Найди в себе качества предпринимателя
Первый шаг на пути к предпринимательству – покопаться в се6е и понять, чего в вас не хватает, чтобы добиться грандиозного успеха. Какие черты определяют психологию предпринимателя? И можно ли их в себе развить?
Анализ личности человека бизнеса является одним из первых шагов новичка к предпринимательской деятельности.
Предприниматель должен обладать следующими качествами:
завоевателя (духовная свобода, воля и энергия, упорство и постоянство);
организатора (способность правильно оценивать людей, заставлять их работать, координируя их действия);
торговца (способность вербовать людей без принуждения, возбуждать в них интерес к своей продукции, внушать доверие).
Мещанину требуются другие качества:
хозяйственность, связанная с рациональным ведением дел, разумной экономией и бережливостью;
деловая мораль, являемая коммерческой солидностью и благонадежностью, верностью договору и строгим ведением отчетности.
Третья составляющая капиталистического духа — бюрократия. Черты бюрократа: преданность корпорации, работа ради ее прибыли — способ личного карьерного продвижения и благополучия, коллективный интерес, дисциплина, потребность в четкой инструкции, наличие закрепленных функций.
К важным для психологического портрета предпринимателя качествам относятся:
в интеллектуальном блоке: компетентность, комбинаторный дар, развитое воображение, реальная фантазия, развитая интуиция, перспективное мышление;
в коммуникативном блоке: талант координатора усилий сотрудников, способность и готовность к социально лояльному общению с другими людьми и в то же время умение идти против течения;
в мотивационно-волевом блоке: склонность к риску; внутренний локус контроля, стремление бороться и побеждать, потребность в самоактуализации и общественном признании, преобладание мотива достижения над мотивом избегания неудачи.
Предприниматель ассоциируется с хорошим здоровьем, неиссякаемой энергией и оптимизмом. Литературные данные и выполненные исследования доказывают лишь обязательное наличие компонентов, приведенных в мотивационно-волевом блоке, ибо предприниматель прежде всего фигура действующая, активная, ищущая. Эти компоненты присутствуют в его психологическом портрете независимо от формы предпринимательства (производственное, коммерческое, финансовое).
Специфические особенности российского предпринимателя
Определение предпринимательства акцентирует внимание на самостоятельности деятельности, предполагающей выбор, риск, ответственность. Исследования представителей малого и среднего бизнеса показали, что у российских предпринимателей комплекс самостоятельности и автономности выражен особенно ярко. Кросскультурные же исследования определили, что российские предприниматели малого и среднего бизнеса в большей степени отчуждены от общества и психологически защищены от социального неодобрения, чем, к примеру, немецкие. Это связано с развитием российского предпринимательства в условиях несбалансированного рынка, без реальной и последовательной поддержки со стороны государства, в социокультурной среде неодобрения, и демонстрирует открытое противопоставление бизнеса государству и крайнее проявление индивидуализма.
Западные, а особенно американские, теории мотивации признают в качестве главного стремления человека тягу к успеху. Успех — это удача в достижении какой-либо цели, общественное признание, хорошие результаты в работе. И предприниматель, «предпринимая» какое-либо «предприятие», рассчитывает на его успех. Современные отечественные социологи отмечают сложность этого явления и многообразие условий успеха предпринимательства. Он может быть достигнут вследствие действия одного или нескольких факторов, обстоятельств, причин и быть результатом достаточно разных форм поведения. На достижение предпринимательского успеха могут повлиять:
простое везение (оказался случайно в нужное время в нужном месте и при этом сумел не упустить шанс);
активный поиск «того самого выигрышного варианта» с использованием метода проб и ошибок;
компетентный расчет различных комбинаций и выбор оптимального варианта на основе теоретических изысканий;
получение и использование в благоприятное время конфиденциальной информации или ресурса другого вида;
использование собственных уникальных способностей, опыта, компетентности в качестве товара, дающего доход.
Добавим к этому общую точку зрения российского и американского специалистов в сфере бизнеса на мотивы и набор профессиональных качеств предпринимателя.
Мотивы:
желание быть хозяином своей судьбы;
стремление преодолеть отчуждение профессиональной деятельности от остальной, слить работу и жизнь воедино, изменить принцип «работать, чтобы жить» на «жить, чтобы работать»;
желание получать достойное вознаграждение за свой труд и значительно улучшить свое материальное положение.
Приведем качества предпринимателя, отмеченные Б. Карлоф:
Предпочитает принимать решения самостоятельно.
Восприимчив к новому, нацелен на получение результатов.
Открыт для конструктивной критики и похвал.
Стремится принимать активное участие в бизнесе, а поэтому безмерно счастлив в небольшой организации.
Любит быстрое развитие и нововведения.
В деловом окружении, при расширении бизнеса чувствует себя как рыба в воде.
Крайне требователен к себе и к способностям своих компаньонов.
В условиях современного постиндустриального общества, когда каждый является реальным или потенциальным участником процессов, существенно влияющих на жизнь других людей, а иногда и человечества в целом, когда благодаря достижениям цивилизации любой человек может оказаться в ситуации, где от его поведения зависит благополучие или даже судьба многих, возрастает роль нравственности. Предприниматели по своему статусу определяют благополучие нанимаемых ими людей и окружающих организаций, входящих в сферу их деятельности.
Предпринимательский риск — это опасность потенциально возможной, вероятной потери ресурсов или недополучения доходов по сравнению с вариантом, рассчитанным на рациональное их использование. Предпринимательский риск может быть понят как потери: материальные, трудовые (рабочее время, финансы), ущерб здоровью и жизни, престижу, а также морально-психологический ущерб. Чертами предпринимательского риска, по мнению некоторых авторов, являются противоречивость, альтернативность и неопределенность. Таким образом, занятие предпринимательством всегда связано с риском или опасностью.
Любая человеческая деятельность, в том числе и предпринимательская, имеет определенную структуру. Она содержит цели — будущие результаты, на достижение которых направлена деятельность, потребности, мотивы, побуждающие к деятельности, предмет, видоизменение которого возможно для достижения цели, знание об этом предмете, способы и средства достижения цели, а также условия деятельности.
Отличительные черты предпринимательства, направленные на получение прибыли как главную цель, это самостоятельность, ответственность, неопределенность, рискованность, творчество, новаторство, инициативность.
Предпринимательство — новаторская деятельность людей, принадлежащих к особой социальной группе, называемой предпринимателями, которые обладают редкими способностями, позволяющими нести бремя не только отличительных черт этой деятельности, но и развивающими экономику функций с целью получения прибыли.
Есть еще два очень важных качества предпринимателя, отмечаемых исследователями.
Первое — способность доводить дело до конца, второе — умение объединить вокруг себя людей, благоприятствующих выполнению основных задач.
Профессор кафедры предпринимательства в США Р. Хизрич и его коллега, профессор факультета маркетинга М. Питерс считают, что специальные курсы для предпринимателей могут выработать у слушателей, способных к бизнесу, необходимые умения и дать нужные знания. Ссылаясь на Р. С. Ронстад, они приводят 14 наименований особых предпринимательских умений и знаний. Вот некоторые из них:
ясное понимание предпринимательства;
отделение фактов от мифов;
умение давать взвешенные оценки;
умение находить нестандартные решения;
умение вести себя и принимать решения в условиях неопределенности;
умение вырабатывать новые коммерческие идеи;
умение оценивать перспективность новых идей;
знания, необходимые для создания нового дела;
умение оценить внешнюю ситуацию;
умение оценивать действия с точки зрения этики и морали;
умение заключать сделки, устанавливать контакты, вести переговоры;
умение получить причитающееся.