Экономические интересы США в Абхазии, Южной Осетии и Карабахе: "мир" через войну и капитуляцию
Ситуация на Южном Кавказе достигла пика накала. Нельзя не заметить, что это происходит синхронно с активизацией США в этом регионе. В ночь с 1 на 2 августа произошла масштабная дестабилизация обстановки в зоне грузино-осетинского конфликта.
По информации официальных структур Южной Осетии, а также представителей миротворческого контингента, в ходе обстрела осетинских населенных пунктов грузинская сторона использовала все имеющиеся на вооружении виды стрелкового и артиллерийского вооружения. Есть жертвы и пострадавшие среди мирного населения. По последним данным, власти Южной Осетии начали эвакуацию женщин, детей и стариков из опасных районов в Северную Осетию.
Словно не замечая тенденцию к обострению напряженности вокруг Южной Осетии и Абхазии, мотивированной, в том числе, умышленным развалом сложившихся переговорных форматов между Тбилиси и Цхинвали, Тбилиси и Сухуми, Вашингтон активно проталкивает различные инициативы, исходящие в первую очередь из интересов официального Тбилиси. Напротив, инициатива абхазской и югоосетинской сторон закрепить гарантии невозобновления военных действий, а лишь после этого перейти к обсуждению возможных схем урегулирования глубоких и сложных по своей сути разногласий, трактуются представителями США и, естественно, грузинскими политиками, как предусловие.
В частности, помощник заместителя госсекретаря США Мэтью Брайза, с некоторых пор добавивший к своим функциям посредника в урегулировании нагорно-карабахского конфликта функции челночного переговорщика в грузино-абхазском процессе, на днях высказал некоторые свои подходы по последней проблеме. Напомним, до этого Брайза передал сторонам инициативу якобы германского МИД об организации встречи между представителями Тбилиси и Сухуми в Берлине. Итак, вернувшийся недавно из поездки в Сухуми и Тбилиси, Брайза весьма недвусмысленно попытался указать на негативную роль России в грузино-абхазских противоречиях, в частности, связывая этот негатив с активностью российского бизнеса в Абхазии, а также планами подключения возможностей Абхазии к подготовке Сочи к Олимпиаде 2014 года. Что плохого в притоке инвестиций в этот измученный регион, Брайза не конкретизировал.
"Наши национальные интересы в Абхазии сводятся к тому, чтобы в регионе не было войны, - сказал он. - Американские олигархи не собираются покупать абхазские пляжи. У нас нет намерений превращения Абхазии в строительную площадку Олимпийских игр. Наш интерес в том, чтобы Грузия сохраняла территориальную целостность, а весь Кавказский регион развивался". Таким образом, подключившийся к решению проблем Грузии в 2003 году, сразу после начала президентства Михаила Саакашвили, Вашингтон вознамерился восстановить территориальную целостность этой страны - в этом его интерес. Вероятно, все, что привело к нарушению этой целостности, американскую сторону совершенно не волнует. Между тем, именно здесь интересы США входят в противоречие с интересами Абхазии и Южной Осетии, которые давно уже для себя определили, что после развала СССР вполне способны прожить и без грузинской опеки. Чтобы привести абхазов и осетин в русло своих интересов американская сторона должна будет заставить их забыть все, что было до 2003 года. С этой целью, видимо, абхазам и предлагается дать гарантии беспрепятственного возвращения грузинских беженцев. Данная задача, в отличие от предложения Сухуми подписать соглашение о взаимном неприменении силы, не трактуется Брайзой как предусловие. Кроме того, очевидно не из желания поставить точку в миротворческой миссии России в этом регионе, Брайза прямо говорит о необходимости ввода международных полицейских сил в зону грузино-абхазского конфликта, "особенно в населенный вернувшимися грузинскими беженцами Гальский район". Возникает вопрос, если грузинские беженцы уже вернулись в Гальский район, то куда их еще хочет вернуть Брайза - видимо, в Сухуми и Гагры? А сколько именно грузин должно жить в Сухуми? По всей видимости, и на этот вопрос американский дипломат может дать ответ. А что насчет гарантий того, что абхазы и грузины будут мирно сосуществовать в городе, где когда-то убивали друг друга? Их, очевидно, будут разъединять украинские полицейские, которые несколько месяцев назад штурмовали здание суда в Косовской Митровице.
Самое удивительное в том, что американская посредническая стратегия, и это касается не только Абхазии, но и Нагорного Карабаха, и Южной Осетии, и Косово, состоит в том, что они сначала решают, как должен быть решен конфликт, а потом начинают обсуждать механизмы решения со сторонами. Причем их мало интересует то, насколько стороны согласны с самой сутью предлагаемого решения. Варианты решения, генерируемые Соединенными Штатами, по странному совпадению всегда исходят из интересов их стратегических и ситуативных союзников. К примеру, было бы очень странно, если бы Мэтью Брайза вдруг пришел к выводу, что после художеств Звиада Гамсахурдиа и Эдуарада Шеварднадзе, осетины и абхазы, при всем своем уважении к грузинскому народу, просто опасаются отдавать свои судьбы в руки отдельного представителя этого государства. Есть элементарный риск, что он может оказаться так же неадекватен, как и его предшественники. С другой стороны, аналогичные опасения косоваров были полностью поняты и приняты американцами, которые предварительно разбомбив Белград, пришли к выводу, что конфликт подлежит решению в пользу этих опасений албанского населения, не являющегося автохтонным в Косово. При этом практически снят вопрос не только о возвращении сербских беженцев в Косово, но даже о практической защите прав оставшегося в Косово сербского меньшинства.
Рвение Брайзы не ограничивается его желанием помирить грузин с осетинами и абхазами за счет последних. Он озабочен более глобальными проблемами. Например, безопасностью южной границы России (!). Американский чиновник прямо заявляет, что знает, как можно повысить надежность российских границ, хотя его никто не просил думать об этой проблеме, а тем более предлагать пути ее решения. Итак, по мнению помощника заместителя Госсекретаря США, укрепить южную границу России может вступление Грузии в
Более того, Брайза полагает, что вопрос вступления Грузии в НАТО и, как надо понимать, безопасности российской границы, прямо связан с проблемой Абхазии. То есть, предлагается решить грузино-абхазскую проблему возвращением Абхазии под юрисдикцию Грузии, вернуть грузин в Сухуми, а затем весь этот сложный, но уже "мирный" кусок включить в НАТО. Сомнений нет, далее и следует ожидать начала укрепления границ России совместными усилиями помирившихся абхазов, грузин и присматривающих за ними международных полицейских.
Еще более откровенен Брайза в своих благих пожеланиях раз и навсегда примирить армян и азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Оригинальных деталей в озвученном им плане мало. Почти калька. Нет, не с урегулирования косовской проблемы... Армянам Карабаха предстоит еще доказать свое истинное стремление к независимости. Здесь стоит поблагодарить господина Брайзу, поскольку осетины и абхазы лишены даже этой возможности. Видимо, они не так активно воевали и не пролили столько крови, сколько косовары. Да и уже проведенный в Нагорном Карабахе референдум не особо впечатляет американского дипломата. Брайза высказывается за новый референдум, в котором примут участие вернувшиеся в свои дома азербайджанские беженцы. Здесь сложно осуждать посредников из МГ
"Что мы предложили - это то, что армянские войска должны быть выведены из семи районов вокруг Нагорного Карабаха, что должны быть введены международные миротворцы, что должны вернуться перемещенные лица и беженцы, что должен быть создан коридор, который соединяет Армению и Нагорный Карабах, и что должен быть процесс голосования для определения будущего Нагорного Карабаха", - добавил Брайза.