Как открыть полиграфическое предприятие?
В течение первых пяти месяцев эксплуатации полиграфического предприятия можно вернуть более половины потраченной суммы, а за год инвестиции должны полностью окупиться. Но есть шанс окупить этот бизнес уже через полгода. Как?
Сегодня в сферу деятельности предприятий малой полиграфии попадает выпуск широкого спектра печатной продукции — визитки, буклеты, бланки, листовки, календари, изготовление которых осуществляется на современных, компактных и уже не запредельно дорогих печатных машинах (чаще всего цифровых или офсетных).
Введение
Этот рынок по праву можно считать одним из наиболее эффективных для инвестиций. Причина - реальный коммерческий интерес, определяемый спросом на этот вид услуг. Отдача от этого бизнеса для его обладателей — салонов оперативной печати — настолько высока, что ее практически невозможно сравнивать с традиционной полиграфией, будь то офсет или флексопечать. Одно из преимуществ цифрового оборудования состоит в том, что его применение позволяет осуществлять печать не только на привычных материалах, но и на нестандартных синтетических носителях, в частности, на пластике.
Рынок полиграфических услуг вступает в эпоху сокращения тиражей, но не совокупных, а — разовых. Клиентов становится все больше, но каждому из них требуется небольшое количество экземпляров продукции. Сегодня в моде персонификация заказов («хочу, чтобы было так и вот так!»), сокращение сроков выполнения тиражей («Нужно к завтрашнему утру!») и увеличение красочности готовой продукции.
Целевая аудитория
Клиенты салонов оперативной печати четко сегментируются. А значит, выходя на этот рынок, следует заранее предусмотреть соответствующий пакет услуг для каждой группы заказчиков.
Первая группа - «люди с улицы». Их много, но запросы у них схожие - выполнение копий документов, печать визиток (порой требуется всего 20-50 штук). Такие работы можно выполнять практически на любом доступном (и вовсе не обязательно цифровом) оборудовании. Такой бизнес практически не требует инвестиций. Но и больших денег не приносит. Стремление расширить дело может привести к появлению уже полноценного печатного салона, снабженного вывеской и расположенного в оживленном месте.
Впрочем, попадаются ведь и салоны, которых «просто так» не найти. Значит у них свой, устоявшийся круг заказчиков. А это вторая - весьма распространенная модель бизнеса салонов оперативной печати. Здесь ставка делается не на массового или случайного клиента, а прежде всего на постоянных заказчиков или агентов, в частности на рекламные агентства, через которые, как правило, проходит значительный объем заказов на печать презентационных материалов. В таком случае имеет смысл позаботиться о заключении договора и стараться не подводить клиентов. Если они будут довольны первыми опытами сотрудничества (и если цены и сроки удастся сохранить на среднерыночном уровне), то дорога в такой салон станет для них привычной. Ну и, наконец, никто не мешает объединить работу на массовом, «розничном» рынке с предоставлением услуг корпоративным клиентам.
С чего начать?
Стандартный контракт на поставку мини-типографии включает в себя разработку бизнес-плана с экономическим обоснованием, расчетами сроков окупаемости применительно к конкретному региону и рынку, на который ориентируется клиент, и, естественно, с полным описанием технологического процесса, включающим затраты на обслуживание, персонал и прочие расходы - вплоть до аренды производственного помещения.
В течение первых пяти месяцев эксплуатации можно вернуть более половины потраченной суммы, а за год инвестиции должны полностью окупиться. Но есть шанс окупить такое приобретение уже через полгода — если удастся учесть традиционный на рынке оперативной полиграфии пик заказов, который приходится на период с октября по конец декабря.
По оценкам наших экспертов, сделанных для данного бизнес плана полиграфического предприятия, при минимальных стартовых капиталовложениях, прибыльность этого бизнеса составляет около 100-120%, в то время как прирост объема заказов в сегменте оперативной полиграфии по нашим оценкам составляет более 40% ежегодно. Большую долю составляют заказы, которые ранее выполнялись на традиционных офсетных мощностях, или те, от выполнения которых традиционные типографии попросту отказываются как от экономически невыгодных.
Цены
Понятно, что все разговоры о прибыльности или окупаемости бизнеса в области оперативной печати так или иначе упираются в вопрос о средней стоимости копии. А значит, присматриваясь к рынку цифровой печати, прежде всего следует обращать внимание не на моду и призывы, и даже не на максимальную производительность оборудования, а прежде всего - на себестоимость отпечатков. Ведь торговать придется именно ими! Кроме того, побеседовав с поставщиками печатных машин, в том числе цифровых, скорее всего стоит поинтересоваться у тех, кто использует такое же оборудование, не только прямой себестоимостью печати, но и надежностью оборудования и качеством технического обслуживания.
Если оценить зависимость себестоимости полноцветного отпечатка формата A3 от объема тиража в случае с офсетной и цифровой технологией соответственно, то легко будет отследить следующую закономерность: при существующем положении вещей переломной точкой, начиная с которой цифровая печать становится невыгодной по сравнению с офсетной, является тираж объемом более 500 экземпляров.
Прямое сопоставление офсета и цифровой печати не совсем корректно, стоит иметь в виду и различную «цену входа». Так, если минимальные вложения в цифровую полиграфию составляют приблизительно 25 тысяч долларов (за эти деньги можно приобрести систему уровня DC12LP, растровый процессор АНТ OneRIP, и всю «пусконаладку», то есть в течение недели начать работу), то в случае с офсетом вложения достигают 100~120 тысяч долларов (достаточно простая 4-красочная офсетная машина, которая по качеству печати окажется много хуже «цифры», но по «скорострельности», естественно, куда быстрее).
Кроме самой офсетной машины в эту сумму войдет фотонабор и формный участок (копировальная рама и сопутствующее оборудование). Инсталляция и отладка комплекса займет около месяца. Не стоит забывать и о персонале, который должен обслуживать офсетный процесс, и о необходимом помещении — требуемая площадь куда больше, чем при использовании цифрового оборудования. Впрочем, напомним, что прямое сравнение проводить некорректно - это все равно, что сравнивать автобус с легковушкой.
В процессе выбора оборудования и поставщика особое внимание следует обратить на условия соглашения, которое в идеале должно включать в себя стоимость всех расходных материалов, заменяемых частей и выезд сервисных специалистов, что исключит дополнительные затраты в процессе эксплуатации комплекса. Как следствие, можно получить фиксированную стоимость отпечатка, а значит, полностью реализовать экономический потенциал машины на микротиражах.
Выводы и перспективы
Открыть свое дело в этой области, как мы выяснили в данном бизнес плане полиграфического предприятия, довольно легко. Первоначальные затраты составят не более $20-25 тыс. Окупаемость - максимум год. Смотрите сами, решайте сами. Напоминаем вам, что данный бизнес план не имеет конкретных расчетов по той простой причине, что для каждого региона нашей страны, более того, для каждого города в отдельности, цифры будут очень разными.
Безусловно, ассортимент выпускаемой продукции во многом зависит от оснащенности типографии или печатного салона финишным и вспомогательным оборудованием. К основному и необходимому в данном случае следует отнести резаки, фальцевальные машины и брошюровщики. Наличие этого «джентльменского набора» позволяет свежеотпечатанные полноцветные листы формата A3 превратить или в упаковки визиток, или в цветные каталоги формата А4 с индивидуальным оформлением, а типографию — в рекламное агентство полного цикла.
Читайте также:
Полиграфический бум: как открыть copy-shop?
Орлов Владимир и Ермаков Дмитрий, полиграфическая компания