Прибыль из ящика
Сколько стоит стать владельцем собственной терминальной сети?
Многие из нас время от времени оплачивают мобильную связь или кладут деньги на счет своего интернет-провайдера через стоящий на улице или в ближайшем магазине терминал. Сложно ли управлять таким бизнесом? На какой доход можно рассчитывать?
Поскольку обязательному лицензированию данный вид деятельности не подлежит, заняться им может любой желающий. Нужно лишь приобрести автоматы, заключить договор с поставщиком услуг и начинать принимать платежи от населения. Привлекательно в этом виде бизнеса то, что можно заранее вполне точно подсчитать затраты. Минус же кроется в доходах — стабильных, но весьма скромных.
|
Начинаем с малого
Первый вопрос, который интересует начинающего предпринимателя, — стоимость "входного билета". Терминальный бизнес больших инвестиций не потребует. Во всяком случае, на первых порах. Автомат стоит от 60 тыс. до 120 тыс. руб. в зависимости от степени защищенности. Самые дорогие — для улиц, они способны переносить пониженные и повышенные температуры, высокую влажность. "Лучше всего начинать с одного-двух аппаратов, — говорит владелец небольшой сети терминалов в Подмосковье Сергей. — Я приобрел сразу пять и не сразу понял, как работает этот бизнес, начались проблемы с инкассацией и обслуживанием, я не мог наладить работу, тратил на это неоправданно много времени". Второй шаг — заключение контракта с одной из платежных систем: "Киберплат", Объединенная система моментальных платежей (ОСПМ) и др. Именно эти организации обеспечивают процессинг, то есть помогают проводить платежи от клиента к поставщику услуги. "После заключения договора вам предоставят некий сервисный пакет: набор компаний, услуги которых можно оплачивать через ваши терминалы, лицевой счет, возможность через интернет следить за состоянием терминалов, — рассказывает директор оператора "Свободная касса" Евгений Жуланов. — Лицевой счет нужен для осуществления платежей. Деньги с него будут сниматься и отправляться к тому оператору, на счет которого тот или иной клиент положил средства". На каждый аппарат следует класть 30–50 тыс. руб. в день — в зависимости от того, как часто терминалом пользуются. Есть возможность договориться на овердрафтное обслуживание с платежной системой или банком, тогда можно чувствовать себя спокойнее, не проверяя ежечасно баланс. Однако такая услуга обяжет вас платить проценты, так как, по сути, вам открывает кредитную линию.
Расходная часть
Следующая статья расходов — аренда. "Наиболее выгоден терминальный бизнес тем, кто уже владеет магазином, рестораном, химчисткой, — говорит один из владельцев терминалов в Москве. — В этом случае вам не придется платить за наем точки: вы просто получите дополнительный доход и обеспечите постоянным посетителям удобный сервис".
Доходность каждого терминала целиком и полностью зависит от того, насколько удачно он расположен. Основная характеристика здесь — проходимость, интенсивность людского потока. Это знают и владельцы больших супермаркетов, торговых, развлекательных центров, где ежедневно бывают тысячи посетителей, и держатели заправок, кафе, небольших магазинчиков. Цена за аренду соответствующая и всегда договорная. "Хорошая точка будет стоить дорого, — замечает Евгений Жуланов. — А в Москве и большинстве других крупных городов все лучшие места уже заняты. Конкуренция сегодня довольно жесткая, и это необходимо учитывать". Стоимость аренды зависит, кроме того, от города: Москва безусловный лидер, далее следуют Санкт-Петербург, Екатеринбург, Новосибирск, Нижний Новгород, Сочи. Среднюю по Москве стоимость аренды места под терминал игроки рынка назвать затруднились, но она едва ли составит менее $300 в месяц. Оказывает влияние на цену точки и марка магазина. Остальные расходы несущественны: кассовая лента стоит 100–200 руб., GPRS-трафик — 200–250 руб. в месяц. Дополнительные затраты могут возникнуть на инкассацию. Обычно это бывает с крупными сетями от 100 автоматов или когда терминальный бизнес является вторым либо третьим у владельца. Оказывать подобные услуги могут как частные лица, так и специализированные компании: в Москве услуга обойдется в 1–1,5 тыс. руб. за терминал в месяц.
Доходная часть
Вознаграждение владелец терминала получает из двух источников. Первый — платежная система, которая делится доходом, полученным от операторов. Последние же свои отчисления в пользу партнера неуклонно снижают, сейчас это не более 1–2% суммы, полученной от потребителей услуги. При этом 5–10% этих денег забирает себе платежная система, остальное идет на счет владельца терминала. Второй источник — сами плательщики. Стандартная комиссия за совершение операции в России 1–10%. Самые дорогие для клиентов терминалы — в Сибири, в Москве же средняя ставка — 4,5%. По самым оптимистичным прогнозам, один автомат (если он удачно расположен) может приносить своему владельцу около 350 тыс. руб. в год. Однако Евгений Жуланов считает, что на такой доход рассчитывать не стоит: по его оценкам, терминал способен приносить от 40 тыс. до 60 тыс. руб. в год. Сегодня дневной оборот терминала зависит не только от места его расположения, но и от марки — поскольку на рынке уже есть закрепившиеся сети, многие клиенты предпочитают их новичкам.
Сроки окупаемости также оцениваются специалистами по-разному. "Еще год назад автомат окупался за шесть-восемь месяцев, — говорит гендиректор ОСПМ Владимир Лопатин, — теперь срок возврата инвестиций увеличился до девяти-двенадцати месяцев". Впрочем, другие виды бизнеса окупаются и за гораздо большие сроки — от двух до пяти лет. Многие владельцы небольших сетей рассчитывают вернуть свои деньги не раньше чем через год-полтора, особенно теперь, в условиях обострившейся конкуренции и нехватки мест с хорошей проходимостью. Есть и еще менее оптимистично настроенные бизнесмены, которые полагают, что, устанавливая терминалы в Москве при современном состоянии рынка, возврата инвестиций нужно ждать почти три года.
Существует статистика, на которую можно ориентироваться. "В России ежедневно через один платежный терминал в среднем совершается 75 платежей, — комментирует Владимир Лопатин. — Средняя сумма каждого 85 руб. Динамика положительная: в конце 2007 года средний платеж составлял 60 руб., а количество их не превышало 70. Такой рост говорит о повышении доверия населения к терминалам". Автоматы становятся все более востребованными у населения, через них теперь принято вносить платежи не только за сотовую связь, интернет и спутниковое телевидение, но и, например, за услуги ЖКХ. Но тех, кто только входит в бизнес, такие цифры все равно не обрадуют. "Рынок Москвы близок к насыщению, — полагают в ОСПМ. — Автозаправки, торговые и развлекательные центры, железнодорожные и авиавокзалы, пешеходные переходы и офисы сотовых операторов — во всех этих местах стоят терминалы. Свободны пока улицы города. Безусловно, установка автомата на улице требует больших вложений, что увеличивает период окупаемости". Чтобы установить терминал на открытом воздухе, необходимо выяснить, кому принадлежит земля: юридическому лицу или городу. Для этого можно обратиться в районную управу или в Бюро технической инвентаризации (БТИ). Цена аренды все равно будет договорной, но в ряде случаев она может оказаться ниже, чем в соседнем торговом центре. Однако на сам автомат придется разориться: терминалы, защищенные от палящего солнца, морозов, снега и дождя, могут стоить в два раза дороже своих "тепличных" коллег. Кроме того, не помешает усиленная антивандальная защита. "Мало того что уличный аппарат требует повышенного внимания и заботы со стороны владельца, — сетует один из бизнесменов, — так еще в наших погодных условиях им большую часть года будут пользоваться редко: люди предпочтут пройти два шага в помещение, а стоять под дождем или в холод и нажимать на кнопки станут единицы".
Тем, кто только собирается приобщиться к терминальному бизнесу, стоит обратить внимание на регионы: в крупных городах, как уже отмечалось, проходные места заняты, зато в небольших городах областного значения дышится гораздо легче. Правда, придется потратиться на обслуживающий персонал и частые командировки.
Внешняя конкуренция
С развитием и расширением различных платежных систем и операторов, работающих в режиме онлайн, терминалам пришлось потесниться. Кроме того, услуги оплаты сотовой связи ввели банки через свои автоматы (не говоря о возможности оплатить услуги через интернет-банкинг) и супермаркеты в кассах. Все это необходимо учитывать, работая над той частью бизнес-плана, где речь идет о доходности. Сюрпризов можно ожидать и от государства. Уже больше года продолжаются разговоры о том, что оплату за услуги сотовых операторов и иных организаций могут производить лишь банки. В ноябре 2007 года даже появился соответствующий проект закона, который Минфин планировал внести на рассмотрение в Госдуму. Позже была создана рабочая группа, результатом ее размышлений стал новый проект — в июне 2008 года он обсуждался на комитете Госдумы по кредитным организациям и финансовым рынкам. В скором времени в этом важном для многих частных предпринимателей вопросе должна быть поставлена точка.