Структура бизнес-плана для торгового предприятия
Федерального Фонда поддержки малого предпринимательства.
1. Обзорный раздел (резюме)
Резюме представляет собой краткий обзор бизнес-плана.
Резюме должно включать следующую информацию:
Меморандум о конфиденциальности проекта.
- Проект
- Краткое описание сути проекта, особо выделив, идет ли речь о начале работы "с нуля" или о расширении уже существующего предприятия.
- Бизнес
- Наименование предприятия, организационно-правовая форма предприятия, вид деятельности;
- Краткая история бизнеса, описывающая период его создания и роста;
- Перечень основных владельцев (распределение акций, долей);
- Почтовый и фактический адрес предприятия, телефон, факс, E-mail, интернет сайт;
- Банковские реквизиты (в т.ч. рублевый, валютный, депозитный счета).
- Руководство и персонал
- Фамилия, имя, отчество, возраст и квалификация руководителя предприятия;
- Среднесписочная численность работающих на предприятии;
- Насколько укомплектован штат? Потребность в трудовых ресурсах?
- Каков образовательный уровень администрации, менеджеров, производственных рабочих?
- Рынок
- Описание рынка, на котором работает предприятие;
- Существующая емкость рынка, тенденции (рост/стагнация);
- Внутренний и/или международный;
- Предполагаемая доля рынка предприятия (по подтвержденным оценкам) на начало и по окончании проекта.
- Финансирование
- Потребность в инвестициях, направления их использования, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться (погашаться) инвесторам;
- Прогнозирование доходов и чистого дохода после уплаты налогов на три последующие года;
- Проектирование начала поступления прибыли;
- Какие доходы предполагается получить, за какой период времени?
- Ключевые экономические показатели эффективности проекта.
2. Описание предприятия
В этом разделе необходимо охарактеризовать предприятие, обратив внимание на его отличия от других компаний, присутствующих на рынке:
Цели и задачи предприятия на ближайший период и на перспективу;
События, повлиявшие на развитие предприятия;
Организационная структура и кадровый состав;
Тенденции в сбыте продукции (услуг) в ближайшее время и в перспективе;
Основные достижения предприятия;
Финансовое состояние предприятия и показатели финансовой эффективности предприятия за последние три года;
Анализ издержек;
Каковы преимущества предприятия?
Какие потребности заказчиков обеспечивает предприятие?
Объем рынка продукции или услуг, предоставляемых предприятием;
Какова доля предприятия на рынке и каковы тенденции?
Сезонность;
Территориальное расположение клиентов;
Основные конкуренты и их сильные стороны;
Уровень технологии продаж и системы учета;
С какими проблемами сталкивается предприятие?
Анализ сильных и слабых сторон предприятия (качество продукции и услуг, возможности сбыта, уровень производственных издержек, квалификация, опыт персонала, уровень технологии, условия поставок материалов или комплектующих, уровень менеджмента);
Географическое положение офисов, складских помещений;
Ближайшие транспортные магистрали;
Наличие лицензий, сертификатов, разрешений и т.д.;
3. Описание продукции (услуг)
В этом разделе приводится подробная характеристика производимой предприятием продукции или услуг, производится сравнение ее с продукцией конкурентов, анализируются планы развития производства.
Характеристика продукции:
Функциональное назначение реализуемой продукции и для каких целей она предназначена;
Стоимость реализуемой продукции;
Соответствие продукции принятым стандартам;
Требования к хранению.
4. Анализ рынка
В этом разделе должно быть показано, что продукция или услуги имеют рынок сбыта, а также возможность предприятия добиться успеха на этом рынке; необходимо показать затраты в связи с выходом на рынок и возможные риски.
Характеристика рынка:
- Размеры и ёмкость рынка (регион, РФ, СНГ, мировой рынок) на котором работает предприятие;
- Предполагаемая доля рынка в настоящее время и после реализации проекта;
- Основные тенденции развития рынка;
- Динамика цен на рынке за последние 3 года;
- Специфические особенности рынка, например, трудности доступа к операциям на рынке;
- Независимые прогнозы относительно развития рынка в будущем;
- Планы относительно зарубежных рынков; экспортный потенциал;
- Особые цели на рынке.
- Характеристика потребителей продукции:
- Тип потребителя (покупатели, производители, самостоятельные потребители и т.п.);
- Их географическое расположение;
- Их мнение о приобретаемой продукции и о качестве обслуживания.
- Стратегия продвижения продукции на рынок:
- Расчет и обоснование цены, ценовая политика;
- Система распределения (продаж) в настоящее время и в перспективе;
- Реклама;
- Стимулирование сбыта;
- Сервисное и гарантийное обслуживание;
- Связи с общественностью.
- Характеристика конкурентов:
- Перечень предприятий - основных конкурентов;
- Их сильные и слабые стороны;
- Их финансовое положение;
- Уровень технологии;
- Удельный вес в обороте рынка;
- Используемые конкурентами стратегии маркетинга;
- Возможная реакция конкурентов;
- Принципы ценообразования конкурентов;
- Способы стимулирования сбыта, используемые конкурентами.
5. Производственный план
Этот раздел должен подробным образом описывать путь, посредством которого предприятие планирует эффективно реализовывать продукцию (услуги) потребителю. Необходимо отразить все этапы подготовительного периода в календарном плане (сетевом графике). Календарный план выполнения работ в рамках проекта должен включать прогноз сроков действий (мероприятий) и потребности в финансовых ресурсах для его реализации.
Описание технологического процесса должно отразить:
Потребность в поставках продукции;
Условия приобретения продукции;
Оптимальные размеры заказов и формы оплаты;
Потребность и условия приобретения технологического и прочего оборудования;
Потребность в участках земли, зданиях и сооружениях, коммуникациях, программных продуктах;
Требования к источникам энергии, коммуникациям и их доступность;
Требования к подготовке производственным и офисным помещениям;
Требования к контролю и учёту;
Требования к квалификации и наличие необходимого персонала:
Административный персонал;
Инженерно-технический персонал;
Производственный персонал;
Условия оплаты и стимулирования;
Условия труда;
Структура и состав подразделений;
Обучение персонала;
Предполагаемые изменения в структуре персонала по мере развития предприятия.
6. План сбыта
План сбыта должен отражать стратегию продаж компании в различные временные периоды и показывать:
Цену продукции;
Схему реализации продукции (с авансом, в кредит, на экспорт);
Размеры скидок;
Время на сбыт;
Уровень запасов;
Процент потерь;
Условия оплаты (по факту, с предоплатой, в кредит);
Время задержки платежа.
7. Финансовый план
Этот раздел бизнес-плана должен дать возможность оценить способность проекта обеспечивать поступление денежных средств в объеме, достаточном для обслуживания долга (или выплаты дивидендов, когда речь идет об инвестициях).
Следует подробным образом описать потребность в финансовых ресурсах, предполагаемые источники и схемы финансирования, ответственность заемщиков и систему гарантий. Особое значение следует уделить описанию текущего и прогнозируемого состояния окружающей экономической среды. Должны быть отражены трудно прогнозируемые факторы, их альтернативные значения для различных вариантов развития событий.
Требуется четкая разбивка расходов по проекту и использования средств.
Должны быть описаны условия всех остальных относящихся к проекту или уже находящихся на балансе кредитов. Необходимо четко показать, как и кем (самим предприятием или независимым подрядчиком) составлялась смета расходов; предполагаемая степень четкости сметы. Должны быть описаны условия, оценки и предположения, базируясь на которых, рассчитывались финансовые результаты проекта.
Необходимо отразить (помесячно, поквартально, по годам):
изменение курса рубля к доллару.
перечень и ставки налогов.
рублевую инфляцию (возможен различный процент, в зависимости от объекта).
формирование капитала за счет собственных средств, кредитов выпуска акций и т.д.
порядок выплаты займов, процентов по ним и т.д.
Обычно финансовый раздел бизнес-плана представлен тремя основными документами:
отчетом о прибылях и убытках (показывает операционную деятельность предприятия по периодам).
планом движения денежных средств (Кэш-Фло).
балансовой ведомостью (финансовое состояние предприятия в определенный момент времени).
При необходимости может быть представлен график погашения кредитов и уплаты процентов; сведения об оборотном капитале с указанием изменений и исходных посылок в течение срока кредита; предполагаемый график уплаты налогов.
В дополнение к этому прилагаются расчеты основных показателей платежеспособности и ликвидности, а также прогнозируемые показатели эффективности проекта.
Сроки прогнозов должны совпадать (как минимум) со сроками кредита/инвестиций, которые запрашиваются по проекту.
Показатели эффективности проекта:
Чистый дисконтированный доход (ЧДД); другие названия: чистая приведенная стоимость, чистый приведенный доход. Net Present Value (NPV).
Индекс доходности (ИД); другие названия: индекс прибыльности, Profitabily Index
Внутренняя норма доходности (ВНД); другие названия: внутренняя норма рентабельности, возврата инвестиций, Internal Rate of Return (IRR).
Срок окупаемости дисконтированный (Discounted payback period; (PBP) мес.)
Показатели различных видов эффективности относятся к различным экономическим субъектам:
показатели общественной эффективности - к обществу в целом;
показатели коммерческой эффективности проекта - к реальному или абстрактному юридическому или физическому лицу, осуществляющему проект целиком за свой счет;
показатели эффективности участия предприятия в проекте - к этому предприятию;
показатели эффективности инвестирования в акции предприятия - к акционерам предприятий - участников проекта;
показатели эффективности для структур более высокого уровня - к этим структурам;
показатели бюджетной эффективности - к бюджетам всех уровней.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта используются следующие основные показатели, определяемые на основе денежных потоков проекта и его участника: чистый доход, чистый дисконтированный доход, внутренняя норма доходности, потребность в дополнительном финансировании, индексы доходности затрат и инвестиций, срок окупаемости.
8. Анализ чувствительности проекта
Необходимо проанализировать устойчивость проекта к возможным изменениям как экономической ситуации в целом (изменение структуры и темпов инфляции, увеличении сроков задержки платежей), так и внутренних показателей проекта (изменение объемов сбыта, цены продукции).
Степень устойчивости проекта по отношению к возможным изменениям условий реализации может быть охарактеризована показателями границ безубыточности (предельных уровней) объемов производства, цен производимой продукции и иных параметров. Эти и им подобные показатели по существу отвечают сценариям, предусматривающим соответствующее снижение объемов реализации, цен реализуемой продукции и т. д., но они не являются показателями эффективности самого проекта. Граница безубыточности (предельный уровень) параметра проекта для некоторого шага расчетного периода определяется как такой коэффициент к значению параметра, при применении которого чистая прибыль участника на данном шаге становится нулевой.
Наиболее часто граница безубыточности определяется для объема производства. Она рассчитывается только в период эксплуатации предприятия и носит название уровня безубыточности (точки безубыточности, break-even point). Уровнем безубыточности называется отношение "безубыточного" объема УБ продаж (т. е. объема, которому отвечают нулевая прибыль и нулевые убытки) на некотором шаге т к проектному. При определении этого показателя принимается, что полные текущие издержки производства продукции на шаге т могут быть разделены на условно-постоянные не зависящие от объема производства, и условно-переменные, изменяющиеся прямо пропорционально объемам производства.
Уровень безубыточности может определяться также и для цены продукции, или, например, для цены основного используемого в производстве сырья.
Приложения
В приложения включаются документы, которые могут служить подтверждением или более подробным объяснением сведений, представленных в бизнес-плане. К числу обязательных относятся следующие:
Биографии руководителей предприятия или проекта, подтверждающие их компетенцию и опыт работы;
Результаты маркетинговых исследований;
Заключение аудиторов (включая аналитическую часть);
Гарантийные письма или контракты с поставщиками и потребителями продукции;
Договоры аренды, найма, лицензионные соглашения;
Заключения служб государственного надзора по вопросам экологии и безопасности, санитарно-эпидемиологических служб;
Статьи из журналов и газет о деятельности предприятия;
Отзывы авторитетных организаций.
26.08.2011