вспоминает Шультесс. – В те времена в Ханты-Мансийске было принято подавать на завтрак тефтели, суп и кашу – все в горячем виде. Деятели киноиндустрии, съехавшиеся со всего мира, вряд ли обрадовались бы такой «заботе» о фигуре».
Обучая поваров, Феликс попутно размышлял: чем бы таким удивить гостей? Дело происходило зимой, кругом снег, на улице мороз. Родилась совершенно необычная идея: создать ощущение весны, засеяв все столы густой зеленой травой. «Траву мы две недели растили в лотках с древесной стружкой, – говорит Шультесс. – Но зато, когда гости это увидели, это был такой шок, такой фурор! Они стояли как остолбеневшие и лишь твердили: «Трава! Роса!» Больше в тот вечер можно было ничего не говорить».
Каждому выездному мероприятию предшествует кропотливая подготовительная работа. «Например, нам заказали мероприятие в Алма-Ате на 850 человек, которое должно было состояться в конце декабря, – объясняет Шультесс. – Впервые мы приехали туда в сентябре: посмотрели площадку, объездили рынки, магазины, пообщались с оптовиками. Выяснили, какие продукты можно найти на месте. Оказалось, не хватает лишь одного – свежей охлажденной рыбы и морепродуктов. Эти «стратегические» продукты пришлось везти с собой из Москвы, все остальное закупили в Алма-Ате. Команда, которая отвечает за проведение мероприятия, также формируется заранее. Один человек приехал за полтора месяца до праздника, два человека – за месяц, потом стали приезжать каждую неделю, и таким образом команда доросла до двенадцати человек».
Поверив однажды в то, что бизнес можно построить без сторонних инвестиций, Феликс Шультесс остался верен этой идее и ни разу не предпринял попытки привлечь внешнее финансирование. Компания росла органично, вкладывая часть прибыли в дальнейшее развитие. Да иначе, наверное, и быть не могло: ведь «Кулинарный театр» искал свое место на рынке интуитивно, не имея четкого плана развития. Быстрый рост бизнеса не был возможен еще и по причине дефицита кадров.
Люди из системы общепита с их профессиональными привычками, обычаями и штампами не вписывались в концепцию артистического кейтеринга. Праздники от Феликса Шультесса были и остаются штучным товаром, требующим личного участия «главного идеолога». Хотя соблазн формализовать бизнес все же был. «В какой-то момент нам всем показалось, что заниматься «Кулинарным театром» слишком трудно, нужно упрощать концепцию, быть как все. Но именно в тот день, когда мы уже решили все упростить, повалили заказы на организацию праздников по индивидуальным сценариям. Пришлось продолжить начатое дело».
Некоторая формализация бизнеса все же произошла – был создан портфель анимационных модулей. «Модуль – это отнюдь не готовый сценарий, – поясняет Шультесс. – Разные модули можно комбинировать друг с другом и подгонять под конкретные пожелания клиента. Но каждый раз заново изобретать велосипед теперь не приходится. Примерно за два года мы придумали сотню таких модулей, и после этого почувствовали себя гораздо увереннее». Сегодня в «репертуаре» «Кулинарного театра» около 150 модулей.
На глазах у публики
В 2007 году Феликс Шультесс познакомился с Юрием Макеевым. Начав общаться, оба удивились тому, как много у них общего. Макеев, как и Шультесс, получил актерское образование и тоже имел страсть к кулинарии. Не оставляя карьеру актера театра и кино, в 2002 году Макеев почти спонтанно основал кейтеринговую компанию. «У меня в кармане было сто рублей, а друзья говорят: «У нас тут заказ на мероприятие. Можешь организовать?» – вспоминает Юрий. – Я отправился на встречу с заказчиком и представился директором кейтеринговой компании, хотя и не являлся им. Потребовал 100% предоплаты и две недели на подготовку». Сделка состоялась. Много заработать на этом не удалось, но старт бизнесу был положен: Макеев закупил оборудование, нашел поваров и некоторое время кормил киногруппы. Позднее этот бизнес развивался примерно в том же русле, что и «Кулинарный театр». Поэтому, когда Шультеcc и Макеев встретились, они узнали друг в друге единомышленников и решили объединить усилия. Чтобы не усложнять отношения, оценку активов провели условно и стали партнерами с равными долями.
Сегодняшний «Кулинарный театр» помимо кухни и продовольственных складов имеет свой швейный цех, небольшую мастерскую для создания нестандартного реквизита и утвари из дерева. Есть необходимый запас мебели (150 столов, стулья, лавки), выездное тепловое оборудование для любых условий (электрическое, газовое, мангалы), посуда на 1500 персон, костюмы, скатерти, покрытие для шатров, а также реквизиторский склад с кувшинами XIX века и другими вещицами.
В штате компании 15 человек. «Любой кейтеринг существует за счет фриланса, – поясняет Шультеcc. – Требования к поварам и официантам меняются от одного мероприятия к другому. Иногда в роли официантов выступают артисты, прошедшие специальный тренинг. Главное – это костяк команды. Наши 15 сотрудников поддерживают необходимые контакты и при необходимости могут «превратиться» в 150 или 200 человек. Но если первое звено дезорганизовано, то не помогут даже самые лучшие мастера».
Шультесс признает, что проблема привлеченного персонала – одна из самых острых в его бизнесе. Многие официанты, работающие в сфере общепита, не подходят для кейтеринга, поскольку привыкли жить за счет чаевых. В кейтеринге же чаевых не бывает по определению. Юрий Макеев решал эту проблему, привлекая на временную работу студентов театральных вузов. «Им проще объяснить задачу, – замечает Макеев. – Для них это сродни обучению актерскому мастерству: сегодня мы играем итальянцев, завтра – японцев, а послезавтра, например, инопланетян».
Индивидуальный сценарий, костюмы и декорации – далеко не единственное конкурентное преимущество «Кулинарного театра». «Обычно кейтеринговые компании стремятся все заранее приготовить на кухне и на самом мероприятии только раздавать еду, – говорит Шультесс.
– Наш секрет – это свежие продукты, приготовленные здесь и сейчас. Очень часто мы ничего не готовим заранее – вплоть до того, что варим картошку на глазах у гостей».
Такой подход требует особого внимания от поваров, которые оказываются участниками представления и должны одновременно контролировать процесс приготовления нескольких блюд, находясь в центре внимания публики. «С этим бывают проблемы, – улыбается Шультесс.
– Недопустимо, чтобы повар отрезал себе все пальцы от волнения. Работая в таком режиме, нередко приходится импровизировать. Вдруг отказало оборудование или еще что-то случилось – нужно на ходу вносить изменения в концепцию. Но пока что мы успешно справлялись со всеми форс-мажорными обстоятельствами. Например, на вечеринку приходит в два раза больше гостей, чем планировалось. И наших припасов не хватает, чтобы всех накормить. Что делать? Бежим в магазин, тащим продукты, готовим и кормим гостей. А с заказчиком разбираемся потом».
«Кулинарный театр» берется за обслуживание любых мероприятий, на которых может присутствовать от 25 до 1500 человек. Средний заказ – на 200 гостей, средняя продолжительность мероприятия – 4-5 часов. А «средний счет» при таких параметрах варьируется от $70 до $120 на человека без учета спиртного. «Фиксированного прайс-листа у нас по-прежнему нет, – говорит Шультесс. – Сколько мы ни пытались его составить, пожелания клиентов не поддаются стандартизации. Ведь можно заказать и романтический ужин на двоих, который обойдется в $2000-3000».
В последние несколько лет кейтеринг и индустрия праздников в России бурно развивалась: сегодня на рынке работает около 500 кейтеринговых компаний и 450 event-агентств. Однако «Кулинарный театр» пока остается единственным в своем роде и без особых затрат привлекает новых заказчиков. «Мы ни разу не давали рекламу своих услуг, – говорит Шультесс. – Но почти на каждом мероприятии кто-нибудь из гостей подходит к нам познакомиться, просит визитку и позднее обращается уже как клиент».
Шультесс и Макеев не раскрывают свои финансовые результаты, но, зная о том, что компания ежегодно проводит до 200 мероприятий, можно предположить, что ее оборот составляет $3-4 млн. в год. Вопрос о расширении бизнеса рассматривается, но пока все упирается в поиск единомышленников и подходящего персонала. «Для нас важно не потерять качество в погоне за количеством, – подчеркивает Юрий Макеев. – Не хотелось бы превращать «Кулинарный театр» в подобие McDonald’s. Сейчас мы в состоянии обслужить два, максимум три мероприятия в день».
Феликс Шультеcc мечтает развить свой проект до полноценного театра: найти помещение, где он ставил бы настоящие спектакли, а публика заказывала бы столики, как покупают места в партере. За рубежом подобные примеры уже есть. По замыслу Шультеcca, открыть такой театр в Москве он сможет года через три-четыре.
Феликс Шультесс
40 лет
Родился в Вормсе-на-Рейне (Германия). В 1996 году окончил ВГИК.
C 1991 по 1997 год снимал репортажи для немецкого ТВ (ZDF Stringer, WDR Stringer). В 1997-1998 годах работал в проектной группе «Алмаз Пресс», в 2001-2003 годах руководил отделом в издательском доме «Грунер+Яр». Актерские работы в кино: «Дом под звездным небом», «Вишневый сад», «Жизнь врасплох». Режиссерские работы: «Пролог», «Площадь борьбы», «Бесы». Театральные постановки: «Мельник, колдун, обманщик и сват», «Клеопатра», «Марбургский счет». Член ротари-клуба Александра фон Гумбольдта.