Как открыть фирму по прокату автомобилей
Первые попытки организовать подразделения, предлагающие аренду и прокат автомобилей были предприняты в Москве более полувека назад. Тогда это были конторы с небольшим парком старых машин, невнятными правилами, несоизмеримо высокими тарифами на услуги. Просуществовали подобные организации недолго.
Вторая волна освоения рынка аренды автомобилей возникла в начале 90-х годов. Несмотря на потенциально высокий спрос и успешный зарубежный опыт, процесс шел достаточно медленно, и к концу века услуга аренды автомобилей распространялась лишь на пятерку городов-миллионников. Лидирующие позиции занимали, в основном, крупные зарубежные сети, такие как Hertz, а общее число компаний-игроков даже на московском рынке едва достигало десятка. Прокат автомобилей относился к разряду VIP-услуг. Основными клиентами были иностранцы, а наибольшей популярностью пользовалась услуга сдачи автомобилей в аренду вместе с водителем. Закончился этот этап кризисом 1998 года, когда большинство мелких компаний разорилось, а крупные зарубежные сети понесли большие убытки.
Третий этап освоения рынка автоуслуг начался в 2001 году, а спустя несколько лет превратился в самостоятельную индустрию с темпами роста 25-30% в год.
Основные экономические показатели рынка
Общий объем рынка аренды автомобилей, по оценкам экспертов, составил в 2005 году порядка 40 млн. долл. При этом на Москву приходится около 90-95% всего объема рынка. Автопарк насчитывает 2-2,5 тыс. машин, 25-30% из них составляют отечественные, остальное - иномарки.
Рост рынка на ближайшие 3 года, по мнению экспертов, будет таким: в 2006 году объем рынка составит 55 млн. долл., в 2007 году – 61 млн. долл., в 2008 году – 68 млн. долларов. Т.о. период интенсивного роста рынка закончился. Объем автопарка прокатных компаний, по-прогнозам, будет меняться следующим образом: в 2006 году совокупный парк составит около 3,3 тыс. автомобилей, в 2007 году – 3,8 тыс., в 2008 году – 4,2 тыс. Со временем возможна децентрализация, то есть прирост объема рынка будет происходить за счет регионов. Другой тенденцией, по-видимому, станет экстенсивный рост рынка, что будет выражаться в следующем. В настоящее время крупные компании уже достаточно прочно завоевали свои места на рынке, поделив наиболее перспективные и прибыльные сегменты (корпоративных клиентов, бизнес и компакт класс). Вновь возникающие компании (а их достаточно большое количество) скорее всего будут использовать наиболее эффективную при таком раскладе стратегию – демпинг. Низкие цены «новичков» ведут к снижению качества обслуживания и ломают рынок. Дальнейшее развитие ситуации в подобном ключе может привести к попыткам передела, и как следствие, «войне» за клиента. Ведь основными критериями, которыми руководствуются клиенты при выборе поставщика услуги являются цена и качество обслуживания. (подробнее о критериях выбора прокатной конторы будет рассказано ниже)
Основные черты и особенности рынка
Отметим некоторые характерные черты рынка аренды автомобилей.
Соответствие спроса предложению отмечается экспертами в компакт и бизнес- классах. Здесь присутствуют как крупные игроки, представляющие интересы международных прокатных сетей на условиях франчайзинга (("Avis-Москва", "Hertz Rent-a-car"); российские компании, составляющие ядро рынка ("Global National", "Гринлайн", "Скарлет") и значительное количество небольших компаний ("А.М. Рент").
Практически полностью отсутствуют клиенты на туристском сегменте. Этот сегмент, приносящий в мире более половины дохода от проката в мире, в Москве, и в России в целом составляет не более 5% дохода компаний. Такая ситуация скорее всего обусловлена особенностями дорожного движения как в Москве, так и в России в целом. Московские арендные компании зачастую ограничивают территорию передвижения прокатного автомобиля Москвой и реже областью.
Тенденцией последних лет стал рост спроса на услуги проката автомобилей со стороны частных клиентов. Особенно динамично растет спрос на услуги в нижнем ценовом сегменте, сокращаются темпы роста сектора корпоративных клиентов.
Другой характерной чертой является расширение бизнеса, выход на смежные рынки, например, предоставление ремонтных услуг, продажа автомобилей подержанных и неликвидных.
Вообще, пока рынок аренды автомобилей в России слабо структурирован и имеет весьма хаотичный характер. Существует ряд негативных факторов, тормозящих его развитие. Вот некоторые из них.
Отсутствие у россиян культуры потребления услуги проката.
Неразвитость инфраструктуры проката. Зачастую пункты проката расположены неудачно – до них очень сложно добираться. Количество их ограничено. Сервис неразвит: проблемы со сдачей автомобиля в нужном месте приводят к тому, что потенциальный потребитель зачастую отказывается от аренды автомобиля в пользу такси.
Отсутствие информации о существовании подобной услуги у населения, ее доступности для обычных людей, существование различных опасений, связанных с арендой автомобиля (ответственность в случае аварии, сложность с оформлением документов для получения машины и т.п.). Данный фактор весьма существенен. Низкая известность услуги проката у населения объясняется отсутствием четко разработанной рекламной стратегии у компаний-участников рынка. На сегодня на рынке проката нет ни одной компании, которая целенаправленно подходит к рекламе и продвижению своей услуги. Возможно это объясняется опасностью стать объектом внимания со стороны криминальных структур. Во всяком случае, пока прокатные компании занимаются не рекламой своих торговых марок как таковых, а пропагандой самой услуги.
Недостаток квалифицированных менеджеров высшего и среднего звена. Дефицит квалифицированных кадров в прокатных компаниях привел к следующему положению дел в данной сфере. С одной стороны квалифицированных работников не хватает, а с другой – у каждой компании свои особенности работы и руководство зачастую не видит смысла создавать единые курсы по обучению.
Расбалансированность рынка.
Демпинг "новичков " и мелких компаний приводит к ломке рынка и дискредитации идеи проката в связи с ухудшающимся качеством предоставляемых услуг и другими связанными с этим проблемами.
Ненадежность клиентов, проявляющаяся в угонах автомобилей (в качестве примера, приведем данные 2003 года, когда угонялся каждый 50-й взятый напрокат автомобиль). Наличие высоких рисков, связанных с угонами и ущербами, нанесенными транспортным средствам, заставляют прокатные организации вводить ограничительные меры и предъявлять дополнительные требования. Например, требование обладать кредитной картой.
Основные компании - участники рынка
В настоящее время в Москве работает около 70 прокатных компаний. Меньше трети (около 20) предлагают аренду без водителя. Остальные предоставляют услугу аренды автомобиля исключительно с водителем. Во многом это связано с рисками (угона, аварий и т.п).
Несмотря на то, что как было замечено выше, рынок аренды автомобилей находится в стадии формирования, уже прослеживается определенная сегментация, обусловленная ориентацией компаний на разные целевые аудитории. Наблюдается также дифференциация компаний по предоставлению автомобилей отечественного и иностранного производства. Вот основные сектора и участников рынка на них.
На прокате отечественных автомобилей специализируются компании "Элекс-Полюс", "Инком-Лада" и более десятка некрупных прокатных контор.
Предоставлением услуги проката иномарок занимаются сразу несколько групп компаний: представительства международных прокатных компаний ("Avis-Москва", "Hertz Rent-a-car", "Ольга-Sixt").
---
Источник: