Мини - гостиница
По данным Минэкономразвития, в России сегодня около 4000 гостиниц, из которых более 70% по уровню услуг не подходят ни под одну общепринятую категорию. По словам руководителя управления качества и торговли в туризме Всемирной Туристической Оргнизации Хенрика Хандшу, классификация – это действенный инструмент как для общего развития гостиничного бизнеса и туристической отрасли в целом, так и для обеспечения основополагающих прав потребителя. Пока речь идет о выработке единых базовых подходов, принципов – особенно в плане безопасности и санитарно-гигиенических норм.
В мире существует около 30 национальных систем классификации гостиниц и других средств размещения. Ростуризм в 2005 году разработал российскую Систему классификации.
Раньше гостинице достаточно было получить сертификат соответствия техническим и гигиеническим требованиям. Теперь сертификации недостаточно, нужна классификация, т.е. определение «звездности» гостиницы. Впрочем, классификацию проходят исключительно добровольно, по желанию владельца. Однако следует помнить, что сведения обо всех гостиницах и других средствах размещения, получивших категорию в соответствии с требованиями государственной Системы классификации, публикуются на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сфере туризма, а также в каталогах и прочих публикациях, распространяемых на выставках как в России, так и за рубежом. Ради этого, наверное, имеет смысл получить соответствующее количество звезд.
Владельцы гостиниц, подавшие заявку на получение категории, должны иметь в виду, что недостаточно вылизать один номер для демонстрации его комиссии. Осматривать будут все номера, категорию гостиница получит по самому плохому номеру.
В ходе классификационной проверки будет оцениваться не только техническое состояние гостиницы, но и уровень оказания сопутствующих услуг, то есть классификация подразумевает под собой еще и контроль качества. «Технические требования: непрерывная подача горячей воды, электричества и отопления – должны быть соблюдены независимо от классификации», – говорит заместитель главы Федерального агентства по туризму Натэла Шенгелия.
Подробнее с требованиями к гостиницам и средствам размещения разных категорий можно ознакомиться на официальном сайте Ростуризма
По российской системе классификации минимальное количество номеров в средстве размещения – 5. Мировой и пока еще небогатый российский опыт говорят о том, что мини-гостиницы пользуются большим спросом. В мини-гостинице проще создать уюную, почти домашнюю обстановку. Персонал может быстро запомнить имена и привычки постояльцев, что, конечно же, импонирует гостям.
Мини-гостиницы удобны тем, что их можно построить на небольшом участке земли в центре города в полном соответсвии с окружающими архитектурными сооружениями или переоборудовать под гостиницу старый особнячок. На все выгоды таких средств размещения обратил внимание крупный бизнес. Например, в городе Плес Тверской области уже выстроено под старину несколько маленьких гостиниц на 10-15 номеров.
Особенно привлекательно в мини-гостиницах то, что их строительство менее рискованно, чем возведение крупных и средних отелей. Здесь можно обойтись собственными средствами, не прибегая к банковским займам.
Строительство небольшой гостиницы достаточно высокого класса обойдется в Москве примерно в пять миллионов долларов. Но в средней полосе России можно выстроить коттедж и оборудовать его под мини-отель среднего класса всего за $30-50 тыс. Малая гостиница более высокого класса обойдется в $200-300 тыс. При этом рентабельность малого гостиничного бизнеса может колебаться в пределах 15-80%. Строительство крупных гостиниц обычно окупается за 7-10 лет, малые гостиницы окупаются за 3-5 лет. Быстрее окупаются мини-гостиницы высокого класса (4-5 звезд).
У владельцев маленьких гостиниц есть соблазн для скорейшей окупаемости увеличивать цену номеров, но это не способствует их конкурентоспособности и в конечном итоге снижает рентабельность. Обычно цены в мини-гостиницах держатся примерно на том же уровне, что и цены в больших и средних гостиницах той же категории.
Увеличивать рентабельность лучше другими способами. Например, в Санкт-Петербурге мини-гостиницы объединились в ассоциацию. Гостиницы, входящие в ассоциацию, сообща закупают по оптовым ценам чистящие средства и прочие расходные материалы. Кроме того, заказывают со скидками изготовление рекламной продукции.
Впрочем, мини-гостиницы обычно не очень-то тратятся на рекламу. Главную роль в деле привлечения клиентов играет сарафанное радио: информация о гостинице передается от одного клиента к другому. На втором месте по эффективности стоит реклама в Интернете. Уместна реклама на вокзалах и в аэропортах. Новым отелям имеет смысл проводить презентации для представителей туристических фирм и сотрудников бизнес-центров, расположенных по соседству.
Комфорт в отелях в значительной мере зависит от квалификации персонала. Обычно в малых гостиницах стараются обеспечить взаимозаменяемость персонала, чтобы минимизировать затраты на зарплату служащих. Однако, опытных, знающих работников для минигостиниц взять практически негде. В России нет учебного заведения, которое готовило бы персонал для малых гостиниц. Слабая профессиональная подготовка среднего менеджерского звена гостиниц характерна для отелей практически всех категорий.
Не так давно В. Кружалин, проректор МГУ, зав. кафедрой рекреационной географии и туризма, обнадежил: «Буквально несколько дней назад на Большом ученом совете мы открыли новую образовательную программу: «Мастер делового администрирования в сфере туризма и гостеприимства», двухгодичную. Это для подготовки VIP-менеджеров, что чрезвычайно важно». Будет вечерняя форма обучения, а по международному туризму – дистанционная.
Одна из лучших школ гостиничного менеджмента может открыться в Югре. В мае туда приезжали представители Швейцарской ассоциации во главе с ее руководителем Жан-Полем Периа. Основная цель визита швейцарской делегации – знакомство с потенциалом города для открытия школы менеджмента в гостиничном бизнесе. Потенциал швейцарцам – лидерам по качеству образования в гостиничном бизнесе – понравился. Так что, возможно, и новая школа на подходе.
Сегодня главы администраций регионов, кажется, настроены развивать туризм, поэтому они, наверное, не будут чинить препятствия предпринимателям и выделят нужный участок земли под гостиницу. Если, конечно, более крупная корпорация не положит глаз на тот же участок.
Источник: