Бизнес-план автосервиса: современный подход
По мнению старожил рынка,создание успешного автосервиса с нуля в Москве при сегодняшних условиях выглядит утопией. В тоже время новички берутся за этот вид бизнеса и со временем выходят на стабильный доход.
Первое, что говорят владельцы автосервисов о своем бизнесе, - это то, что время расцвета данного бизнеса в России осталось где-то в 1990-х и что сейчас на автосервисе больших денег не заработать - слишком сильная конкуренция. А создание успешного бизнеса с нуля в сегодняшних условиях, по мнению старожилов, выглядит попросту утопией. В тоже время новички берутся за этот вид бизнеса и со временем выходят на стабильный доход.
Автосервис с полным комплексом услуг
Сумма требуемых инвестиций
$ 400-500 тыс.
Годовой оборот
$ 250-300 тыс.
Норма прибыли
30%
Срок окупаемости
5 лет
Высокий старт
Прежде всего, особо бойких, хлебных мест и подходящих для автосервисов пустующих помещений сейчас в Москве практически не осталось. Самое большее, на что можно рассчитывать возле в меру оживленной дороги и жилого района,- голый участок земли. При этом нужно понимать, что новый сервис будет как минимум пятым или шестым по счету в этом районе, если не считать энное количество маленьких профильных заведений, которыми заправляют всевозможные "дяди Васи".
Строить малой кровью небольшой сервис, ориентированный на две-три услуги, и самому становиться двадцатым "дядей Васей" смысла нет - бизнеса просто не получится. Так что сразу придется возводить помещение площадью около 600 кв. м , чтобы уместилось несколько цехов для разных видов работ. Более того, строить нужно аккуратно и красиво, чтобы выглядеть не менее, а более привлекательно, чем пять-шесть сервисов, что уже работают в районе.
Итак, понадобится около семи соток земли. Чтобы получить их в аренду, во-первых, необходимо подготовить проектную документацию для представления в местную администрацию. Специалист возьмет за разработку проекта порядка $10-15 тыс. Во-вторых, нужно пройти через муки ада согласования проекта в трех комиссиях. В-третьих, выкупить право на аренду земли. И, в-четвертых, начать платить эту самую арендную плату.
Как свидетельствует Александр Капустин, адвокат из бюро "Ансис и партнеры", сумма выкупа аренды может равняться или даже превышать арендную плату за все время "проката" земли - в зависимости от ценности земли и настроения местной администрации. Сама аренда семи соток в центре города стоит более 160 тыс. рублей в год, а, скажем, в Чертаново - около 20 тыс. руб. Сначала землю дадут "напрокат" на три года, то есть выкуп может составить: в центре - 480 тыс. руб., на окраине - 60 тыс. А когда сервис будет построен и оформлен в собственность, срок могут продлить до 49 лет. Но продлевается он снова через процедуру выкупа. На этот раз его сумма может достигнуть 7,84 млн и 0,98 млн руб. соответственно.
Строительство здания, в котором должны разместиться слесарный, кузовной, малярный цеха, площадки для шиномонтажа и ремонта автоэлектрики, и проводка всех коммуникаций обойдутся минимум в $300-350 тыс. А необходимое оборудование - еще примерно в $50 тыс. В итоге средних размеров автосервис в окраинном районе будет стоить порядка $400-500 тыс.
Как назидательно отмечает Анатолий Романенков, владелец автосервиса в Новопеределкино, "в начале 90-х, в пик развала, можно было за копейки, а то и вообще бесплатно найти и уголок, и швеллер, и бетонные блоки, и кирпич, и кабель - все что угодно. И с землей особых проблем не было. Люди просто просили участок в аренду - и если префектура видела, что они затеяли что-то действительно толковое, вполне могла выделить без лишних разговоров. Тогда-то и построились все более-менее крупные сервисы. Сейчас же и черенок от лопаты найти по дешевке невозможно".
Одно из немногих преимуществ дня сегодняшнего перед днем вчерашним - отмена лицензирования деятельности автосервисов. Достаточно иметь сертификат соответствия. Компаний, которые имеют право выдавать эти документы, в Москве сейчас сколько угодно. Никаких очередей не возникает и никаких взяток не требуется. Главное, чтобы были в порядке правоустанавливающие документы на компанию-автосервис, а человек, контролирующий процесс работы сервиса, имел диплом о техническом образовании, желательно, связанном с автомобильным транспортом.
Аннексии и контрибуции
Есть сервис, есть сертификат, теперь нужны автослесари - 10-12 человек. А квалифицированных слесарей на рынке практически нет. Постоянно предлагают свои услуги выходцы из ближнего зарубежья. По словам главы автосервиса в Строгино Владимира Васильева, среди них иногда действительно попадаются специалисты. Но в массе своей эти работники демонстрируют низкий профессиональный уровень, к тому же им явно не хватает как таковой культуры труда и умения общаться с клиентами.
А клиент должен видеть, что к его машине относятся бережно, с любовью. Он часто приходит посмотреть - убедиться, что именно так с его автомобилем и обращаются. Конечно, по сравнению с 1990-ми клиенты сейчас стали более грамотными и обстоятельными. Но и сегодня среди них нередко встречаются истерики и педанты. И работник обязан уметь находить с ними общий язык. Чтобы "привязать" к себе клиентов, автосервис, во-первых, должен браться за любую работу - даже самую копеечную, а какую-то выполнять и вовсе бесплатно - например, вкрутить лампочку или подкачать колеса. Во-вторых, делая это, работник просто обязан располагать к себе клиента.
С другой стороны, от некоторых потребителей услуг компании желательно избавляться. Среди них Анатолий Романенков выделяет, например, тех, кто покупает за $500 автомобиль с "закисшими" гайками и хочет, добавив еще $50, сделать из него "Мерседес". А уметь отказывать "по-хорошему", чтобы избежать последствий,- тоже наука не из простых. Так вот, чтобы заполучить нужного специалиста, владельцам автосервисов не остается ничего другого, как самим их взращивать - учить и воспитывать. Это, естественно, отнимает время и, в конечном счете, деньги. Особенно если потом этого специалиста переманивают конкуренты.
Что касается основных расходов автосервиса , то здесь все очень просто. Зарплаты, коммунальные и арендные платежи, амортизация оборудования и налоги (как правило, автосервисы оформляются в виде ООО с упрощенной системой налогообложения, освобождаются от НДС и платят 6% с оборота) съедают около 70% заработанного.
А вот сколько зарабатывает автосервис - вопрос более интересный. Теоретически максимальный годовой оборот - это 15 млн руб., или, по нынешнему курсу, около $540 тыс. Больше не позволяет форма регистрации с упрощенным налогообложением.
Но практический максимум, как заявил Николай К., владелец автосервиса в одном из районов средней городской зоны, составляет гораздо более скромную сумму. Ведь, помимо высокой конкуренции, автосервисам очень сильно мешают богатеть и снегопады, и ливни, и консервации-расконсервации дач, и все праздники, когда у автовладельцев возникают конкурирующие идеи: купить подарок жене или новые суппорты - машине. Например, время с середины декабря до середины февраля считается мертвым сезоном. Май и август - тоже очень нехорошие месяцы. Так что за год у автосервисов выходит не более 300 рабочих, и за это время оборот средней руки компании в лучшем случае составит $250-315 тыс., а чистая прибыль соответственно $75-95 тыс. Следовательно, окупится предприятие с полумиллионным стартовым капитал не меньше, чем через 5-7 лет.
Это, повторимся, в лучшем случае. А в большинстве случаев, по оценкам Николая К., автосервисы зарабатывает столько, что перед их владельцами неминуемо встает неприятнейшая дилемма: либо заплатить, как положено, все налоги, либо заплатить, как обещано, всем зарплату. То и другое одновременно, как правило, невозможно.
Это обстоятельство, естественно, отпугивает от бизнеса инвесторов, да и страшит самих владельцев. Но тот, кто построил свой автосервис в начале 1990-х, закупал по дешевке материалы и не платил выкуп за аренду, безусловно, сейчас имеет все возможности продать свой бизнес с большой выгодой. Даже если это будет не $500 тыс., и даже если не $400 тыс., выгода все равно будет исчисляться сотнями процентов.
Читайте также:
- Автоклуб как бизнес-идея
- Злоумышленники придумали новый способ угона автомобилей
- Лучшие автомобили 2008 года