Составление договора: как защитить себя
Введение договора
Когда предприниматель готовит договор на выполнение своих работ или услуг, он обычно использует типовые бланки. Это не возбраняется, если подгонять стандартную форму под себя. Именно об этом и поговорим.
В «шапке» соглашения ставится его номер, дата и место составления. Последнее иногда отсутствует. Тогда контракт считается заключенным там, где прописан предприниматель (ст. 444 ГК РФ). В целом, это нормально. Но в частных случаях (для работ и услуг, переведенных на
Следующая часть «вступление» – кто и с кем заключил контракт. Здесь предпринимателю лучше указывать «ИП «Иванов Ю.С.», именуемый в дальнейшем «Исполнитель», действующий на основании свидетельства о государственной регистрации № ...». ИП звучит выгоднее чем «индивидуальный предприниматель» для тех, кто уже привык к шифровкам (ООО, ЗАО) и не задумывается над ними. Слово «индивидуальный» изредка отпугивает клиентов. Это актуально для тех, кто работает с населением.
В договоре с юридическим лицом другая задача – смотреть, кто записан от имени заказчика. Одно дело, когда указано – заказчик, в лице генерального директора, действующего на основании устава (иногда пишут – учредительных документов). Тут все верно. Иной разговор – когда внесен сотрудник, «действующий на основании доверенности». Если вы не получили стопроцентную предоплату, а с клиентом работайте впервые, то лучше попросить копию доверенности. Убедитесь, что она подписана руководителем компании, а срок действия сходится с датой заключения договора (1) . Это защитит от мошенников. Они, получив услуги по контракту, потом говорят – фирма не утверждала договор и не будет платить. Начинаются конфликты. Исход здесь непредсказуем.
Спрашивать ли документы, показывая недоверие к партнеру? Ответить вы сможете только сами. Подход к каждому заказчику индивидуален.
Предмет договора
Этот раздел перегружать не стоит. Обычно в нем достаточно нескольких строчек. В них определяется, что именно исполнитель должен сделать, а заказчик «оплатить и принять». Последнее слово нужно, поскольку без него вы рискуете столкнуться с затяжкой в приеме и оплате работ.
Иногда предмет договора расшифровывается в дополнительных документах: заказах, сметах, эскизах и т.д. Значит, пишем, – предприниматель обязуется выполнить работу «в соответствии с договором, а также сметой, прилагаемой к настоящему договору и являющейся его неотъемлемой частью».
Смета также нужна для обоснования цены. Это уже следующий раздел, который обычно так и называется.
Цена договора
Когда вы расходуете какие-то материалы, то в контракте желательно отделять их стоимость от вашего вознаграждения. Дробить цену по договору подряда требует статья 709 ГК РФ, но дело даже не в ней. За нарушение бизнесменом сроков введена неустойка. Она составляет 3 процента в день от цены работы либо услуги. Если цена не определена, то от общей цены заказа (п. 5 ст. 28 Закона о защите прав потребителей). Следовательно, без разбивки штраф будет больше.
Составные части цены опять-таки удобно показывать в смете, заказе и других подобных документах.
Али Абдураимов, старший партнер Юридического Центра «Законный Бизнес»:
– Чем подробней смета, тем лучше. Детализация удобна, например, когда часть работ выполнена с опозданием. Можно определить цену просроченных работ, и неустойка станет исчисляться только от них. Или если существует необходимость заменить часть работ, то проще согласовать с заказчиком часть цены, чем полную стоимость.
Условия и порядок расчетов
Определив цену, переходим к самому важному – получению денег. Лучше стопроцентной предоплаты ничего не придумано. Только не каждый потребитель на нее согласится. Тогда устанавливается частичный аванс. Согласно статье 717 ГК РФ, он должен быть возвращен, если клиент отказывается от еще невыполненных услуг.
Допустим, что в контракте нет слова «аванс», а сказано: «при заключении настоящего договора заказчик оплачивает исполнителю задаток». Покупатель тут разницы не увидит и внесет деньги. Потом захочет расторгнуть договор, не получив вашего согласия. Здесь откройте пункт 2 статьи 381 Гражданского кодекса – задаток не возвращается тому лицу, по вине которого разорван контракт. Благодаря этому удается удержать многих клиентов, – рассказал нам предприниматель, использующий задатки.
«Окончательный расчет производится сразу после принятия работ заказчиком» – привычная фраза в договоре. Но «принятие» значит, что клиент подписал акт о выполненных работах или оказанных услугах, а он может этого не сделать.
Если деятельность позволяет, то в прочих условиях договора сообщается, что не получит заказчик без полной оплаты. Допустим, это могут быть запасные ключи от установленной двери (у предпринимателя, оказывающего подобные услуги) или гарантийный талон на технику.
Сроки и условия выполнения договора
Эту часть называют по-разному. Иногда она разбивается на несколько глав или перечисляется среди прав и обязанностей сторон. Сроки исполнения, как доказывает практика, желательно приводить в рабочих днях (обязательно указывая на это в договоре). Визуально период работ сокращается, что хорошо воспринимается клиентами.
В определении сроков предприниматель часто зависит от контрагентов, а бывает и от заказчика. К примеру, если последний поставляет какие-то материалы, то срок советуем ввести «в течение Х рабочих дней после поставки клиентом всех материалов и создания условий для выполнения работ». Еще хороший вариант – отсчитывать срок со дня получения всей предоплаты, оговоренной в соглашении.
Часть условий прописываются в приложенных к контракту ведомостях поставки, эскизах и т. п. Поэтому в нем рекомендуем сообщить: «все изменения и дополнения к настоящему договору и приложенным к нему документам действительны, если они совершены в письменной форме и подписаны уполномоченными представителями сторон». Такая фраза забивается в прочих условиях. Она страхует от самоуправства заказчика и ошибок персонала.
Сергей Мороз, предприниматель, занимающийся поставкой и сборкой мебели:
– Я срок сборки указываю на эскизе. На одном из них было записано семь дней. Когда мебель привезли покупателю, то сборщик в первый же день сказал, что справится за три дня. И, видимо, для себя пометил дату на эскизе. В срок он не уложился, клиент был недоволен. Мне стоило немалых трудов сгладить конфликт. С тех пор у нас четкое правило – рабочий даже устно не может обещать того, чего нет в договоре.
Юридически это выражено в словах: «изменения подписаны уполномоченными представителями». Право визировать документы есть только у самого предпринимателя и тех, кому он выдал доверенность на такие действия. У рабочего ее нет. Значит, его обещания (даже письменные) – недействительны (2) .
Кроме того, споры возникают, так как предприниматели не записывают часть своих дополнительных услуг и обязанностей покупателя.
Когда доставка комплектующих и их сборка небесплатна, то расценки тоже надо привести в договоре. И еще одно требование к «срочной» части контракта – ясность. Указывать: «исполнение работ осуществляется в сроки, согласованные сторонами» без указания этих сроков или хотя бы порядка их определения – неосторожно. А это, между прочим, встречалось в каждом пятом из проанализированных нами соглашений. Сочувствуем таким предпринимателям. Их клиенты всегда могут заявить, что сроки определены устно и были нарушены ПБОЮЛ. Тут и до суда недалеко. Он же лоялен к потребителям.
Ответственность сторон
Чем меньше будут указанные здесь санкции, тем безопасней договор – полагают отдельные бизнесмены.
Сергей Ковальчук, адвокат Адвокатской палаты Тверской области:
– Типичная ошибка предпринимателей – переделать под себя Закон «О защите прав потребителей». Часты попытки снизить размер неустойки, замаскировать сроки, предусмотренные законом и т. п. Все эти действия смешны. Подобные условия ничтожны в момент подписания договора.
Артем Гальченко, юрисконсульт ООО «Аудит – новые технологии»:
– Предположим, что в договоре введена неустойка – 0,5 процента в день. Налицо ущемление права потребителя. По статье 16 закона такое условие недействительно.
Это относится только к договорам с населением. Когда услуга выполняется для другого предпринимателя или для фирмы, то прописанная в контракте величина неустойки важна. Чем меньше будет сумма, причитающаяся с исполнителя, тем лучше. В договорах с такими контрагентами еще желательны фразы: «при возникновении разногласий, стороны будут стремиться урегулировать их путем переговоров. При невозможности достижения соглашения между сторонами, споры рассматриваются в Арбитражном суде по месту нахождения исполнителя». Тут предприниматель не потратит деньги на разъезды по судам, если заказчик из другого города. Данная формулировка не поможет в конфликтах с населением – обычные покупатели сами выбирают место спора (ст. 17 Закона «О защите прав потребителей»).
Что же касается ответственности заказчика (за позднюю оплату, несозданные условия...), то ее иногда намеренно завышают. Считаем такой подход необдуманным – значительные санкции отпугнут клиента. Их разумная величина – от 0,1 до 0,2% от стоимости заказа за каждый день просрочки. В договоре это звучит так: «при несвоевременной оплате и (или) несвоевременном создании условий для работы и (или) несвоевременном принятии работ (услуг) потребитель оплачивает неустойку в размере...».
Составление актов
Такие документы мы оставили напоследок, поскольку они используются далеко не всегда. Акт сдачи встречается, если предпринимателю передается какое-то недешевое имущество (например, машина), помещение, материалы и т. д. Составлять его на любую передачу – бессмысленно.
Роман Сакун, эксперт юридической фирмы «Астрополис» (Москва):
– В дорогостоящих ремонтных и иных подобных работах бывает очень много споров из-за того, что не оценивалось первоначальное состояние объекта. Такая оценка, на мой взгляд, желательна, и чем она будет детальней – тем лучше.
К примеру, один владелец автомастерской рассказал, что при значительном ремонте обязательно выписывает дефектные ведомости. Туда заносятся все повреждения, на которые обратит внимание автовладелец. Потом он расписывается. То же самое делает приемщик после слов: «видимых дефектов, кроме перечисленных в ведомости, не обнаружено». Если они имеются, то ваш сотрудник должен обязательно это указать, даже когда речь идет о старых неполадках, вмятинах и проч. Слово «видимых» нужно, поскольку часть поломок сразу не разглядишь. Но все равно работа приемщика крайне ответственна и требует высокой квалификации. У кого нет таких специалистов, могут подстраховаться. Они вносят в договор фразу: «исполнитель не несет ответственности за наличие и неустранение дефектов, существующих до начала работ». Скорее всего, это предложение не привлечет внимание клиента. Вам же оно позволит утверждать, что такие дефекты имелись.
Передавая результат своих работ (услуг), составляйте акт сдачи-приемки. В нем заказчика часто просят расписаться в том что «выполненные работы приняты, претензий к ним не имею». Это отпугивает, а иногда приводит к тому, что люди начинают искать мелочные недочеты. Так что в акте лучше ограничиться строкой «работы приняты». В договоре же (среди прочих условий или в порядке сдачи-приемки работ) пишется – «подписание заказчиком акта означает отсутствие у него претензий на момент принятия работ». К получению акта о таком условии клиенты забывают. Не сообщив о видимых недостатках, они нарушают и договор, и пункт 3 статьи 29 Закона о защите прав потребителей. Это удобно предпринимателю.
Есть еще одна формулировка, полезная для бизнесмена.
Али Абдураимов:
– Работы или услуги считаются принятыми, если предприниматель передал клиенту акт сдачи-приемки, а клиент в течение определенного договором времени не прислал письменный мотивированный отказ от подписания акта. Такое требование можно выдвинуть в договоре.
2 - Обещания сотрудника станут для вас обязательны, только если вы их прямо одобрите (ст. 183 ГК РФ). Это может быть и устная гарантия исполнить работы в новый срок.
---
Источник: Журнал «Современный Предприниматель»