Руководство по регистрации фирмы
Незарегистрированная фирма – что человек без паспорта. Нет регистрации – нет законно существующей фирмы. Как с минимумом потерь времени и сил взять этот барьер? Вот практические советы.
Незарегистрированная фирма – что человек без паспорта. Нет регистрации – нет законно существующей фирмы. Как с минимумом потерь времени и сил взять этот барьер?
Принцип «одного окна»
К получению свидетельства о рождении фирмы, как к любому ответственному делу, нужно готовиться загодя. Идеально еще до оформления регистрационных документов исследовать рынок, заключить устные договоры с поставщиками и подрядчиками, подготовить производственную базу, присмотреть офис и подобрать будущих сотрудников. Тогда фирма начнет работать без проволочек и не придется ежеквартально сдавать в налоговую инспекцию нулевые балансы. Имейте в виду: вы будете обязаны отчитываться о своей деятельности перед государством, даже если не заработаете ни копейки. Штраф за неподачу отчетности может дойти до 2 тыс. руб. Так, в Москве от 100 до 500 руб. придется отдать ИМНС, 1 тыс. руб. – в фонд социального страхования, 100 руб. – в Госкомстат.
C 1 июля 2002 года регистрация юридических лиц ведется в России по так называемому принципу «одного окна». Суть его в том, что предприниматель сдает в одно место все необходимые документы, а через некоторое время из того же «окна» получает полный пакет бумаг, подтверждающих законность его предпринимательской деятельности.
Однако в российских условиях свести в «одно окно» удалось только две операции: государственную регистрацию предприятия как таковую и постановку его на налоговый учет. А потом учредителям новой фирмы так же, как раньше, приходится терять время, чтобы отметиться в социальных внебюджетных фондах и других «окнах».
Со своим уставом к чужому инспектору
Первый шаг к получению свидетельства о регистрации – утверждение устава фирмы, учредительного договора, протокола (решения) о создании предприятия. Теоретически все эти документы можно составить по шаблону, взятому из интернета или переписанному из методического пособия. Можно купить образец устава и договора у не очень щепетильной юридической фирмы. Но надо иметь в виду: нет никакой гарантии, что в этих важных бумагах не будет ошибок. Чаще всего в учредительных документах, составленных непрофессионалами, встречаются неточности, связанные с распределением уставного капитала, наследованием доли учредителей. Бывает даже, что неправильно пишутся название компании и фамилии ее основателей. Понятно, что в будущем эти ляпы могут подвести учредителей под штрафы, аукнуться судебными разбирательствами. Но ни одна государственная структура юридическую чистоту документов не проверяет.
– До прошлого года устав и учредительные документы подавались в регистрационную палату, где они тщательно изучались, – рассказывает Галина Роткова, руководитель отдела регистрации Территориального агентства по поддержке предпринимательства Центрального административного округа Москвы (ТАРП ЦАО г. Москвы). – Налоговые инспекции этого не делают.
Поэтому для составления учредительных документов лучше обратиться к профессиональным юристам.
Где этот адрес, где этот дом?
Еще одна проблема связана с подбором юридического адреса для нового предприятия. По закону он должен совпадать с фактическим местом его работы. Однако в законе «О государственной регистрации юридических лиц», к счастью, осталась лазейка. Дело в том, что ст. 12 данного Закона конкретно не обязывает учредителя представлять в отдел регистрации МНС документ, подтверждающий адрес его будущей фирмы. А ст. 13 допускает в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа фирмы «регистрацию по месту иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности». Эта норма позволяет арендовать юридический адрес или даже зарегистрировать фирму в квартире, принадлежащей одному из ее учредителей.
Однако Жилищный кодекс все же запрещает такую практику. По этой причине каждая ИМНС выбирает свою, наиболее удобную для нее политику по этому вопросу. Например, московская ИМНС № 22 регистрироваться по домашнему адресу запрещает. Налоговикам труднее контролировать компанию, которая числится в одном месте, а работает в другом.
Подчас доходит даже до суда. Поэтому надежнее подбор такого юридического адреса, который устроил бы ИМНС, тоже поручить юридической фирме. Или обратиться за помощью в одну из организаций, созданных для поддержки малого предпринимательства. В Москве это окружные ТАРПы.
– Мы предлагает малым предприятиям зарегистрироваться по адресу нашего агентства, – говорит генеральный директор ТАРПа ЦАО г. Москвы Татьяна Белоус. – Именно по этому адресу в дальнейшем поступают письма от государственных контролирующих органов, партнеров фирмы. А мы отвечаем за то, чтобы почту своевременно получали ее руководители.
Правда, услуга эта платная, стоит 5000 руб. в год.
Успеть все
Во многих территориальных налоговых инспекциях (в Москве особенно сложное положение в ИМНС № 1, 3, 5, 9, 10, 15, 29) стояние в очереди на подачу документов растягивается на несколько суток.
– Для того чтобы попасть в «окну» регистрации, приходится занимать очередь с 6 утра, – рассказывает генеральный директор юридической фирмы «Столичный стандарт» Юлия Юханян. – При этом не факт, что в этот же день вам посчастливится сдать документы. В некоторых инспекциях нужно отстоять месяц, чтобы попасть на прием. Предприниматели составляют списки очередников, устраивают переклички.
– Регистрация связана с внесением информации в компьютерные базы, а это ахиллесова пята налоговых инспекций, – говорит Татьяна Белоус. – В день одна инспекция не в состоянии пропускать больше 10-15 человек.
Но если нет возможности или желания ждать, очередь можно купить. Эту услугу неофициально оказывают находчивые граждане, сделавшие стояние в очередях своей профессией. В Москве она стоит 1000 рублей.
Стоит учесть, что в дальнейшем – при открытии расчетного счета, аренде офиса – вас не раз попросят представить копии учредительных документов, прошедших регистрацию в ИМНС. Причем непременно с отметкой нотариуса. И тут есть еще одна тонкость. Работники нотариата отказываются заверять копии уставов и регистрационных свидетельств, на которых нет «живой» печати налоговой. Поэтому, чтобы в будущем вновь не стоять в очередях, лучше при сдаче документов на регистрацию оплатить изготовление нескольких архивных копий и попросить налоговых чиновников, чтобы те их как положено проштамповали. Или сделайте 6-8 нотариально заверенных копий с оригиналов учредительных документов с заверенными до регистрации подписями учредителей.
Есть и другой способ – отдать на регистрацию два комплекта учредительных документов. Таким образом, вместе со свидетельством о регистрации предприниматель получит второй вариант учредительных документов с печатью и штампом налогового органа. Первые оригиналы остаются в архиве ИМНС. Правда, пока подавать два комплекта учредительных документов можно только в московские инспекции.
Кроме того, уже до государственной регистрации фирма должна открыть накопительный счет в банке, на который учредители обязаны внести не менее половины уставного капитала. Справка из банка, подтверждающая эту операцию, также представляется в ИМНС при постановке на налоговый учет.
Хождение по фондам
Но вот документы сданы. По закону, на их рассмотрение и выдачу свидетельства о регистрации юридического лица ИМНС отводится пять дней. Иногда вместе с ним выдаются еще решение о госрегистрации и свидетельство о присвоении ИНН (если последнее не выдано сразу, то после присвоения кодов и получения печати придется еще раз посетить налоговую).
На этом этапе тоже есть свои подводные камни. При получении документов необходимо здесь же, в отделе регистрации ИМНС, проверить правильность внесенных в них сведений. Увы, есть случаи, когда налоговики допускают серьезные ошибки. Убедитесь, что в свидетельстве правильно указаны организационно-правовая форма вашего предприятия и его название, есть тринадцатизначный регистрационный номер, печать и подпись начальника отдела организации учета налогоплательщиков.
Дальнейшие задачи, которые стоят перед новой фирмой, решаются уже за пределами ИМНС. Она должна изготовить печать, открыть расчетный счет, получить коды статистики в районном отделении Госкомстата, а также встать на учет во внебюджетных социальных фондах. В случае, если регистрируется акционерное общество, необходимо провести первичную эмиссию акций и зарегистрировать ее в Федеральной комиссии ценных бумаг (ФКЦБ).
Многие эксперты предлагают действовать с опережением. Дело в том, что встать на учет в социальные фонды фирма должна в сжатые сроки – от 10 до 30 дней после регистрации в ИМНС. Однако случается, что налоговики сами не успевают рассмотреть документы в положенный срок.
Предпринимателям удается избежать штрафов в случае, если они доказывают фондам, что задержка подачи документов произошла по вине ИМНС. Чаще всего инспекции ставят на свидетельстве текущую дату. В случае, если документы высылаются почтой, в фонды можно представить почтовый конверт, на котором зафиксирована дата отправки.
Параллельно с оформлением бумаг в ИМНС имеет смысл заняться изготовлением печати: она потребуется при постановке на учет в фондах. Регистрацией эскизов печатей по-прежнему занимаются регистрационные палаты. Госпошлина за эту операцию в Москве составляет 693 руб. В некоторых городах, например подмосковном Одинцово, регистрация печати вообще не обязательна.
Изготовить печать можно в одной из многочисленных специализированных фирм.
И наконец, последнее необходимое условие легального существования компании – счет в банке. Справку и сообщение об открытии расчетного счета учредители фирмы передают в ИМНС. Взамен они получают документ, который позволяет разблокировать открытый счет и начинать по нему работать. Одновременно в банк следует представить справки, подтверждающие постановку на учет по всех социальных фондах.
Злые шутки
В процессе оформления пакета регистрационных документов возникает масса накладок и противоречий. Одна из злых шуток регистрации, с которой народная смекалка пока еще не нашла способа бороться, – это отсутствие у новых предприятий возможности без промедления воспользоваться упрощенной системой налогообложения. Дело в том, что в процессе регистрации подать заявление о желании работать по «упрощенке» нельзя. А после получения вожделенного свидетельства пути перехода на эту налоговую систему оказываются отрезанными до конца текущего года.
Разнобой наблюдается в том, как разные инспекции осуществляют постановку предприятий на налоговый учет. Скажем, ИНН должен присваиваться одновременно с регистрацией предприятия. Одни ИМНС так и делают, а другие требуют показать сначала договор аренды помещения и при его отсутствии отодвигают присвоение ИНН на потом. Но социальные фонды без ИНН не ставят предприятия на учет. ИМНС, со своей стороны, дают учредителям только десять дней, чтобы решить вопрос с арендой и встать на налоговый учет. Однако в случае, если срок нарушен, никакие штрафы предпринимателю на практике не начисляются. В этом состоит еще один казус регистрации.
Кто и чем поможет?
Как уже неоднократно говорилось, наилучший способ избавить себя от необходимости ломать голову над решением всевозможных регистрационных ребусов – обратиться в юридическую компанию, которая возьмет все хлопоты на себя.
В компаниях, оказывающих такие услуги, недостатка нет. Однако, как в любой сфере, можно нарваться и на халтурщиков. Поэтому не стоит работать с первой попавшейся фирмой. Посоветуйтесь со знакомыми предпринимателями, соберите информацию о нескольких юридических компаниях. А при заключении договора подробно обсудите с юристами все действия, которые они должны будут предпринять, чтобы узаконить ваше предприятие.
Могут посодействовать в регистрации и юристы государственных структур, созданных для содействия начинающим предпринимателям. В Москве это все те же ТАРПы, которые работают под руководством Департамента развития и поддержки малого предпринимательства Правительства Москвы. Их специалисты не бросают своих клиентов после регистрации, а ведут и дальше по предпринимательской жизни, бесплатно консультируя по аудиту, законодательству, ведению арбитражных дел, бухгалтерскому делу.
Но внимание! Не каждая фирма, которая называет себя ТАРПом и предлагает свои услуги для предпринимателей, на самом деле является этой уважаемой организацией. В Москве Работает множество двойников, взявших себе похожие названия в рекламных целях.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РЕГИСТРАЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
- Подготовка учредительных документов
- Регистрация учредительных документов в налоговой инспекции
- Постановка на налоговый учет и получение ИНН
- Регистрация эскиза печати и ее изготовление
- Получение статистических кодов
- Постановка на учет в Фонде обязательного медицинского страхования, Фонде социального страхования и в Пенсионном фонде
- Открытие расчетного счета в банке
- Регистрация в ФКЦБ учредительской эмиссии ценных бумаг (для акционерных обществ)
СРОКИ ПОСТАНОВКИ НА УЧЕТ В ФОНДЫ
Наименование организации |
Срок постановки на учет со дня регистрации |
|
Фонд социального страхования |
10 |
|
Фонд обязательного медицинского страхования |
10 |
|
Пенсионный фонд |
30 |
|
Передача в ИМНС справки об открытии расчетного счета в банке |
10 |
|