Предприниматель Андрей Гуревич построил в пригороде детский сад для своего ребенка
Дядя Андрей
Путь от центра Петербурга до Порошкино на машине занимает полтора часа. Еще недавно с пр. Энгельса за КАД туда был прямой съезд, но теперь он закрыт и засажен елками. Ехать приходится через Бугры. Десять минут петляния по узким улочкам - и вот в тупике между коттеджами обнаруживается приземистое строение причудливой формы, обнесенное деревянным забором.
Во дворе гуляют мальчик лет семи и две девочки того же возраста под присмотром воспитательницы. ‘Это к дяде Андрею, он сейчас придет!’ - объяснила она детям нежданный визит чужаков. Создатель центра семейного воспитания ‘В созвучии с природой ребенка’ Андрей Гуревич выходит из расположенного по соседству коттеджа (в котором и сам живет):
-Форма здания нашего центра пытается соответствовать вальдорфскому принципу - гармонии с ландшафтом. Впрочем, лучше пройти внутрь - там и поговорим.
Здание внутри еще более необычно: неровный шестиугольник выложенного кафелем пола, еще более неровный многоугольник дощатого потолка, переходящий в стеклянный купол посередине.
‘Прямые углы тяжелы для восприятия. Поэтому у нас нет прямых углов’, - поясняет Андрей
Из этого зала во все стороны ведут двери. Бизнесмен проводит нас в одну из них, и мы оказываемся в учебном классе. Он тоже шестиугольный, в нем тоже неровный многоугольный потолок. Но пол, в отличие от главного зала, не кафельный, а деревянный. Добротная деревянная детская мебель…
-Окна неправильные, пластиковые, - с сожалением говорит Андрей. - Но одно деревянное стоит столько же, сколько все наши пластиковые вместе. Со временем по одному будем переделывать.
Инвестпроект
Началось все в 2005 году, когда Андрей Гуревич с семьей поселился в Порошкино. Родили ребенка и сразу задумались: в какой детский сад его отдавать? Поблизости ни одного нет. Ближайший - в получасе езды.
-Перед нашим домом был пустой участок. И мы подумали: почему бы его не купить и не построить на нем детский сад, куда бы ходила наша дочь? В конце концов, если ничего не получится, землю можно продать, внакладе не останемся.
Эта мысль так захватила, что Андрей сразу начал действовать. Продал квартиру в Петербурге, оставшуюся от родителей, на вырученные деньги купил участок и начал строительство. Дальше вкладывал, что сам зарабатывал (о своем бизнесе Андрей предпочел не распространяться, а все совпадения с его Ф. И. О. в системе ‘СПАРК’ назвал случайными), да друзья помогали.
Во сколько обошлось строительство, Андрей сообщать наотрез отказался. По оценке экспертов, покупка земли, стройматериалов, проектирование и строительные работы могли обойтись в 40-50 млн рублей. Однако, как уверяет Андрей, проектировал и строил он сам, где не справлялся - нанимал рабочих или привлекал тех же друзей, поэтому фактически потраченная сумма была значительно меньше. Впрочем, на окупаемость вложений ему рассчитывать не приходится: доходы центра до сих пор полностью не покрывают текущих расходов. Да это, по его словам, и не является его целью.
В прошлом бизнесмен работал учителем математики. Педагогический опыт помог, когда здание было построено. Андрей взял на работу шесть педагогов. Две воспитательницы пришли из детского сада Выборгского района города, где закрылись две вальдорфские группы. Одна пришла после университета им. Герцена, где преподается спецкурс вальдорфской педагогики. Остальных нашли через знакомых.
Так или иначе, а к трехлетию дочери - в 2008 году - центр открылся. Постепенно помимо ‘виновницы’ его создания сюда стали ходить еще 13 детей от 3 до 7 лет. Ежемесячное пожертвование от родителей составляет 20 тыс. рублей, но, как уверяет Андрей, если для кого-то эта сумма неподъемна, они платят меньше.
Правильные куклы
После долгого разговора о принципах вальдорфской педагогики Андрей ведет нас на экскурсию. Вот комната для игр. Панно из катаной шерсти на стене, звезды, подсвечники, домики, акварельные детские рисунки на стенах, деревянная мебель - и множество деревянных, тряпичных, бумажных игрушек. Многое из этого сделали родители на родительских собраниях.
Смысл местных собраний не в том, чтобы собрать деньги на ремонт, как в обычных детсадах, а в том, чтобы научить родителей тем вещам, которым учатся их дети. Цель - сделать так, чтобы старшие и младшие могли дома катать шерсть и мастерить игрушки. Кстати, Андрей Гуревич приглашает в детсад на мастер-классы мастеров и ремесленников из разных концов России: ‘Чем больше фантазии ребенку требуется, чтобы наделить игрушку нужными ему свойствами, тем ближе эта игрушка к идеалу. Барби - это не совсем правильная кукла, потому что она - законченное произведение. Ребенку не надо фантазировать - она уже такая, какая есть’.
Идеальная игрушка по версии Андрея - это палка. Ребенок может представить, что это человек, а может сесть на стул, взять ее как руль мотоцикла и поехать. А может соединить две палки - и это будет самолет. Впрочем, в заведении Андрея к такому идеалу не стремятся: куклы у детей самые что ни на есть настоящие.
-Вот эта тряпичная кукла не имеет лица - поэтому каждый раз у нее может быть разное настроение…
В 2009 году самым старшим воспитанникам - тем самым мальчику и двум девочкам, что встретились нам во дворе, исполнилось 7 лет, пришла пора идти в школу.
Предприниматель объясняет: ‘Родители не захотели отдавать детей в обычную школу. Тогда мы решили устроить прямо здесь первый класс. А параллельно обратились к районным властям с просьбой выделить участок в Порошкино под строительство полноценной вальдорфской школы. Так что теперь думаем, где взять деньги на строительство’.
Павел Горошков