Пуля — дура, или как заработать на отстреле
Сколько стоит открыть заведение, в котором каждый день будут слышны выстрелы? И оправдывает ли цель средства? Игроки рынка утверждают, что да. Даже законодательные трудности не пугают новичков.
«Возьмите вот эту Beretta, почувствуйте, как она лежит в ладони, — предлагает тренер-инструктор одного из тиров. Автор этих строк берет предложенный пистолет, «взвешивает» его в руке и делает вид, что готовится к выстрелу. «Как же вы пистолет держите?! Что, тоже голливудской дряни насмотрелись?» — раздосадован неумелыми движениями посетителя инструктор тира.
Под прицелом
«Неправильное» оружие закупил — и без головы остался, точнее — без лицензии на ведение данного бизнеса. Комментаторы сразу предупредили, что согласно действующему законодательству, нельзя говорить «боевой тир» или «боевое оружие». Такое выражение уместно только в быту, потому как используется боевой патрон и им действительно можно убить. Но вот оружие при этом только спортивное. Ибо за боевое могут наказать всех, в том числе — и издание, неправильно применившее убийственное словосочетание «боевой тир»…
Посему при формировании арсенала стоит учитывать и законодательный аспект, и предпочтения посетителей. То есть если хотите открыть закрытый пистолетный тир, то и единицы спортивного оружия необходимо закупить соответствующие. Желательно иметь не менее десятка-полутора пистолетов, чтобы удовлетворить любые прихоти посетителей. Стоимость ординарных спортивных пистолетов колеблется в пределах $100-350.
Если же планируется обустройство открытого тира либо охотничьего стенда (обычно их совмещают), то придется подбирать всевозможные винтовки и ружья. «Винтовки можно приобрести достаточно дешево — рассказал Андрей Иванов, инструктор спортивно-стрелкового клуба «Шатун». — Причем нам дороже обошлись чехлы для ТОЗ. А, например, пневматическая винтовка «Диана» стоит уже порядка $600». При этом держать в избытке оружие для стендовой стрельбы не имеет смысла, так как профессионалы предпочитают приходить с собственным ружьем или винтовкой. «У нас постоянно тренируется Виктория Чуйко, чемпионка мира по стендовой стрельбе. Также периодически проводят всевозможные соревнования охотничьи коллективы, — говорит Ирина Полонникова, коммерческий директор спортивно-стрелкового комплекса «Сапсан-спорт». — Естественно, все они приходят с собственным оружием». Поэтому достаточно трех-пяти винтовок и столько же ружей стоимостью $700-1000 за штуку. Хотя количество стволов зависит и от числа людей, имеющих возможность одновременно вести стрельбу. Чем больше стрелковый комплекс, тем больше единиц оружия потребуется. В среднем, для формирования мало-мальски приличного арсенала понадобится не менее $10 тыс. Расходники (бумажные мишени, пули, тарелочки) на этом фоне стоят копейки. Более того, их стоимость изначально включается в цену одного выстрела. Хотя, конечно, боеприпасы для некоторых видов нарезного оружия могут серьезно ударить по кошельку. Иногда стоимость одного патрона может достигать нескольких десятков долларов.
Однако затраты на наполнение оружейной комнаты и первичную закупку расходников — это сущие пустяки по сравнению со средствами, которые необходимо потратить, чтобы эта комната соответствовала нормам действующего законодательства. «Согласно ГОСТу, в оружейной комнате должны быть две железные двери, решетки, специально обученный охранник, — отметил Андрей Иванов. — Кроме того, в ней должна быть обязательно установлена сигнализация и, желательно, система видеонаблюдения».
Вообще, законодатель предписывает массу ограничений. «Стрелковые спортивные тиры, спортивные стрельбища или охотничьи стенды открываются при выполнении особых условий, для всех типов тиров имеются индивидуальные правила. Это зависит от типа оружия, которое вы собираетесь использовать, — прокомментировал ситуацию Игорь Козловский, директор охотничьего салона. Поэтому перед тем как открыть спортивный тир, надо «почувствовать» будущего клиента, и только после этого выстраивать стратегию бизнеса».
Чужие здесь не ходят
«Если кто-то планирует просто купить голое поле и на нем обустроить стрельбище, то могу его разочаровать — это из разряда фантастики, — сказал Владимир Москалюк, инструктор стрельбища «Снайпер». — Обычно собственники подобного рода заведений — либо в прошлом профессиональные стрелки, либо выходцы из силовых структур. Людям, ранее не имевшим отношения к оружию, на этом рынке нет места». Так что высока вероятность того, что новичкам будут строить козни на всех уровнях. Комментаторы, не сговариваясь, заявили в один голос, что и лицензию в Министерстве внутренних дел будущему владельцу тира просто так никто не выдаст. Мол, у крупных игроков в верхах свои связи, и есть все возможности «скрасить» жизнь будущего конкурента. Хотя даже и проторенные тропки не всегда помогают бывалым операторам рынка гладко проходить процесс перелицензирования заведения. Обновлять лицензию необходимо каждые три года, при этом стоит она несколько сотен гривен, однако времени и сил, иногда даже вложенных в конверты, на ее получение уходит немало. И еще не стоит забывать, что не менее часто меняются и подзаконные акты, вследствие чего приходится периодически что-то менять в помещении тира, а это также чревато отвлечением ресурсов — как временных, так и денежных.
В этом смысле слова Владимира Москалюка о том, что, новичку может не хватить и $10 млн. на постройку и раскрутку нового стрелкового комплекса, если он до этого не имел никакого отношения к оружию, не стоит считать преувеличением. Так, для оборудования пристойной стендовой площадки потребуется не менее $70 тыс., а их надо несколько. Каждая в среднем оснащается 12 «машинками», метающими тарелочки, — стоимость одной примерно $3 тыс. плюс пулеулавливатели, насыпные валы и т.д. Земли под стрелковый комплекс можно отвести сколько душе угодно. Так, «Шатун» занимает 4 га, а «Сапсан» раскинулся на 25 га, в то время как пистолетный тир при оружейном магазине «Сафари» расположен в подвальном помещении — в том же здании, что и магазин.
Индивидуальный подход
Естественно, урвать парочку гектаров земли под стрельбище в черте крупного города не получится: как минимум — дорого, но, скорее всего, участок не будет соответствовать правилам техники безопасности. Посему комплексы обычно базируются в пригородах. «Однако значительная удаленность от крупных населенных пунктов отрицательно сказывается на посещаемости заведения, — отметил Андрей Иванов. — Находился бы наш клуб ближе то ли к Полтаве, то ли к Сумам, — было бы больше посетителей. А так приходится зарабатывать на дополнительных услугах: гостиница, ресторан, сауна».
«Дополнительные услуги могут приносить до 50% доходов, потому что стрелки могут приезжать с семьями. В итоге мужчина может спокойно упражняться на стенде, дети — кататься на лошадях, а жены — отдыхать в ресторане, — объяснила Ирина Полонникова. — Ведь на «чистых» охотниках много не заработаешь. Мы, наоборот, предоставляем охотничьим коллективам всевозможные скидки (до 50%) на стрелковые услуги, прекрасно понимая, что среди охотников далеко не все — состоятельные люди».
В свою очередь Игорь Козловский отметил, что оборудование любых баров с алкогольными напитками или ресторанов — исключено, так как действующим законодательством и правилами техники безопасности запрещено посещение тиров в алкогольном или наркотическом опьянении. Для того чтобы обеспечить безопасность окружающих.
Андрей Иванов сказал, что у посетителей стрельбищ неизменным спросом пользуются и услуги оружейных мастеров. Возможно, пострелять в клубе по карману не каждому, однако подавляющее большинство владельцев оружия не в состоянии сами его починить. Посему мастера-оружейники ценятся на вес золота. Кстати, многих украинских оружейников переманили в Россию, где стрелковый бизнес более развит. Ирина Полонникова отмечает выгодность проведения корпоративных мероприятий. Наиболее востребованы они осенью и весной, доходы от них могут достигать 50%. Однако оказание услуги подобного рода требует наличия достаточного количества обслуживающего персонала: попробуй уследи, чтобы к огневому рубежу не подобрался изрядно набравшийся клиент.
Естественно, все посетители проходят инструктаж по технике безопасности. «Перед тем как приступить к стрельбе, инструктор обязан провести инструктаж и проверить навыки клиента по владению оружием. Об усвоении пройденного материала клиент должен расписаться в специальной книге, в которой регистрируются все посетители, — рассказал г-н Козловский. — В нашем тире стреляют только члены стрелкового клуба, прошедшие специальную проверку, предусмотренную законодательством, получившие соответствующий допуск и имеющие разрешение на владение огнестрельным оружием. Однако даже в этом случае, если инструктор заметит что-то неладное, то вправе запретить клиенту допуск к огневому рубежу».
О зарплатах сотрудников не захотел говорить ни один из комментаторов. Тем не менее, удалось выяснить кое-какие подробности найма персонала. Так, к примеру, в «Сапсане» работают порядка 30 человек, из них — 8 инструкторов. Рабочий день с 10 до 20, но фактически график работы ненормированный (стрельба ведется только в светлое время суток). Условные выходные — понедельник и вторник, хотя и в эти дни комплекс работает в дежурном режиме. «Желательно, чтобы на каждом стрелковом направлении (тир, стенд и т.д.) работали как минимум два инструктора, а в идеале — три, — считает Владимир Москалюк. — Именно такое количество людей позволит обеспечить безопасность на территории стрелкового комплекса».
Задача номер один — наращивание клиентской базы. «Чтобы не просто выжить на рынке, но и заработать, есть смысл переходить на клубную систему обслуживания, — считает Андрей Иванов. — При этом может быть достаточно и 15-20 постоянных членов, которые будут исправно платить членские взносы». Размер взносов прямо пропорционален количеству «постояльцев» и колеблется от нескольких сотен долларов до нескольких тысяч условных единиц. При этом для «своих» всегда можно предоставлять и дополнительные услуги: например, физическое лицо не имеет права хранить дома короткоствольное огнестрельное оружие, но его может хранить клуб. В общем, продвигать клуб можно по-разному. «Как говорится, для рекламы все способы хороши, главное — соблюдать нормы законов и общественной морали, — отметил Игорь Козловский. — Но надо помнить, что это не реклама продуктов питания или бытовой техники. Более того, реклама оружия и всего, что с ним связано, строго регламентирована действующим законодательством».