Миллион за запятую: какие проверки и штрафы ожидают предпринимателей
Штрафы на огромные суммы в ближайшее время могут ждать бизнесменов даже за самые незначительные оплошности. Высший Арбитражный Суд России предлагает фактически упразднить понятие малозначительного правонарушения. Это может привести к репрессиям, в первую очередь, против малого бизнеса.
В настоящее время малозначительным признают нарушение, которое «не создает угрозу охраняемым общественным отношениям». В этом случае компания, совершившая проступок, признается невиновной. Но уже через месяц планируется стратегически поменять практику: возможно, арбитражным судам будет запрещено признавать малозначительными правонарушения с формальным составом (по которым ответственность наступает только за совершение деяния и не зависит от наступления каких-либо последствий). Соответствующий проект постановления 4 сентября будет обсуждаться на пленуме Высшего арбитражного суда России (ВАС).
Покайтесь и простится вам
Налоговые и иные надзорные органы (за очень редким исключением) практически всегда пытались «заловить» бизнес именно на формальных проступках, порой даже провоцируя их. Но благодаря понятию «малозначительность» суды оправдывали добросовестных предпринимателей.
Например, поздним вечером инспекторы нагрянули в ресторан на Московском проспекте, принадлежащий ООО «Полар». Работники не смогли предъявить проверяющим товарно-транспортные накладные на алкогольную продукцию, а вывешенные в зале правила торговли оказались в старой редакции. Накладные на следующий же день были предъявлены, но это не спасло рестораторов от решения налоговиков наложить на компанию штраф в 30 тысяч рублей. Но арбитражный суд учел тот факт, что накладные находились на складе, который на момент начала проверки был уже закрыт. Исходя из степени общественной опасности и характера вины, суд пришел к выводу об отсутствии в действиях ресторана существенной угрозы охраняемым общественным отношениям. ООО «Полар» оправдали в виду малозначительности формально имевшего место нарушения.
По той же причине от жестоких санкций арбитраж защитил автобусного перевозчика. Кондуктор выдал пассажиру билет (бланк строгой отчетности). Но «мытари» все равно сочли возможным уличить компанию в нарушении: билеты не содержали всего перечня обязательных реквизитов, предусмотренных нормативными актами. А следовательно компания берет наличные не применяя ККМ – штраф 30 тысяч рублей. Учитывая стоимость билетов (8 рублей) и формальный состав правонарушения арбитраж счел его малозначительным. Также не пришлось платить многотысячный штраф сельмагу, продавец которого получил от инспектора-провокатора червонец за жевательную резинку Dirol и не пробил чек.
В отношении крупных компаний судьи не так снисходительны. Например, компания-застройщик обязана была до 30-го числа предоставить отчетность о привлечении денежных средств участников долевого строительства («долевке»). В этот день отчет был сдан на почту и уже через сутки поступил в стройнадзор. Но все равно был взыскан штраф в 100 тысяч рублей. «Непредставление отчетности в установленный срок свидетельствует о пренебрежительном отношении компании к обязанностям, налагаемым на него в связи с осуществлением деятельности по строительству многоквартирных жилых домов. Какие-либо данные, свидетельствующие о малозначительности данного правонарушения, не установлены», – заключил суд.
Преступление и наказание
Новая стратегия, обозначенная в проекте постановления, существенно меняет практику. Хотя окончательно еще ничего не решено: к заседанию Пленума ВАС управлением анализа судебной практики подготовлено два варианта решения вопроса. Один из них сохраняет институт «малозначительности». Другой же вводит репрессивный механизм: есть нарушение – должно быть наказание. Степень вины и прочие смягчающие обстоятельства влияют только на размер административного штрафа, который может достигать даже миллиона рублей.
В первую очередь под «репрессии», скорее всего, попадет малый бизнес. Ведь сумма штрафа не дифференцирована по масштабности деятельности компании и, в большинстве случаев, от нанесенного как обществу, так и конкретным потерпевшим вреда никак не зависит.
А найти формальную ошибку всегда можно. Например, по действующим Правилам оказания услуг общественного питания в любом ресторане, кафе и даже столовой посетителям должна быть представлена информация о пищевой ценности блюд (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов, сведения о применении ГМО и т.д.). Практически ни один ресторан города не включает такую информацию в меню («Макдональдс» предусмотрительно печатает на обороте листочков, которые кладутся на поднос). А это уже нарушение права потребителя на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре – штраф до 10 тысяч рублей. Не указана емкость бутылки, из которой по бокалам будет разливаться вино – 40 тысяч. А если какой-либо показатель указан неверно – еще 20 тысяч. Отсутствие ярлычка о сертификации оценивается в 50 тысяч рублей и может привести даже к конфискации немаркированного товара.
Многие читатели сочтут такую карательную политику обоснованной: не нарушайте права потребителей. Но значительно большие штрафы взыскивают за «преступления против государства». Например, любая оплошность гостиницы при оформлении иностранных туристов обойдется ей в 500 тысяч рублей, а сотруднику отеля – еще по 50 тысяч за каждого неправильно оформленного постояльца! В сумме за группу из 10 человек – миллион, хотя нарушение может быть формальным: опечатка, задержка в отправке документов на несколько часов. При том, что само миграционное ведомство не может объяснить, как гостиницы должны сдавать документы в выходные дни, но штрафует, если они были доставлены в понедельник.
Практически единственным надзорным органом, который не стремится к применению максимальных санкций и внимательно анализирует ситуацию, остается Федеральная антимонопольная служба. Например, за публикацию цен на зарубежные путешествия в иностранной валюте, а не в рублях, турфирмы были оштрафованы по минимальным ставкам – на 40 тысяч рублей. Когда же речь идет о преднамеренном обмане (например, ложной рекламе) сумма штрафа возрастает в разы.