Как открыть летнее кафе
Никто не станет спорить: летнее кафе, торгующее разливным пивом, — чрезвычайно прибыльный бизнес. В жару клиент сам придет за «освежительной влагой» и с радостью выложит деньги, невзирая на подчас 100-процентную накрутку.
Никто не станет спорить: летнее кафе, торгующее разливным пивом, — чрезвычайно прибыльный бизнес. В жару клиент сам придет за «освежительной влагой» и с радостью выложит деньги, невзирая на подчас 100-процентную накрутку. Так что при удачном стечении обстоятельств месячные обороты могут исчисляться не одной тысячей долларов. При этом управление уличным кафе никак не назовешь чересчур заумным занятием, оно вполне под силу любому здравомыслящему человеку.
Однако, несмотря на многочисленность пивных павильонов все-таки необходимо признать: в этой области спрос по-прежнему явно превышает предложение, и ниша еще далека от насыщения. То есть, по идее, рынок вполне открыт для новичков. Насколько же тогда легко открыть свое уличное кафе на радость разморенным горожанам и горе собственному кошельку?
Выиграй конкурс
Решение об открытии летних кафе, например, в Москве принимается на районном уровне, и подавать заявку следует соответственно в отдел потребительского рынка районной управы. Сделать это надо обязательно до апреля. Месторасположение кафе определяет комиссия по мелкорозничной торговле, и утверждается оно префектом округа.
Будущий владелец кафе должен представить местным чиновникам договор краткосрочной аренды, санитарное разрешение Госсанэпиднадзора, характеристику объекта сферы торговли, подробный ассортиментный перечень продукции, предусмотренной к реализации, и все товаросопроводительные документы. Если, помимо разливного пива, планируются и более крепкие напитки, необходима также лицензия на право торговли ими. На сбор всех бумаг вполне может уйти несколько месяцев.
Все поданные заявки рассматриваются на конкурсной основе. Как утверждают муниципальные чиновники, отказывают, как правило, только тем владельцам кафе, на которые раньше уже поступали жалобы от посетителей или жителей близлежащих домов, а так — стараются по возможности удовлетворить все запросы. И если, к примеру, место, на которое претендует предприниматель, уже отдано кому-то, ему предложат другую площадку. В действительности же любой владелец пивного павильона вам скажет, что с чиновником надо договариваться, и зачастую тут помогает не столько личное обаяние, сколько конверт с хрустящими купюрами.
Деньги давай!
Вообще на открытие собственного летнего кафе придется серьезно раскошелиться. В первую очередь, необходимо достать сам павильон или шатры-зонтики. Правда, тут серьезным подспорьем выступают бесплатные программы поддержки от пивоваренных компаний и их дистрибьюторов. Если же получить павильон задаром не удалось, за него придется выложить как минимум 700 у.е. Если же вы хотите, чтобы ваше кафе отличалось от конкурентов выгодным дизайном, то затраты явно превысят тысячу долларов. Все это решается в индивидуальном порядке.
Павильон «под ключ» будет готов не раньше, чем через четыре недели после заказа. Поэтому в компаниях, специализирующихся на наружной рекламе, также советуют задуматься об оборудовании еще ранней весной. В том же агентстве всегда можно приобрести необходимые стеллажи, барные стойки, пластиковую или деревянную мебель в соответствии с выбранным стилем.
На этом первоначальные вложения не заканчиваются. От будущего меню зависят расходы на оборудование. Очевидно, что ставка в летнем кафе делается на разливное пиво. Однако в придачу к народному напитку хорошо бы иметь и качественную закуску. Вот только какую? В компаниях, специализирующихся на поставках оборудования для предприятий быстрого питания, перед потенциальным владельцем кафе сразу ставят вопрос: чем именно ваше заведение будет отличаться от аналогичных точек?
Например, можно угощать посетителей свежей выпечкой из замороженных слоеных полуфабрикатов. Тогда владелец кафе должен непременно потратиться на конвекционную печь, к ней обязательно понадобится расстойный шкаф, другое вспомогательное оборудование. Или, допустим, для приготовления шашлыка нужен гриль-барбекю. Но продукты надо где-то хранить, значит, потребуется холодильная установка. А что делать с только что разогретыми блюдами? Тут никак не обойтись без тепловой витрины и т.д. и т.п.
По оценке специалистов компании «Деловая Русь», тесно работающей с ресторанами и предприятиями фаст-фуда, затраты на оборудование для летнего кафе составляют в среднем от 7 до 10 тысяч долларов. Придется устанавливать технику, проводить электричество, всплывут и другие проблемы. В общем, инвестиции в кафе вполне могут превысить 15 тысяч долларов.
Однако, как было сказано в самом начале, бизнес этот чрезвычайно прибыльный. И при удачном стечении обстоятельств (многое тут зависит от небесной канцелярии) уже за первый сезон вложения могут не только вернуться, но приумножиться. А в этот бизнес приходят, как правило, надолго. Так что для начинающего владельца летнего кафе главное — преодолеть все бюрократические барьеры, получить разрешение и начать работать. В этом году вряд ли получится, а вот всерьез задуматься о следующем лете можно уже сейчас. Слава богу, смену времен года еще никто не отменял.
Ты только продавай!
Значительно снизить расходы на организацию летнего кафе может своевременное обращение в пивоваренную компанию или к ее дистрибьютору. Те охотно идут навстречу предпринимателям, желающим торговать разливным пивом, и бесплатно предоставляют им павильоны, шатры, посуду и различную рекламную продукцию. Правда, для этого необходимо заслужить их доверие.
Естественно, число таких павильонов не бесконечно, поэтому чем раньше предприниматель заявит о своем желании, тем больше у него шансов получить положительный ответ. К примеру, московский пиво-безалкогольный комбинат «Очаково» предоставляет 100 бесплатных павильонов, и оптимальным сроком подачи заявки на комбинате называют февраль-март. В этот же период рассматривают предложения от предпринимателей на «Балтике». До начала весны необходимо подать заявку и одному из дистрибьюторов холдинга Sun Interbrew (торговые марки «Клинское», «Толстяк», «Сибирская корона» и другие) — компании «Старый Мастер». Правда, как отмечают в фирме, если уже в разгар сезона к ним обратится владелец кафе, расположенного ну в очень выгодном месте, ему, конечно, постараются помочь. Но такие случаи, разумеется, очень редки.
От всех потенциальных партнеров пивоваренные компании (как правило, с предпринимателями работают отделы разливного пива) и их дистрибьюторы обязательно требуют официального разрешения муниципальных властей на установку кафе, в крайнем случае — предварительного письменного согласия. Таким образом, коммерсанту сначала непременно надо обговорить все организационные вопросы с чиновниками и только потом идти к пивоварам.
Затем следует инспекция потенциальной точки. Как говорят, к примеру, в «Очаково», для них основным требованием к соискателям является имидж кафе, под которым подразумеваются его оформление, качество продукции и обслуживание. И, конечно, ключевым моментом является месторасположение. Оно очень важно с рекламной точки зрения: размещенные на павильоны логотипы пивоваренной компании должны хорошо просматриваться со всех сторон и тем самым постоянно популяризировать торговую марку. Еще один немаловажный критерий при оценке — показатель возможного объема продаж на данной точке, он также зависит от удачного места. Разумеется, на оживленной аллее в парке отдыха или на пляже посетителей будет больше, чем на какой-нибудь тихой улице в спальном районе. Нетрудно догадаться, какому кафе будет отдано предпочтение.
Как признаются в пивоваренных компаниях, наибольшую часть шатров они предоставляют своим постоянным и, особенно, круглогодичным клиентам. В основном, это владельцы обычных ресторанов и кафе, открывающие дополнительные летние площадки. Доля же новичков редко превышает 10%. К тому же они, по словам дистрибьюторов, не всегда способны выполнить взятые на себя обязательства по реализации пива, поэтому к ним относятся весьма настороженно. Доля отказов достаточно велика: так, на комбинате «Очаково» удовлетворяется около половины заявок москвичей и лишь десятая часть региональных предпринимателей.
Бесплатные павильоны и шатры выдаются под одно незыблемое условие: владелец кафе не имеет права продавать пиво от конкурентов. За этим тщательно следит как сама пивоваренная компания, так и ее посредник. Как объясняют в компании «Старый Мастер», в договорах пивовары четко прописывают своим партнерам крупные штрафные санкции за торговлю чужими сортами, аналогично по отношению к хозяевам кафе ведет себя и дистрибьютор.
Правда, в последние годы таких нарушений практически нет: теперь предприниматели изначально нацелены на многолетнее сотрудничество, и не в их интересах портить отношения с партнерами. Что же касается бутылочного пива той же марки, то здесь все зависит от конкретной пивоваренной компании. Кто-то категорически против этого (дескать, отвлекает посетителей от разливного пива), кто-то, наоборот, настоятельно требует присутствия на витрине всех родственных сортов — в первую очередь, в рекламных целях. По закуске, всевозможным снэкам, минеральной воде и мороженому у пивоваров никаких ограничений для владельцев кафе нет: торгуй чем хочешь, только, пожалуйста, пусть это будет качественный товар.
Какова судьба шатров и павильонов по окончании сезона? Этот вопрос с каждым владельцем кафе дистрибьютор решается индивидуально. Если у предпринимателя есть возможность самому хранить оборудование, то, скорее всего, оно останется у него до следующего лета. Кстати, за один сезон павильоны изнашиваются на 30%, так что их можно использовать не больше трех лет. Потом они списываются.
*все цифры, приводящиеся в статье, – данные на 2007 год