Запариться и заработать
Сегодня выгоднее строить русскую баню, чем открывать сауну, полагают владельцы подобных бизнесов. В последнее время сформировалась мода на все, что можно назвать «исконно русским». Этот бизнес не только модный, но и рентабельный.
Сегодня выгоднее строить русскую баню, чем открывать сауну, полагают владельцы подобных бизнесов. «Сауны теряют свою популярность, а бани, наоборот, находятся на подъеме. Конкуренции на этом рынке почти нет — мы не испытываем проблем с посетителями. Многие компании даже обмениваются клиентами за небольшую комиссию (до 10%)», — рассказывает Константин Ивановский , владелец «Русской бани». Сергей Мартынов, собственник базы отдыха «Лесная поляна», отмечает, что в последнее время сформировалась мода на все, что можно назвать «исконно русским», в том числе и на бани.
В Екатеринбурге представлены три вида бань. Во-первых, комплексы, которые состоят из пяти-шести бань, кафе и (обычно) домиков для проживания. Стоимость услуг в таких заведениях — 1,5-3,5 тыс. руб. за час. Есть комплексы из двух-трех рядом стоящих бань, час в них обходится в 1,2-1,5 тыс. руб. Третий вид — домашние бани, которые располагаются на частных территориях. Как правило, они почти не рекламируются, работают для своих, за час берут 500-800 руб.
Новый бизнес лучше начинать со второго варианта, полагают эксперты, — построить две бани площадью около 60 кв. м каждая (например, шириной 7 и длиной 8 м).
Как выбрать место?
Прежде всего необходимо найти землю. Есть несколько вариантов. Можно приобрести либо взять в аренду участок без построек (объявления находят в газетах). 20 соток недалеко от города обойдутся в зависимости от района в 100-200 тыс. руб. в год. Участники рынка рекомендуют заключать договор аренды, позволяющий в дальнейшем расширить владения по мере увеличения количества построек.
Второй способ — купить частный дом с землей. Дом можно оставить и сдавать в аренду. К участку обычно уже подведено электричество, водопровод, а в некоторых случаях — канализация и газ. Однако этот вариант потребует значительных вложений: цена частного дома вблизи Екатеринбурга — 3 млн руб.
Баня должна находиться недалеко от города, но в достаточно тихом месте, так как клиенты желают побыть в тишине, отвлечься от суеты. По мнению г-на Мартынова, следует изучить экологическую обстановку в предполагаемом месте строительства: «Стоит обращать внимание даже на розу ветров, чтобы в сторону бани не сдувало, например, выбросы заводов».
Из чего строить баню?
Сергей Мартынов убежден: лучше искать застройщика через знакомых. Если такового нет, стоит разместить объявление в газете. «Вам позвонят минимум 20 человек, которые захотят построить баню», — говорит г-н Мартынов. В ходе переговоров необходимо проверить соответствующую лицензию.
Для строительства бани можно использовать три вида материалов. Бревно строганое (с одной стороны толстое, а с другой тонкое) укладывается в шахматном порядке, чтобы постройка получилась ровной. Цилиндрованное бревно — идеально ровное, по сравнению со строганым его удобнее складывать. Наконец, можно использовать брус, но этот материал в банях применяется редко. Алексей Свечников , собственник «Русской бани на Шарташе», отмечает, что цилиндрованное бревно смотрится более эстетично. Г-н Ивановский считает иначе: «Первая баня у меня из цилиндрованного бревна. Но вторую я буду строить уже из простого бревна, так как оно смотрится естественнее, клиентам это нравится». Стоимость строганого и цилиндрованного бревна примерно одинакова. Его диаметр должен быть не меньше 22 см. Цена сруба — около 300 тыс. руб., а всего строительство бани обойдется в 1,5 млн руб. Срок строительства — три-шесть месяцев. Перед вводом в эксплуатацию потребуется получить разрешения от СЭС и Госпожарнадзора.
Какая планировка лучше?
Всего в помещении на 56 кв. м (средний размер стандартной бани) можно расположить пять комнат: прихожую, комнату отдыха, парную, помывочную, туалет. Парную обычно делают в углу дома. Ее размер должен быть примерно 2,5 на 2 м. Высота потолка — около 2,5 м, чтобы было удобно махать вениками. Если сделать выше, придется тратить больше дров для поддержания температуры. Полки делают широкими (80 см). Они изготавливаются из доски абаши или липы. Предпочтительнее первый вариант — абаши меньше нагревается, а значит, на нем приятнее сидеть. Полки обойдутся в 7 тыс. руб. Делать их надо буквой «Г».
Душа бани, как говорят собственники, — в печи. Именно ей стоит уделить особое внимание. Строительство печи обойдется примерно в 100 тыс. руб. (вместе с работой и материалами). «Если вам скажут, что положат печь за две недели, — не верьте. Такая через полгода развалится. Реальный срок — полтора месяца», — делится опытом Сергей Мартынов. Можно не делать классическую русскую печь, а использовать металлическую печку, обложив ее кирпичом (строить такую примерно в два раза быстрее).
Печь располагают в центре дома — это позволяет прогревать не только парную, но и все помещение и существенно экономить на отоплении. Со стороны комнаты в печке можно сделать камин. Он даст дополнительное тепло для зоны отдыха, позволит создать уют и романтическую обстановку, что ценят клиенты.
Если придерживаться русской традиции, то в помывочной должны быть скамейки (3 тыс. руб.) и три деревянные шайки (тазики с ручками, по 1 тыс. руб. за каждую). Но бизнесмены рекомендуют установить и душевую кабинку (20 тыс. руб.), так как у многих клиентов она пользуется спросом. Владельцы бань советуют купить обливное ведро (10 тыс. руб.) и купель на шестерых человек (50 тыс. руб.).
В комнате отдыха (примерно 6 на 4 м) ставят большой деревянный обеденный стол и скамьи (6 тыс. руб.). Также пригодится шкаф (5 тыс. руб.) с бокалами. «Клиенты ценят, что могут использовать не одноразовую посуду, это делает обстановку домашней», — объясняет Константин Ивановский. Из мебели понадобится еще диван за 20 тыс. руб., желательно из натуральной или искусственной кожи. Из техники — телевизор, DVD-проигрыватель и караоке (25 тыс. руб. за комплект). Хорошо, когда мебель самодельная, считает г-н Мартынов: «Именно она создает атмосферу старорусской бани».
«Бильярд ставить не стоит, так как его достаточно быстро испортят — обычно на него что-нибудь проливают», — советует г-н Ивановский. Лучше, если позволяет место, купить настольный теннис — бюджетный стол обойдется в 10 тыс. руб. В будущем можно поставить и пару простых тренажеров, но для этого уже придется расширять помещение (например, надстроить второй этаж).
На оборудование туалета потребуется 5 тыс. руб., на прихожую — 10 тыс. руб.
Совет от базы отдыха «Лесная поляна»:
«Лучше, чтобы была не только баня с зоной отдыха, но и пара-тройка комнат: при желании гость сможет остаться на сутки или даже на несколько дней. Наши первые домики были без спален. Клиенты хотели задержаться у нас на двое-трое суток, а спать им было просто негде. Теперь мы строим бани только со спальнями».
Какие нужны сотрудники?
По мнению Алексея Свечникова, самое сложное в подборе кадров для бани — поиск хорошего администратора: «По сути, успех всего бизнеса зависит от качества его работы, так как именно с ним общаются посетители». Для двух бань необходимо три администратора, которые принимают заказы по телефону, общаются с клиентом при встрече, выдают банные принадлежности. График работы — сутки через двое. Зарплата — от 0,5-1 тыс. руб. за смену плюс 5-10% от продаж или оклад 15-18 тыс. руб. в месяц. Для обслуживания двух бань требуются три уборщицы, которые также работают сутки через двое. Их зарплата — 6 тыс. руб. в месяц. Иногда функции уборщиц выполняет администратор. Однако Сергей Мартынов считает такую практику неприемлемой: «Желательно, чтобы администратор был хорошо образован, умел общаться. Он должен по телефону завладеть вниманием клиента, чтобы человеку захотелось как можно скорее приехать в баню».
Следует нанять двоих разнорабочих, которые будут колоть дрова, следить за состоянием бани. Их зарплата — 8 тыс. руб. в месяц на каждого. Г-н Мартынов считает, что неплохо взять в штат двоих людей, которые будут заниматься топкой печей. Однако, как рассказывает Константин Ивановский, в его банях посетители самостоятельно подбрасывают дрова, поддерживая нужную температуру.
Наконец, не обойтись без охраны. ЧОПу придется ежемесячно платить 50-60 тыс. руб., подсчитал Сергей Мартынов.
Сколько дров и веников купить?
Баня несет расходы на стирку простыней и покупку дров. На одну баню требуется приобрести 70 простыней, каждая по 50 руб. Их стирают два раза в неделю в прачечной, это обходится примерно в 3 тыс. руб. в месяц. Можно использовать одноразовые простыни, которые стоят по 10 руб., но клиенты предпочитают тряпичные. Про запас все же стоит отложить пару десятков одноразовых простыней.
Дрова лучше покупать в избытке, так как иногда за ними образуются очереди, отмечают специалисты. Найти поставщиков можно через объявления в газетах. Один кубометр колотых дров стоит 1 тыс. руб. Обычно для одной бани требуется 6 куб. м в месяц.
Веники в бане часто продают за отдельную плату — от 80 до 300 руб. Поставщиков найти не проблема — они сами обращаются в новые бани. Г-н Ивановский говорит, что не продает веники клиентам, предлагая их как дополнительный сервис. Г-н Мартынов, напротив, считает, что баня может заработать на дополнительных товарах (тапочки, полотенца, веники) 20-30 тыс. руб. в месяц. По желанию клиента в бани приглашают парильщиков. Их работа стоит 300-700 руб. за процедуру. 10% от этой суммы достается бане.
Совет от «Русской бани»:
«Договаривайтесь с одним поставщиком дров о регулярной доставке товара. В этом случае появляется возможность выторговать скидку в 10-20%».
Когда окупятся вложения?
Участники рынка единодушны: эффективнее рекламировать баню через интернет и объявления в изданиях о досуге. Константин Ивановский говорит, что хорошая отдача от справочника «Что? Где? Почем?», на который он тратит 3 тыс. руб. в месяц: «По моей рекламе было где-то 70 кликов за месяц». Алексей Свечников советует оставлять свои визитки в гостиницах, ресторанах, барах (1 тыс. руб. ежемесячно). Владельцы бань рекомендуют также журнал «Выбирай», реклама в котором обходится им еще в 3 тыс. руб. в месяц. Сергей Мартынов призывает на начальном этапе пригласить в баню максимальное количество знакомых: «Открывшись, мы просто звали их бесплатно. Затем они привели своих знакомых — уже за деньги».
Совет от «Русской бани»:
«Лучше везде подавать разную по содержанию рекламу. Таким образом можно определить, по какому сообщению идет клиент, не спрашивая, как он узнал о вас».
Участники рынка сходятся во мнении, что новый игрок практически сразу сможет набрать клиентскую базу. Для этого в первые три месяца услуги стоит предлагать дешевле, чем в среднем по рынку, — приблизительно 500 руб. в час. За это время баня обретет постоянных клиентов. Повышать стоимость лучше мотивированно, к примеру, вводя новые дополнительные услуги.
В среднем один клиент проводит в бане три часа. В рабочие дни большая часть посетителей приходит после 17.00, в пятницу и в выходные — после 14.00. Таким образом, с понедельника по четверг баня будет работать по 8, а в пятницу-воскресенье — по 13 часов в день. В первые месяцы при стоимости услуг 500-600 руб. в час баня работает практически в ноль и только после повышения цен начинает приносить доход. Срок окупаемости проекта, по оценкам владельцев бань, два года.
Направления для дальнейшего развития
Небольшие банные комплексы развиваются в двух направлениях. Во-первых, строятся новые бани, которые могут отличаться от прежних как размером, так и способом топки (например, баня по-черному). Второе направление — расширяется спектр услуг. Например, можно построить кафе, которое будет обслуживать как посетителей бани, так и тех, кто проезжает мимо нее. В банном комплексе можно открыть массажный кабинет, установить солярий. Сергей Мартынов говорит, что когда они начинали свой бизнес, то хотели запустить лишь несколько бань, а сейчас в комплексе есть еще и кафе, кроме того, строится шестиэтажная гостиница.
На чужих ошибках
Константин Ивановский
собственник «Русской бани»:
«После того как баня построена, желательно, чтобы она год постояла и дала окончательную осадку. Но, к сожалению, такого времени у нас попросту не было. Она стояла только один месяц. Поэтому спустя год доски внутренней отделки перекосились. Просчеты допустили строители: они знали, что баня даст осадку, и должны были сверху и снизу оставить припуск в 3-5 см под плинтусом. Конечно, потери не такие большие — 10-20 тыс. руб. на ремонт и один день простоя, когда баня не работала. Но строители сделали и другие ошибки. Зимой у нас перемерзала вода из-за того, что трубы были недостаточно глубоко закопаны. Нам пришлось самостоятельно раскопать их, а затем посадить на 20 см глубже. Баня не работала еще один день».
Сергей Мартынов
собственник базы отдыха «Лесная поляна»:
«Одна из наших бань, уже почти достроенная, сгорела от окурка буквально за 20 минут. Потери достигли примерно 1,5 млн руб. Хорошо, что обошлось без человеческих жертв. При этом получить возмещение с застройщика практически невозможно. От страхования объектов мы отказались, так как нам кажется эффективнее вкладывать в современные системы оповещения, пожаротушения».
Цена входного билета
Расчет для двух бань по 56 кв. м, построенных на 15 сотках арендованной земли. В штате три администратора, три уборщицы, два разнорабочих. Стоимость аренды в рабочие дни — 600 руб. в час, в пятницу-воскресенье — 800 руб. в час. В первые три месяца цена услуг — 500 руб. в час.
--------------------------------------------------------------------------------
1 Под порогом вхождения мы понимаем сумму, которую необходимо вложить в бизнес, прежде чем он принесет первую прибыль и инвестиции начнут возвращаться. В расчете учтено, что в первые три месяца баня работает с убытком, цена аренды через три месяца поднимается с 600 руб. в час до 700-1000 руб. в час в зависимости от дня недели.