Начинающему бизнес: советы не постороннего
Я пришел в бизнес в 45 лет. Когда ушел из госслужбы, у меня был 26-летний стаж работы, взрослые дети, установившаяся семейная жизнь. В советские времена много ездил по командировкам. Поезда, гостиничные номера с соседями – в то время люксы были не для меня. Поэтому у меня был определенный опыт общения с людьми. Я видел, что можно было бы многое сделать удачнее, но делать этого было нельзя: мощные ограничения со стороны государства, полное отсутствие бизнес-структур.
Отсюда правило номер один: «Больше общайся, будь внимателен, смотри на окружающее и осознавай его».
Когда в 90-х начали появляться новые правила игры, я пришел в бизнес. Сначала с иллюзиями. Казалось, у меня такой огромный жизненный опыт, так много друзей вокруг. К друзьям всегда можно обратиться за деньгами, советом, предложить партнерство, в конце концов… Но я очень быстро понял, что в бизнесе нельзя надеяться ни на друзей, ни на родных, тем более на ошибки врагов. Только на себя.
Правило номер два: «Бизнесом надо заниматься одному. И чем более бизнесмен успешен, тем более одиноким он становится». У него может быть много соратников, помощников, референтов, но принимает решение он один и несет за него ответственность тоже один. Как только я отступал от этого правила – сразу попадал впросак.
Третье правило: «Деньги – у людей. Если ты хочешь зарабатывать деньги, решай людские проблемы. Чем лучше ты выполнишь задачу по решению чужих проблем, тем больше будет твоя прибыль».
Мне удалось быстро найти свои деловые ниши. Одна из первых – участие в приватизации, потом фондовый рынок. Вначале я сам ничего не покупал, а помогал огромному количеству организаций, частных лиц. Как сейчас называется, оказывал консалтинговые услуги. Например, я заметил наличие проблем у Магнитогорского металлургического комбината, знал пути их решения и сам занимался максимальным отделением предприятия от государства, помогал потенциальным собственникам собрать и сохранить крупный пакет акций.
С учетом тех же принципов строил и свой ресторанный бизнес, пытался удовлетворить базовые потребности людей в хорошей и недорогой еде. Но я считаю, что как бизнесмен проявил себя, прежде всего, на фондовом рынке: в консалтинге, трейдинге, ведении реестров, решении нестандартных задач по сохранению собственности.
Цель бизнеса не деньги. Деньги становятся инструментом, позволяющим осуществлять проекты разного масштаба. А это уже в большей степени амбиции, чем потребности. Ты уже не деньги зарабатываешь, а проверяешь себя, способен ли. Чистой воды честолюбие. Однако в большом бизнесе существует опасность нравственного порядка. Рано или поздно, когда ты научился создавать деньги «из воздуха», и оброс огромной собственностью, возникает проблема сохранности и защиты своего дела и своих активов.
В этот момент – если амбиции выше нравственности – перестают существовать общепринятые моральные ограничения. Мы все защищаем Ходорковского, говорим, что с ним несправедливо поступили. Несправедливость – в том, за что и как его судят, что ему «припаивают». Но когда он перестал заниматься бизнесом, связанным с игрой ума, и начал качать нефть, которая на самом деле принадлежит не ему, Ходорковский приобрел ужасающую легкость по отношению к чужим судьбам, жизням и капиталам. И цена за возможность идти той дорогой, которую он выбрал, оказалась высока.
Сейчас я отказываюсь от любых бизнес-предложений. Занимаюсь некоммерческими проектами и только теми, которые мне интересны. Вряд ли меня понимают бывшие друзья, которые не приняли меня как бизнесмена, и те, которые покинули страну в поисках лучшей доли.
Но все не так плохо, на мой взгляд. Я считаю, что 90 процентов бизнесменов обладают нравственным стержнем, и 90 процентов политиков в душе честны. Пороки видны у тех, кто шагает по головам и поэтому на виду. Их мало. Основная масса нормальных людей работает на себя и не высовывается, иначе их могут сожрать. Но нужно помнить, что развивают экономику не Путин, не Медведев, не Абрамович с Ходорковским, а вот эти 90 процентов простых, незаметных бизнесменов.