Автозаправкам усложняют жизнь
В начале года правительство фактически заставило автозаправочные станции проходить процесс двойного лицензирования.
Помимо разрешения на использование пожароопасного объекта владельцев АЗС, чиновники обязали иметь еще и лицензию на прием и хранение нефтепродуктов. Ситуация по меньшей мере абсурдна: водители хранят в бензобаке те же взрывоопасные ГСМ, можно сказать, без всякого спросу, и это никого не смущает. По последним данным, Ростехнадзор решил вплотную заняться проверкой соблюдения АЗС правительственных указаний.
До недавнего времени деятельность АЗС признавалась лишь пожароопасной, а потому для ее осуществления необходимо было получить специальное разрешение МЧС. Взрывоопасным же признавался только бизнес тех АЗС, на которых одновременно осуществлялась реализация как бензина, так и газа.
Теперь в категорию «взрывоопасных» попали все без исключения автозаправочные станции. Новые правила лицензирования касаются фирм, эксплуатирующих «автозаправочную станцию – взрывоопасный производственный объект, на котором образуются, хранятся и транспортируются вещества, способные образовывать взрывоопасные смеси с кислородом воздуха (горючие газы и горючие жидкости)». Это предусмотрено постановлением правительства от 17 января 2007 г. № 18 «О лицензировании эксплуатации взрывоопасных производственных объектов», согласно которому непосредственной выдачей разрешений обязаны заниматься территориальные подразделения Ростехнадзора.
К тому же деятельность АЗС подпадает под действие Закона от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов». В связи с этим владельцам автозаправочных станций надо зарегистрировать свои «детища» как опасный производственный объект в соответствии с требованиями к регистрации объектов в Государственном реестре опасных производственных объектов. Реестр утвержден приказом Ростехнадзора от 13 июля 2006 г. № 682.
Кроме того, компании следует оформить лицензию на эксплуатацию взрывоопасного производственного объекта. Стоит такое разрешение недорого: рассмотрение заявления – 300 рублей плюс сама лицензия – 1000 рублей (п. 71 ст. 333.33 НК). Однако это далеко не все. Основная проблема возникает с подготовкой пакета документов, который, кстати сказать, достается тоже не бесплатно. Ну а поскольку упомянутую уже «пожароопасную» лицензию никто не отменял, то «двойное» лицензирование налицо.
За все надо платить
Стоимость «пожароопасной» лицензии МЧС для фирмы складывается из нескольких элементов. Так, для начала следует разработать, согласовать и провести экспертизу плана по предупреждению розлива нефти и нефтепродуктов. Цена вопроса составляет порядка 30 тысяч рублей. Заключение договора на абонентское обслуживание с аварийно-спасательной службой обойдется в 4 тысячи рублей. Кроме того, руководитель АЗС должен пройти обучение эксплуатации пожароопасных производственных объектов, а начальники смен – обучиться пожарно-техническому минимуму. Оба этих курса тоже влетят фирме в копеечку.
С лицензией Ростехнадзора ситуация похожая. За внесение АЗС в реестр опасных производственных объектов необходимо заплатить 30 тысяч рублей за каждый объект. Подготовка и аттестация руководителей и специалистов станции на знание правил промышленной безопасности – от 15 тысяч рублей за человека. Экспертиза объекта и подготовка заключения обойдется в 150 тысяч рублей плюс 90 тысяч за точку. Процесс сбора и подачи документов на оформление лицензии, а также их рассмотрение обычно осуществляются в течение 2-3 недель с момента прохождения проверки АЗС госслужащими.
Эти расходы для автозаправки весьма существенны. Особенно если учесть, что количество сотрудников крупной АЗС часто доходит до 30 человек. Кроме того, никто не отменял затрат на пожарную сигнализацию, закупку средств пожаротушения и средств индивидуальной защиты. В результате одна такая лицензия обходится от 500 000 до 1 000 000 рублей, отмечают эксперты журнала «Московский бухгалтер».
Ко всему прочему, согласитесь, самостоятельно заниматься подготовкой документов фирме весьма проблематично. Их перечень весьма широкий. Итак, для получения лицензии Ростехнадзора надо представить:
– учредительные документы, нотариально заверенные копии;
– список специалистов (вместе с копиями дипломов и протоколов аттестации по знаниям правил промышленной безопасности);
– данные экспертизы промышленной безопасности документации, связанной с эксплуатацией опасного производственного объекта.
При отсутствии экспертизы для ее проведения надо представить:
– техническое описание объекта;
– свидетельство на право собственности или договор на эксплуатацию;
– свидетельство о внесении в реестр опасного производственного объекта;
– сведения о контроле качества;
– сведения об аварийно-диспетчерской службе;
– информацию об ответственных лицах.
Если документы собирает не специалист, может быть слишком много ошибок, поэтому лучше обратиться к помощи компаний, аккредитованных при МЧС или Ростехнадзоре. Нередко госслужащие сами подсказывают, куда следует обратиться для получения разрешительной документации. Однако подготовка пакета документов в МЧС стоит недешево – минимум 25 тысяч рублей. Но гораздо дороже выйдет лицензия Ростехнадзора: в среднем в 250 тысяч рублей.
Кому нужна лицензия?
Насколько целесообразно лицензирование уже готового объекта – судить довольно сложно. Ведь еще на стадии строительства автомобильная заправка проходит тщательную проверку во всех ведомствах. Сначала с согласия пожарных, экологов, СЭС и других госслужб выделяют земельный участок под строительство. После этого проходит согласование проекта, а затем выдается разрешение на строительство АЗС. На последнем этапе принимают акт о разрешении эксплуатации автозаправочной станции. Все это делают одни и те же чиновники, а потому не совсем понятно, для чего нужно получать лицензию, обращаясь все в те же ведомства, которые участвовали в создании АЗС.
Власти же так не считают, вот почему за отсутствие «взрывоопасной» лицензии предусмотрена даже уголовная ответственность. К примеру, если фирму посетят сотрудники ОБЭП и прокуратуры, они вправе потребовать разрешение. Не обнаружат – могут обвинить в незаконной предпринимательской деятельности. В зависимости от полученного «нелегальным способом» дохода силовики могут привлечь должностных лиц автозаправки к административной ответственности. В случае грубого нарушения лицензионных условий представителей организации оштрафуют на 4 – 5 тысяч рублей. Предприятию может грозить приостановление деятельности на срок до 3 месяцев или штраф в размере 40 – 50 тысяч рублей (ст. 14.1 КоАП).