Методы творческого осмысления полученных идей
Умение творчески подходить к решению проблем — это важное условие для того, чтобы стать удачливым предпринимателем. К сожалению, с возрастом и повышением образовательного уровня, а также просто от отсутствия тренировки это качество обычно ослабевает. Все дети — прирожденные творцы, но творческие способности начинают снижаться, когда ребенок идет в школу, затем — когда он вступает в подростковый возраст. Для взрослого человека критическим считается возраст 30, 40 и 50 лет. Кроме того, творческому потенциалу человека могут помешать проявиться мировоззренческие, культурные, эмоциональные и организационные факторы. Существуют, однако, методы, позволяющие разбудить творческую инициативу и направить ее на выработку новых, нестандартных идей и подходов к решению проблем.
Метод «мозговой атаки»
Метод «мозговой атаки», стоящий в табл. 4.2 на первом месте, — это, пожалуй, наиболее известный и широко используемый метод выработки новых идей и творческого решения проблем. Он представляет собой неструктурированный процесс генерирования всевозможных идей по поставленной проблеме, спонтанно предлагаемых участниками. Подготовка к «мозговой атаке» начинается с формулирования проблемы, которая не должна быть ни слишком общей (это ведет к разбросу идей, и что-то конкретное получить будет трудно), ни слишком узкой (поскольку это будет сдерживать инициативу участников). Затем нужно подобрать участников «атаки», их должно быть человек 6—12. Желательно, чтобы это были люди разных профессий, но признанных авторитетов по обсуждаемой проблеме среди них быть не должно. Любые высказанные в ходе «атаки» идеи — даже самые абсурдные — следует записать, чтобы при необходимости к ним можно было бы вернуться еще раз, а участников обсуждения предупредить, что критиковать друг друга или высказывать какие-то отрицательные оценки строго запрещается.
«Мозговая атака наоборот»
«Мозговая атака наоборот» во многом напоминает обычную «мозговую атаку», но при этом разрешается высказывать критические замечания. Вернее, не столько даже разрешается, сколько весь метод построен на том, чтобы все участники группы выявляли недостатки предлагаемых идей. К проведению таких заседаний нужно относиться очень ответственно, чтобы участники дискуссии вели себя корректно по отношению друг к другу. Метод «мозговой атаки наоборот» может дать неплохие результаты, если его задействовать в качестве предварительного шага перед использованием других методов стимулирования творческой активности. Обычно в ходе «мозговой атаки наоборот» участники должны не только найти все слабые места каждой идеи, но и предложить пути их устранения.
Синектика
Синектика — это творческий процесс, заставляющий участников использовать для решения поставленной проблемы один из четырех механизмов аналогии — личностный, прямой, символический и фантазийный. Работа группы проходит в два этапа. Задача первого этапа — сделать непривычное привычным. Для этого путем обобщения различных ситуационных моделей непривычную проблему или объект помещают в привычный контекст, и ее непривычность исчезает. После этого начинается второй этап, задача которого — сделать привычное непривычным, что зачастую позволяет выработать совершенно неожиданные подходы и решения.
Метод Гордона
Метод Гордона, в отличие от большинства других методов пробуждения творческой инициативы, предполагает, что участники рабочей группы заранее не знают, какая именно проблема будет обсуждаться, поэтому они не скованы устоявшимися представлениями и привычными шаблонами. Заседание открывает ведущий, который в самых общих выражениях излагает некую концепции, связанную с интересующей его проблемой. Участники группы высказывают свои идеи по поводу услышанного. Затем под руководством ведущего уточняется исходная концепция и некоторые другие вопросы, имеющие к ней отношение. После этого вскрывается та самая проблема, ради которой, собственно, и затевалось все обсуждение. В результате участники начинают высказывать уже совершенно конкретные предложения и излагать свои мысли о том, как реализовать задуманное.
Существуют клубы начинающих предпринимателей, где вы можете обсудить подобные идеи с другими бизнесменами, проверить ее на прочность, а, так же обогатить себя новыми подходами к решению проблем. В Санкт-Петербурге мы можем порекомендовать