Ньюансы и последствия закона о саморегулировании в строительстве
В результате длительного обсуждения на всех уровнях законопроекта в части особенностей саморегулирования в строительстве и принятия за основу в первом чтении 19 марта законопроекта, подготовленного Комитетом по строительству и земельным вопросам Мартином Шаккумом, 25 июня законопроект «О внесении изменений в Градостроительный кодекс» был наконец принят во втором чтении.
Одновременно во втором чтении принят Федеральный закон об изменении срока отмены государственного лицензирования с 1 июля 2008 года на 1 января 2009 года. Нет сомнений в том, что закон будет одобрен Советом Федерации, подписан Президентом, опубликован и вступит в силу.
Мы обратились за комментарием происходящих в законодательстве изменений к вице-президенту, директору Санкт-Петербургского Союза строительных компаний «Союзпетрострой» Льву Каплану.
– Лев Моисеевич, в чем вы видите причину такого большого разрыва во времени между первым и вторым чтением законопроекта?
– Я вижу в этом несколько причин. Во-первых, 5 мая председателю Государственной думы Борису Грызлову было направлено письмо Владимира Путина, где первый вариант закона был раскритикован в части его несоответствия базовому Федеральному закону «О саморегулировании» № 315-ФЗ от 1 декабря 2007 года, а также в связи с расплывчатостью формулировок и недостаточностью требований к качеству работ и безопасности объектов. Эта критика справедлива, потому что законопроект был подготовлен еще 2 года назад и не был скорректирован в новых условиях.
Во-вторых, проблема введения саморегулирования в строительстве оказалась крайне сложной по целому ряду положений: по числу членов СРО, по размерам компенсационного фонда, по требованию к членству, по формам государственного контроля и многим другим параметрам.
Насколько нам известно, в обсуждении этой проблемы приняло самое активное участие новое Правительство России, особенно Министерство экономического развития, Фонд Института экономики города, общественные бизнес-сообщества и т.д. (
– В чем суть окончательного варианта закона о саморегулировании в строительстве?
– Отмечу наиболее важные положения принятого закона. Во-первых, четко установлены три вида саморегулируемых организаций: инженерные изыскания; подготовка проектной документации; строительство, реконструкция и капитальный ремонт зданий и сооружений. К нашему сожалению, не предусмотрен четвертый вид СРО, в который могут входить компании смешанного типа, осуществляющие все три вида деятельности. Это вызывает сожаление, потому что таких организаций очень много. Поскольку этот вид присутствовал буквально до последнего дня в прежних проектных документах, будем надеяться, что жизнь потребует корректировки данного закона в этом направлении.
Во-вторых, в законе разделены стандарты, правила и требования к членству в СРО. Что касается стандартов, то он может быть только один – документ, соответствующий законодательству о техническом регулировании правил выполнения работ, влияющих на безопасность объектов капитального строительства. Другие стандарты устанавливать запрещено. Что касается правил – это требования к предпринимательской деятельности. И наконец, требования к членам СРО определяют квалификационные показатели (уровень профессионального образования работников, повышение их квалификации, наличие имущества и т.д.). В-третьих, все саморегулирование сводится, в конечном счете, к выдаче допусков к выполнению тех видов работ, которые являются профессиональными для данной компании. Причем перечень работ, влияющих на безопасность объектов, в трехмесячный срок должен быть утвержден Правительством России.
– А что решили с минимальной численностью компаний в саморегулируемой организации?
– Для строительной отрасли существенно повышены требования по численному составу. В частности, для лиц, занимающихся изысканиями и проектными работами, установлена минимальная численность 50 членов, для строителей – 100 компаний. Следует отметить, что это очень жесткое ограничение, ибо во многих регионах России практически не действует столько компаний вообще. Это же коснется и ряда бизнес-сообществ Санкт-Петербурга, у которых число членов значительно меньше ста.
– А имущественная ответственность?
– Требования к ней существенно ужесточены. В отношении изыскательских и проектных организаций взнос каждого члена составляет не менее 150 тыс. рублей, для строительных СРО – не менее 300 тыс. рублей. Но это в случае, если осуществлено страхование гражданской ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями, определяемой каждым членом СРО по договору с соответствующей страховой компанией. Если же таковое отсутствует, то размер компенсационного фонда должен составить не менее 1 млн рублей на каждого члена СРО.
– Как будет контролироваться деятельность саморегулируемых организаций?
– Во-первых, будет государственный контроль, который осуществляется органами надзора (предполагаю, что это будет Министерство регионального развития Российской Федерации). Кроме того, создаются национальные объединения трех упомянутых выше видов. Причем высшим органом каждого национального объединения является Съезд саморегулируемых организаций, созываемый не реже одного раза в год, с представительством не менее 2/3 СРО, зарегистрированных в России. Но это не отменяет возможности региональных ассоциаций СРО, о создании которых мы договорились, подписывая Меморандум 20 февраля.
– А что же, в конце концов, будет с лицензированием?
– С 1 января 2009 года прекращается выдача новых государственных лицензий, а с 1 января 2010 года прекращается действие ранее выданных лицензий, и до этого периода компания вправе выбирать одно из двух: или состоять в саморегулируемой организации и иметь допуск к определенным работам, или пользоваться лицензией.