Малый бизнес отделили от бизнеса милиции: Правительство лишает правоохранительные органы внепроцессуальных полномочий
Урезание полномочий милиции и других надзорных органов - один из шагов в борьбе с коррупцией, которую разворачивает президент Дмитрий Медведев. Однако, получив законодательный заслон от контролеров, предприниматели станут отвечать за качество своей продукции самостоятельно. Почти половина малого бизнеса - это предприятия в секторе услуг, то есть кафе, рестораны, продовольственные магазины и палатки. Наказывать их за некачественную работу теперь можно будет только постфактум, то есть когда потребитель уже пострадал.
Вне подозрений
Согласно материалам, подготовленным Минэкономразвития ко вчерашнему заседанию президиума правительства, внесенный законопроект позволяет лишить правоохранительные органы внепроцессуальных полномочий по контролю за малыми предприятиями. Сейчас по закону "О милиции" правоохранительные органы вправе проверять у предпринимателя даже кассовую наличность. "Предприниматель по-прежнему сталкивается с целым рядом различных препон, трудностей. Нам нужно самым решительным образом расчистить эти бюрократические завалы", - заявил Путин, открывая заседание президиума.
Чтобы оградить малый бизнес от милицейского произвола, законопроект запрещает правоохранительным органам проверять предпринимателей на наличие состава преступления. Иными словами, подозрение в нарушении законодательства - не основание для милиции наведаться на малое предприятие. Для этого предлагается изменить закон "О милиции" (см. справку). Основанием для внеплановой проверки может быть только факт преступления или данные об угрозе жизни и здоровью потребителя, причинении вреда природе. Причем милиционерам придется получать разрешение на проверку у прокурора, а не у главы ОВД, то есть своего начальника, как сейчас. "При этом у милиции остается возможность проводить проверки по составам преступлений там, где есть высокая латентность правонарушений, например алкогольный и ювелирные рынки, выявление контрафакта", - поясняет директор департамента государственного регулирования в экономике Минэкономразвития Андрей Шаров.
Другое нововведение: правоохранительные органы обяжут соблюдать налоговое законодательство при проведении налоговых ревизии. Внеплановые фискальные проверки представители правоохранительных органов смогут проводить не просто по запросу налоговиков, как теперь, а в соответствии с налоговым законодательством. Процедура подготовки и проведения проверки усложняется, что должно охладить рвение милиции внедряться в налоговую тематику.
На проверки малых предприятий законопроект отпускает надзорным органам суммарно 70 часов в год (для микропредприятий до 15 человек - 15 часов). Делить это время милиции придется с санэпидемиолгами, пожарными и другими контролерами. Плановые проверки будут проводиться раз в три года. "Главным образом эти проверки должны проводиться на основании представленных документов, без посещения предприятий", - уточнил Путин. Ограничение по времени и срокам не коснется налоговых проверок. "А также контроля на границе и администрирования на морских и речных портах", - добавляет Шаров.
Копию на стол
Законопроект подробно расписывает и саму процедуру проверки. Особенно изъятия у малого предприятия документов. Предлагается внести изменения в Кодекс об административных нарушениях (КоАП). Законопроект обязывает правоохранительные органы оставлять предпринимателям копии изымаемых документов. "Если это невозможно, должностное лицо, составляющее протокол об изъятии, передает заверенные копии документов лицу, у которого они были изъяты", - гласит законопроект.
Изымать правоохранительные органы смогут не только документы, но и отдельные образцы сырья, продуктов, товаров. Однако делать это можно будет исключительно для выявления, пресечения и раскрытия преступлений, ответственность за которые наступает согласно Уголовному кодексу, но не правонарушений, ответственность за которые предусмотрена КоАП. Как поясняет Шаров, изымать документы правоохранительные органы смогут на 10 дней. По решению прокурора им могут добавить еще 20 дней.
Это только начало
Урезание полномочий милиции в части проверок малых предприятий - один из этапов реализации указа президента о развитии малого предпринимательства. И инструмент в борьбе с коррупцией. Именно от большого количества административных барьеров, которые порождают коррупцию, малый бизнес страдает больше всего.
Комментарии экспертов организации малого и среднего предпринимательства "ОПОРа России" на законопроект положительны. Однако глава "ОПОРы" Сергей Борисов утверждает, что предприниматели требовали еще больших послаблений и преференций. "Нельзя говорить, что внесенные изменения полностью защитят предпринимателей от необоснованных проверок ОВД. Наряду с принятием законопроекта нужно усилить контроль органов прокуратуры за процессуальной деятельностью ОВД при проведении проверок хозяйствующих субъектов", - говорится в отзыве "ОПОРы" на законопроект.
Как правительство хочет изменить закон "О милиции"
Утратят свою силу
Пункт 25 статьи 11: "При наличии данных о влекущем уголовную или административную ответственность нарушении законодательства, регулирующего финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, в целях установления оснований для возбуждения уголовного дела или дела об административном правонарушении по мотивированному постановлению начальника органа внутренних дел (органа милиции) или его заместителя:
производить в присутствии не менее двух понятых и представителя юридического лица, лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо его представителя, которым вручаются копия указанного постановления, а также копии протоколов и описей, составленных в результате указанных в настоящем пункте действий, а при отсутствии таковых - с участием представителей органов исполнительной власти или органов местного самоуправления осмотр производственных, складских, торговых и иных служебных помещений, других мест хранения и использования имущества;
производить досмотр транспортных средств в присутствии не менее двух понятых и лица, во владении которого находится транспортное средство, а в случаях, не терпящих отлагательства, - в отсутствие указанного лица;
изучать документы, отражающие финансовую, хозяйственную, предпринимательскую и торговую деятельность, требовать представления в пятидневный срок с момента вручения соответствующего постановления заверенных надлежащим образом копий указанных документов;
изымать с обязательным составлением протокола отдельные образцы сырья, продукции и товаров, необходимые для проведения исследований или экспертиз;
требовать при проверке имеющихся данных, указывающих на признаки преступления, обязательного проведения в срок не более 30 дней проверок и ревизий финансовой, хозяйственной, предпринимательской и торговой деятельности, а также самостоятельно проводить в указанные сроки такие проверки и ревизии, изымать при производстве проверок и ревизий документы либо их копии с обязательным составлением протокола и описи изымаемых документов либо их копий.
В случае, если изымаются подлинные документы, с них изготовляются копии, которые заверяются должностным лицом органа внутренних дел (органа милиции), проводящим проверку или ревизию, и передаются лицу, у которого изымаются подлинные документы. В случае, если невозможно изготовить копии или передать их одновременно с изъятием подлинных документов, должностное лицо органа внутренних дел (органа милиции), проводящее проверку или ревизию, передает заверенные копии документов лицу, у которого были изъяты подлинные документы, в течение пяти дней после изъятия, о чем делается соответствующая запись в протоколе об изъятии".
Пункт 35 статьи 11: "При наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления, связанного с нарушением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, проводить проверки организаций и физических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации".
Будет изменен пункт 33 статьи 11
Нынешняя редакция: милиция может "участвовать в налоговых проверках по запросу налоговых органов".
Предлагаемая редакция: "Участвовать в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, в налоговых проверках по запросам налоговых органов".
Суть изменения: одного запроса налоговика к милиции будет мало, необходима сверка с налоговым законодательством.
Каковы размеры милицейского бизнеса?
АЛЕКСАНДР ГУРОВ, член комитета Госдумы по безопасности (фракция «Единая Россия»), доктор юридических наук, профессор:
- Всем известно такое понятие, как «крышевание». Оно относится не только к милиции, но и к другим силовым структурам. Этим занимается, скажем прямо, не сержантский и не лейтенантский состав, а люди покрупнее. "Крышевание" зародилось не сегодня и не вчера, а лет 15 назад, когда был разгул рэкета.
Хочу подчеркнуть, что сначала милиция не хотела "крышевать". Все началось не с каких-то там милицейских "наездов", а с того, что честные бизнесмены стали обращаться к своим друзьям в правоохранительные структуры и говорить: "Не хочу платить бандитам, помогите мне". И предпринимателям начали помогать, а те в знак благодарности стали силовикам не только платить, но и, скажем, компьютерами отделения милиции обеспечивать. И только после этого уже пошло принуждение к "крышеванию".
Но в милиции, особенно среди офицеров, много честных людей, которые не хотят ни "крышевать", ни брать взятки. Однако ж выживать тоже надо, потому что государство платит разве что на портянки. Поэтому, позаимствовав зарубежный опыт, милиционеры стали пристраивать своих жен и других родственников и создавать им преференции в области бизнеса. Кто-то создает охранное предприятие, кто-то фирму по переработке дерьма и так далее. Выживать-то надо.
Кстати, в начале 1990-х годов некоторые политики говорили, что нет взяток, а есть только благодарность. Потом они сошли со сцены, а милиционеры-коррупционеры остались крайними.
ВАЛЕНТИН СТЕПАНКОВ, президент ЗАО «Юкей-Консалтинг», бывший генпрокурор России:
- Такого понятия, как «милицейский бизнес», конечно, быть не должно, но, к сожалению, оно существует. Бизнес коррумпированных сотрудников правоохранительных органов существует не только в милиции, и я бы ее в этом смысле не выделял. Он есть и в судах, и, к сожалению, в бывшем моем родном ведомстве - прокуратуре.
Но это не только мелкие поборы, которыми занимаются, скажем, те же работники милиции при заполнении протоколов, административных нарушениях и тому подобном. Такого рода бизнес более сложен и опасен и связан, например, с заказными проверками в первую очередь малого бизнеса, а также с заказными материалами, приводящими к возбуждению уголовного дела. Кроме того, все это происходит на том фоне, когда ввиду изменений, произошедших в законодательстве, прокурорский надзор резко уменьшил свои возможности в пресечении подобных вещей.
О размерах зарплат сотрудников правоохранительных органов мы уже говорим столько, сколько в стране нет советской власти, и все же это не главный фактор. Во-первых, необходимо формирование внутренних морально-нравственных и качественных убеждений людей, работающих в этой системе. Во-вторых, надо доводить до конца все сигналы о коррупции. Защита чести мундира заключается не в том, чтобы увести от ответа своих сотрудников, а в том, чтобы объективно разобраться и наказать. Во времена СССР у милиционеров тоже были не очень большие зарплаты, но ведь не было такого распространения коррупции. А вот оценка любого такого факта была очень серьезной. Сейчас этого нет.
АЛЕКСАНДРА МАРИНИНА, писатель:
- Как вам оценить: в рублях или в валюте? Да, такое понятие не должно существовать, но оно, к прискорбию, есть. Причем не только у нас, но и во всем мире. В силу своей служебной деятельности люди имеют некоторый набор полномочий, которыми и торгуют. Скажем, за деньги можно прекратить уголовное дело или вообще не возбуждать его. Можно вывести из него свидетелей или, например, закрыть глаза на то, что кто-то живет с липовой регистрацией. Это и есть извлечение финансовой или иной материальной выгоды из должностного положения, именуемое коррупцией. Она может быть милицейская, чиновничья и вообще какая угодно.
ГЕНРИХ ПАДВА, адвокат:
- У милиционеров не может быть никакого бизнеса. У них может быть либо служба, либо преступление.