Бизнес для россиян, живущих на юге: моллюски, мидии и устрицы
Как известно, по своей пищевой ценности морские моллюски на порядок превосходят традиционное мясо наземных животных. И хотя большая часть России — континентальная, у нас тоже имеется весьма протяженная береговая линия и так же, как и во Франции, вполне возможно успешно разводить самых популярных двустворчатых моллюсков — мидий и устриц. И опыт краснодарских фермеров это доказывает.
Объем мирового производства всех моллюсков составляет почти 12 млн тонн. Мидия является самым распространенным двухстворчатым моллюском — вы наверняка встречали ее, плавая у волнорезов на Черном море, или ее речной подвид, черными скорлупками которого усеяны берега подмосковных водохранилищ. Интересно, что, по данным ученых, средняя биомасса мидий в Черном море составляет порядка 10 кг на квадратный метр. Черноморскую мидию (Mytilus galloprovincialis Lamarck) прибрежные жители добывали всегда, особенно в разгар туристического сезона, когда спрос диктовали отдыхающие…
— Береговая линия Краснодарского края, т. е. фактически все черноморское побережье России, способно ежегодно давать до 20 тыс. тонн мидии, — уверен Юрий Коваленко , заведующий лабораторией марикультуры Краснодарского научно-исследовательского института рыбного хозяйства (КрасНИИРх), возглавляющий также ООО ВНТК «Мидия». — Эти цифры мы получили, проанализировав состояние прибрежной линии и наличие кормовой базы, так называемой приемной мощности водоема.
Правда, все это возможно при одном условии — если начать грамотно использовать побережье. Так, в одной только Франции ежегодно выращивают 50 тыс. тонн мидии, в Китае же ежегодно добывают более 600 тыс. тонн. Ученые подсчитали, что с одного акра так называемой мидиевой банки (этим термином называют место, на котором прикрепилась и живет колония мидий) можно ежегодно собирать по 4,5 тонн чистого мяса этих моллюсков, что составляет примерно три миллиона калорий. Для сравнения — один акр пастбища дает в среднем 15 кг говяжьего мяса, что равняется 200 тыс. калорий.
Ученые подсчитали, что с одного акра так называемой мидиевой банки (этим термином называют место, на котором прикрепилась и живет колония мидий) можно ежегодно собирать по 4,5 тонн чистого мяса этих моллюсков
Единственная проблема в том, что Россия — традиционно «мясная» страна, с неразвитой культурой потребления морепродуктов (за исключением прибрежных районов). Но ситуация постепенно исправляется — по крайней мере, в крупных «продвинутых» городах, где блюда из мидий и устриц стали пользоваться популярностью вслед за французской кухней и возросшей популярностью суши-баров.
По мнению Юрия Коваленко, если еще лет пятнадцать назад на моллюсков просто не было спроса именно по причине брезгливости наших граждан, то сейчас ситуация постепенно исправляется:
— У наших людей, наконец, проходит отвращение к моллюскам, особенно после того, как люди поездили по миру, почувствовали настоящий вкус хорошо приготовленных устриц. Даже я их полюбил. И когда «Агентство по Рыболовству» объявило конкурс интересных направлений в отрасли, мы приняли решение в нем участвовать, подали заявку. И выиграли. А все полученные деньги, вместо того чтобы назначить себе приличную зарплату, а оставшиеся проесть, инвестировали в собственную ферму — закупили оборудование, оснастку… Вот если бы еще не было административных барьеров — у нас ушло как минимум полгода на оформление необходимой для работы хозяйства документации — всего 62 документа, от разрешения Рыбвода на эксплуатацию водной поверхности до согласований с пограничниками. Но дело все равно пошло…
Технологичная ракушка
Экономическое чудо мидийных хозяйств объясняется просто — мидия тем и хороша, что это не корова, свинья, кролик или даже не карп из соседнего рыбхоза, которых объединяет то, что их необходимо долго, сытно и дорого откармливать калорийными комбикормами — до достижения товарного веса. Не говоря о немалых затратах на покупку посадочного материала… Мидию же кормить не надо! Точно так же, как и закупать малька. Фактически, ее «намывает» море.
За 14 месяцев мидия увеличивается в размере до 7- 8 см , и становится товарным морепродуктом, цена которого в Краснодаре составляет 50 рублей за 250 грамм чистого мяса. Выход мяса составляет 12% от общего веса моллюска
На самом деле, технология выращивания мидии очень проста и, собственно, состоит в полной имитации ее роста в природных условиях: в море размещаются коллекторы, представляющие собой некую подвешенную под водой конструкцию из капроновых канатов, поплавков и грузов. Когда у мидии весной и осенью начинается период размножения, буквально все море кишит микроскопическими личинками моллюска, ищущих для себя место поселения (закрепления). И помимо волнорезов и скал, они вполне могут напасть на искусственные коллекторы — остается только в течение года следить за развитием мидий, отгонять браконьеров, а через год собрать урожай.
Мидии крайне плодовиты: за сезон одна взрослая ракушка выметывает более 10 тыс. яиц, которые после успешного оплодотворения становятся личинками. Поплавав немного в планктоне и достигнув размера 0,2-0,3 мм, личинки, выбрав подходящее место, накрепко прикрепляются к коллектору биссусом — на всю жизнь. Пищу для себя — зоопланктон и водоросли — моллюск самостоятельно берет из моря, фильтруя воду. За 14 месяцев мидия увеличивается в размере до 7- 8 см , и становится товарным морепродуктом, цена которого в Краснодаре составляет 50 рублей за 250 грамм чистого мяса. Выход мяса составляет 12% от общего веса моллюска.
— Для сравнения, рыбные хозяйства всего Краснодарского края дают продукции всего на 810 млн рублей, — продолжает Коваленко. — Ловят в основном кильку, толстолобика и хамсу, немного судака, тарани и леща. Но рыбы с каждым годом становится все меньше, т. к. ее путь на нерест преграждает несколько плотин на Кубани, еще три — на Дону… Недавний случай — один голландец построил солидное предприятие в Таганроге, по всем европейским нормам, рассчитывая перерабатывать филе судака… а сырья-то и не стало. Я же еще два-три года своим партнерам говорил, что судак закончится. Так и вышло. И сейчас тот же голландец заинтересовался переработкой нашей мидии, т. к. больше перерабатывать нечего. За 20 тыс. тонн моллюска, который сейчас живой стоит от 20 до 60 рублей за кило (в Европе — 3 евро/кг), можно заработать те же 800 млн рублей. В настоящее время мы вышли на Департамент рыбного хозяйства края с предложением создать сеть мидийных хозяйств, подобных нашему, и на базе нашего пилотного проекта начать обучение людей, показывать всем желающим предпринимателям, как это делается, и что разведение мидий в наших условиях вполне возможно и рентабельно.
Технология выращивания мидии очень проста и, собственно, состоит в полной имитации ее роста в природных условиях: в море размещаются коллекторы, представляющие собой некую подвешенную под водой конструкцию из капроновых канатов, поплавков и грузов
Мидийное побережье
В свое время мидий и устриц, добытых на Черном море, в районе Севастополя, паковали в бочки со льдом, рассылая в Вену, Берлин и Санкт-Петербург. Черноморские мидии славились как внешним видом, так и отменным вкусом, и даже, говорят, превосходили французские. Некогда в Керчи даже работал ресторан «100 блюд из мидий».
То, что торговцы сейчас носят по пляжу, продавая отдыхающим, или ракушки, лежащие на рыночных прилавках — обычно мидия «дикая», т. к. культивируемой на всех не хватает. А неспециалист не отличит. Но «дикая» мидия, по сравнению с выращенной, имеет один серьезный недостаток — этот моллюск сидит на дне, в него попадает много сора, песка, ила, образуется жемчуг (не тот, который добывают в тропических водах, а тот, который противно хрустит на зубах). Культивируемая мидия подобного недостатка лишена, живя в водной толще, далеко от морского дна и приливных течений.
В 80-х годах прошлого века власти попытались возродить разведение мидий в Крыму, для чего основными базами были выбраны Севастополь (открыли предприятие «Моллюскиндустрия») и Керчь («Керчьмоллюск»). В Севастополе разводить мидий пытались с помощью так называемого судового метода. Для этого брался списанный с океана огромный рыболовецкий траулер, с которого устанавливали коллекторы, собирали урожай, а в трюмах — перерабатывали моллюсков. Но аренда огромного траулера была настолько нерентабельна и неудобна, что этот метод распространения не получил, и «Моллюскиндустрии» удавалось добыть не больше 200 тонн моллюска, при расчетной мощности в тысячу тонн. «Керчьмоллюск» обходился более скромными плавсредствами, и с установленных 4,5 тысячи коллекторов снималась тысяча тонн (впрочем, расчет был на 3 тысячи). Таким образом, всего в Союзе выращивалось порядка 1500 тонн мидий. Страна распалась, вполне естественным образом развалились и оба этих предприятия.
На оставшихся коллекторах «Керчьмоллюска», разбросанных по акватории Керченского пролива — как с украинской, так и с российской стороны — до сих пор добывают мидию все желающие, благо сделать это просто: достаточно подплыть на лодке, занырнуть (или втащить коллектор на борт), срезать ракушки.
Сейчас в Крыму выращивается не более 500 тонн мидий ежегодно, у побережья Краснодарского края нет и сотни тонн.
Прогресс наметился только в последние пару лет — мидией заинтересовались многие. Оказалось, обыкновенный двустворчатый моллюск может быть вполне рентабельным, конечно, в том случае, если грамотно поставить дело. Но условия черноморского бассейна это более чем позволяют.
По словам Юрия Коваленко, потенциальных инвесторов, желающих вложить деньги в проект по разведению мидий, очень много: «Многие хотят войти к нам в долю, но пока отпугивает невозможность получить землю в собственность — ведь помимо воды для мидийного хозяйства необходимо построить отдельную инфраструктуру на берегу».
Пока подобная неопределенность отпугивает от капвложений и само ООО «Мидия», вынужденного держать цех и хозпостройки в вагончиках на берегу. В них же и живут командированные из Краснодара сотрудники. Работают в хозяйстве местные из поселка Магри, на окраине которого и стоит ферма.
Весь труд — ручной, и пока по-другому и быть не может. Это в советское время пытались сделать все автоматическое — тогда деньги не считали, а потому и масштабы были другие. Но не получилось.
Мидийная плантация, способная приносить 300-500 тонн моллюсков ежегодно, обойдется инвестору 1 млн. долл., и окупится подобная линия с учетом достаточно больших текущих затрат максимум за три года
— Основная причина неразвитости мидийного бизнеса у нас в Крыму не только отсутствие свободных денег, но, главным образом, отсутствие знаний технологии у тех, кто пытается этим заниматься, — комментирует ситуацию в мидийном бизнесе Виктор Крючков, заведующий лабораторией культивирования моллюсков керченского института ЮгНИИРО. — В Крыму 28 компаний декларируют, что разводят мидий, но на самом деле реально работающих можно пересчитать по пальцам одной руки. Остальные — нелегалы, промышляющие, в основном, дикой мидией или собирающие ракушки со старых коллекторов. Желающим же заняться мидийным бизнесом за технологией я советую прежде всего обратиться в профильные институты, в том числе и к нам, но многие жалеют деньги. Стоит это не дорого, но без таких работ хозяйство не построишь. Например, для отвода акватории необходимо разработать биологическое обоснование и режим эксплуатации акватории, что стоит порядка 1-2 тысячи долларов. Дальше идет разработка технической части, включая строительство морских сооружений, носителей и коллекторов, покупка плавсредств, оснащение бригады водолазным снаряжением, береговой инфраструктуры, цехов для обработки моллюсков, ангаров и пр. Подобный проект типовой мидийной фермы до сих пор отсутствует, и каждый раз приходится придумывать что-то новое.
Подводный участок
Для разведения мидий, на самом деле, благоприятно практически все Черноморское побережье России и Украины, а также акватории Азовского моря.
— Проще сказать, где мидию у нас разводить нельзя, — утверждает Юрий Коваленко. — Главные условия для выращивания — это хорошая кормовая база, ровный рельеф дна, чтобы груз не унесло и не перевернуло, а также положительная экология: поблизости не должно сливаться в море ничего токсичного. Волновая нагрузка должна быть достаточно умеренной, иначе дорогую конструкцию может оторвать и унести в море. В Азовском море мидию можно выращивать только в той части, которая примыкает к Черному морю. Правда, там необходимы несколько другие технологии. Дело в том, что Азовское море имеет недостаточную соленость для размножения мидии, и посадочный материал необходимо привозить из Черного. Но если это осуществить, то «азовские» плантации смогут обеспечить в полтора раза больший выход мяса. И все это возможно благодаря отличной кормовой базе, что видно даже по воде — она вся мутная из-за большого количества зоопланктона.
— Расположение мидийной фермы в первую очередь зависит от концентрации личинки, — дополняет Виктор Крючков. — Личинка мидии может быть там, где имеются завихряющие циклонические течения, дающие скапливающий эффект. Она находится в толще воды два месяца, и если присутствует простое течение, личинка может просто пролететь мимо, не осев.
Существует множество конструкций искусственных коллекторов для оседания мидии, но самый распространенный изготавливают следующим образом: длинную капроновую веревку складывают зигзагом (гармошкой), сверху крепят поплавки, снизу — чугунные или бетонные грузы по 30 кг каждый. В воде коллектор в целях безопасности притапливают на глубину до полуметра. Если этого не сделать, то его может снести в открытое море шторм и повредить торцевой лед, идущий с Азовского моря (а зимой льды в этих теплых водах — не редкость), а также он может стать слишком легкой добычей для браконьеров. Тем не менее последние, несмотря на охрану и регулярные просмотры акватории с берега, все равно находят и срезают коллекторы.
Между поплавком и грузом на канат нанизывают куски пенопласта. Мидии оседают на веревках и пенопласте, а на нем они закрепляются особенно хорошо. Закладывают коллекторы весной и осенью, в период размножения мидий, когда температура воды не превышает + 15°C . И после того как личинки вылупляются из яиц, они некоторое время плавают в воде, потом находят подходящее место (веревку, столб, скалу) и прикрепляются к нему на всю жизнь.
Обычно коллектор делают высотой 4-7 м и устанавливают на глубине 19- 21 м , как можно дальше от берега, где чище вода, а прибойная волна меньше. Когда приходит время собирать урожай, водолаз ныряет в море и срезает грузы. В результате коллектор всплывает на поверхность, и затем с него вручную «отбивают» моллюсков (на берегу или прямо на судне), а работа эта физически тяжелая. Например, четырехметровый коллектор приносит 50-60 кг моллюска. А в прошлом году в Магри не удалось поднять на борт семиметровый коллектор с урожаем — пришлось водолазам срезать часть моллюсков непосредственно в воде.
Затем мидию бланшируют, обваривая в кипятке, — в результате створки ракушки раскрываются, и достать мясо не составляет труда. Мидия хороша тем, что, по сути, ваша ферма является одновременно и складом, и холодильником: если есть заказ на поставки продукции, лодка выходит в море, и собирается необходимое количество моллюска. Нет заказов — мидия продолжает жить под водой.
Сезоном мидий считается период с июля по октябрь — в это время они особенно вкусны. А вот в апреле-мае они еще недостаточно большие.
По подсчетам Коваленко, мидийная плантация, способная приносить 300-500 тонн моллюсков ежегодно, обойдется инвестору в 1 млн долл. Подсчитать рентабельность хозяйства достаточно просто.
— Например, если мы выращиваем 300 тонн мидий, и продаем их по 40 рублей за кило, на выходе получаем 12 млн рублей, — делится секретами бизнеса Юрий Коваленко. — Окупится подобная линия с учетом достаточно больших текущих затрат максимум за три года. К тому же ее надо установить всего один раз, а потом необходимо только проводить профилактические работы.
У Виктора Крючкова более скромные запросы. По его данным, для плантации, на которой выращивается ежегодно 200 тонн моллюска, необходимо инвестиций в размере 200 тыс. долл.
Пока у ООО «Мидия» всего тридцать линий, и полторы тысячи коллекторов, теоретически способных давать до 100 тонн моллюсков в сезон, но на практике получается не более 20 тонн — труд полностью ручной, и обработать такое количество моллюсков силой пяти рабочих практически невозможно. На западе, конечно, большинство процессов механизировано, но для бизнеса Коваленко это пока не выгодно.
— По нашим расчетам, рентабельным хозяйство становится, когда объем добычи достигает 200 тонн, — рассказывает Юрий Коваленко. — Хотя в той же Франции есть небольшие семейные фермы, производящие и по несколько десятков тонн моллюска. Правда, с нашими затратами это весьма трудно.
Одна линия, без установки грунтов, обошлась мидиеводам из Магри в 40 тысяч рублей. Самая дорогая часть установки — это даже не покупка капронового каната и астраханских поплавков, а постановка грузов. ООО «Мидия» установка 60 бетонных блоков стоила 600 тыс. рублей, включая аренду судна и водолазные работы. Для справки, в Крыму час профессионального водолаза оценивается примерно в 100 долл.
Мидию можно продавать не только живой или вареной, но и на ее основе производить целый спектр продуктов, для которых она является отличным сырьем
А директор керченской компании «Меридиан» Андрей Марков утверждает, что только полная переработка мидии может иметь высокую рентабельность: «Без революционных способов изменения и удешевления конструкции коллектора рентабельность никак не повысить. Если бы не производство нашей головной фирмы биологически активных добавок на основе мидии, мы бы вряд ли ввязались в этот проект два года назад, установив первые собственные коллекторы. Сейчас мы уже собираем урожай и разрабатываем менее трудозатратный коллектор, который можно будет полностью достать из воды, отбить мидию и сразу погрузить обратно».
Но мидию можно продавать не только живой или вареной, но и на ее основе производить целый спектр продуктов, для которых она является отличным сырьем.
По словам Виктора Крючкова, Франция потребляет 95% моллюсков в живом виде, а у нас только прибрежные районы знают, что это такое. Поэтому давно, еще когда мидия в свежем виде не пользовалась высоким спросом, было разработано множество продуктов на ее основе: крекеры, майонез, искусственная красная и черная икра. А для подобного цеха используется стандартное и недорогое оборудование. Так, полностью оснастить производство можно в пределах 10-20 тысяч долл.
Но популярность мидийного рынка растет с каждым днем. И, как утверждает Андрей Марков, на Украине существует множество заводов, которые готовы покупать мидию без ограничений. И пока спрос намного превышает предложение.
Такая же ситуация складывается и в России — была бы ракушка. Но… ее на всех не хватает. В настоящее время во всем Крыму выращивается максимум 500 тонн мидий — а это просто капля в море по сравнению с потребностями рынка.