Плюсы и минусы в сотрудничестве с ПБОЮЛ
Не все организации охотно идут на контакт с индивидуальными предпринимателями. Как правило, причиной тому служат возможные проблемы с НДС, если частник применяет УСН, да и путаница с НДФЛ пугает. Однако такие аргументы в настоящее время в некоторой степени устарели. Пересмотреть свое отношение к ПБОЮЛ можно хотя бы потому, что они более надежные партнеры. Ведь степень их ответственности значительно выше, нежели у ООО или ЗАО.
Договор – всему голова
Фирма в принципе может заключить с ИП любой гражданско-правовой договор: на оказание услуг, выполнение работ, перевозки, хранений и т.д. Главное, что бы у предпринимателя соответствующий вид деятельности обязательно был назван в ОКВЭД, а при необходимости имелись и все лицензии.
Многие компании зачастую не решаются начать отношения с ПБОЮЛами из-за того, что последние применяют УСН. Однако это заблуждение. Поскольку уменьшат ли те или иные затраты налоговую базу зависит прежде всего от режима самой организации. Если она на «упрощенке», то затраты по договору с ИП должны быть не только экономически обоснованы, документально подтверждены и фактически понесены, но еще и поименованы в статье 346.16 Налогового кодекса. Ведь перечень затрат для УСН с объектом «доходы минус расходы» является закрытым. Правда, названные условия распространяются и на те контракты, которые заключены с юрлицами. Так что, как видим, принципиальной разницы в отношении налогового режима, применяемого ИП, нет.
Если фирма работает на общей системе налогообложения, то у нее подобных трудностей не должно возникнуть. Зато есть другие.
Налоги укажет ОКВЭД
Выплаты по договору с предпринимателем не облагаются «зарплатными» налогами: ЕСН и НДФЛ, но только если оказанные им услуги (выполненные работы) названы в его свидетельстве о государственной регистрации и в ЕГРИП. Так, если компания заключила с ПБОЮЛом, например, договор аренды компьютера, а он имеет свидетельство о предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя на оказание транспортных услуг, фирма при выплате арендной платы обязана удержать с него налог по ставке 13 процентов. Также сообщить об этом в налоговую инспекцию, предоставив декларацию по форме 2-НДФЛ.
Если же этого не сделать, то налоговики могут оштрафовать фирму за неуплату ЕСН и неудержание НДФЛ. Свои претензии они обосновывают, как правило, тем, что организации обязаны исполнять роль налогового агента в отношении физических лиц, получивших от них доход. И поступать так необходимо в отношении практически всех доходов, за исключением тех, которые подпадают под действие статей 214.1, 227 и 228 Налогового кодекса с зачетом ранее удержанных сумм налога (п. 2 ст. 226 НК).
В то же время судебная практика показывает, что коммерсант может вести деятельность, не отраженную в его свидетельстве о государственной регистрации. Ведь право индивидуального предпринимателя осуществлять какую-либо деятельность не зависит от перечня по ОКВЭД в его свидетельстве. Следовательно, отсутствие какого-либо вида деятельности в регистрационном документе, по сути, не является безусловным основанием для признания его не предпринимательским (постановление ФАС Поволжского округа от 13 января 2005 г. № А55-7144/04-44).
Что выгоднее: сразу заплатить налоги или отстаивать свою позицию в суде – каждая фирма решает для себя сама. Хотя, конечно, в законе от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ сказано, что данные в реестре бизнесмен может дополнять или изменять в процессе своей работы. Да и Налоговый кодекс не содержит прямых указаний организациям хранить и получать копии регистрационных документов контрагентов – частников. Однако если фирма действительно нуждается в услугах предпринимателя, то рациональнее всего попросить его внести изменения в регистрационные документы, добавив в них соответствующий вид экономической деятельности.
НДС – как причина развода
Еще одним непростым моментом в отношениях между фирмой и предпринимателем является НДС. Как известно, зачет налога можно произвести только в том случае, если партнер тоже его плательщик. Вместе с тем, среди коммерсантов редко встречаются те, чья деятельность облагается НДС, поэтому, купив у них продукцию, а затем, продав ее, фирма не сможет получить вычет.
Такая возможность существует только у тех организаций, которым поставщики-упрощенцы, выставили счет-фактуру с выделенной в ней суммой НДС, несмотря на то, что сами не платят налог. Если лицо, не являющееся плательщиком этого налога, выставит счет-фактуру и укажет в нем сумму НДС, то оно все же обязано перечислить ее в бюджет. Такое правило предусмотрено пунктом 5 статьи 173 Налогового кодекса.
Некоторые компании, дабы уйти от претензий налоговиков, заключают с предпринимателями договор комиссии. Согласно ему коммерсант совершает за вознаграждение одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента (глава 51 ГК). При этом по сделке с третьим лицом права и обязанности возникают непосредственно у комиссионера, но НДС платиться по особым правилам. Посредник перечисляет налог с суммы комиссионного вознаграждения (ст. 156 НК) и комитент – в отношении товаров, переданных на перепродажу (п.1 ст. 146 НК). Если комитент применяет УСН, то он не является плательщиком НДС и, следовательно, он не обязан выставлять покупателю счет-фактуру на переданные на комиссию товары.
Фирма же, использующая общую систему налогообложения, может существенно уменьшить отчисления НДС по товарам, поступившим от комитента на УСН. Это связано с особенностями определения налоговой базы по договору комиссии, которая определяется как доход, полученный посредником. Иными словами фирма, реализующая товар комитента-«упрощенца», исчисляет НДС не с суммы товара, переданного ему на комиссию, а, по сути, с торговой наценки.
Использование договора комиссии при взаимоотношениях с индивидуальными предпринимателями-«упрощенцами» имеет такой же недостаток, как и при приобретении у них товаров для перепродажи. Покупатель не сможет применить налоговый вычет по НДС. «Крайним» в этом случае останется не комиссионер, а организация или индивидуальный предприниматель, который купит продукцию, принадлежащую комитенту.
Контрольно-кассовый метод
В довершении ко всему не многие предприниматели используют ККМ, а ограничиваются по возможности бланками строгой отчетности. Стоит ли в таком случае отказываться от отношений с «бескассовым» коммерсантом?
Несмотря на то, что применять кассу обязаны предприниматели, осуществляющие торговлю товарами, выполнение работ или оказание услуг за наличный или безналичный (при помощи карточек) денежный расчет (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Тем не менее, предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей местонахождения могут производить денежные расчеты без применения ККТ. В таком случае они должны использовать, например, БСО. Порядок их учета, хранения и уничтожения установлен постановлением правительства от 31 марта 2005 г. № 171.
Правда, в постановлении было отмечено, что формы бланков, утвержденные в соответствии с ранее установленными требованиями, могут применяться до введения новых форм, но не позднее 1 января 2007 года. Однако в прошлом году этот срок был продлен 1 сентября 2007 года (постановление правительства от 5 декабря 2006 г. № 743).
Тем не менее, в любом случае следует помнить, что при отсутствии кассового чека или БСО подтверждением того, что сделка действительно осуществлялась, будет товарный чек, отмечают эксперты журнала «Московский бухгалтер». Ведь договор розничной купли-продажи считается заключенным в надлежащей форме с момента выдачи продавцом покупателю кассового или товарного чека или иного документа, подтверждающего оплату товара (ст. 493 ГК). Кроме того, отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.
---
Источник: