Мердоку стало страшно в России: Американский миллиардер хочет продать свои российские активы, пока их не отобрали
Американский медиамагнат Руперт Мердок, которому принадлежит крупнейшая компания российского рынка наружной рекламы News Outdoor, заявил, что лучше продать свои активы в России, пока их не отобрали.
Возможность продажи доли или всей компании News Oudoor обсуждается на рынке давно, и основным мотивом называют вероятные политические риски, нежели экономические факторы.
Руперт Мердок, один из самых успешных инвесторов в мире СМИ, выступил с сенсационным заявлением в отношении России. В интервью влиятельнейшей британской газете The Financial Times медиамагнат заявил: "Чем больше я читаю об инвестициях в Россию, тем меньше мне нравится ситуация... Чем более успешными мы будем, тем меньше мы застрахованы от того, что у нас украдут [бизнес]. Лучше продать сейчас".
Слова бизнесмена сложно истолковать неправильно. Явное опасение потерять свою компанию по тому же сценарию, как это обычно происходит в нефтегазовом секторе, заставляет Мердока впервые, лично и прямым текстом говорить о возможности продажи своих российских активов.
Мердок на щите или под щитом
По всему миру американскому миллиардеру австралийского происхождения принадлежат десятки газет, телеканалов, радиостанций, интернет-проектов и киностудий. В России Мердок работает как минимум с конца 1990-х годов. В нашей стране бизнесмен сначала хотел заниматься привычным для себя бизнесом и пытался приобрести долю в одном из телеканалов, однако, поняв, что в России ТВ - это слишком "деликатный" с точки зрения политических рисков бизнес, Мердок занялся другими сферами. Сейчас компании Мердока контролируют три отечественных радиостанции - "Наше", Ultra и Best FM, занимаются прокатом фильмов собственной студии FOX, представлены в интернете в виде русскоязычной версии социальной сети My Space.
Наибольшего успеха Мердок в России добился в наружной рекламе. Полностью подконтрольная ему компания News Outdoor за несколько лет стала абсолютным лидером российского и московского рынков "наружки". Так, по данным "Эспар-Аналитик" за апрель 2008 г. News Outdoor принадлежит более 35 тыс. рекламных поверхностей, что более чем вдвое превышает показатель компании номер два в России - Gallery.
По данным самой News Outdoor, в 2007 г. ее доля в денежном выражении на российском рынке рекламы почти достигла 21% (у Gallery - лишь 7,1%). При этом благодаря продуманной стратегии по поиску новых форматов лидер рынка в ситуации, когда отрасль переживает не самые простые времена, умудряется лишь наращивать объемы. Выручка в 2007-2008 фискальном году (заканчивается в июне), по оценке управляющего директора компании Максима Ткачева, выросла на 28% до $385 млн, что в 1,7 раза больше, чем по рынку в целом. Агентство "ЭСПАР-Аналитик" оценивает выручку компании в 2007 г. в $260 млн.
Так или иначе, растет и сам российский рынок рекламы. Даже несмотря на то, что власти регулярно устраивают участникам рынка всяческие испытания в виде кардинальных изменений правил игры, прогноз News Media по росту рынка в России на 2008-2009 гг. - 20-21%.
На этом фоне прозвучавшие слова магната о возможности продажи компании звучат неожиданно. Причина может быть одна: прибыльность российских проектов перестала покрывать возможность потерь от вероятных политических рисков.
Поддержка или давление
Проблемы с властями у компании Мердока возникали регулярно на всем протяжении ее работы, однако в России это, в общем, вполне нормальная ситуация для лидера рынка. При этом у News Outdoor явно нет имиджа оппозиционера: еще в 2006 г. конкуренты обвиняли ее в связи с московскими властями, которые якобы отдали компании слишком много рекламных площадей.
В начале 2008 г. город потребовал от компании вернуть более 380 млн рублей, которые она якобы выиграла в 2002 г., необоснованно получив льготы по уплате арендной платы за размещение рекламных конструкций. Возникли у компании и проблемы в Петербурге - в конце 2007 г. News Outdoor взяла в управление "Первую медиакомпанию", одного из лидеров петербургского рынка рекламы на наземном транспорте, а уже в мае 2008 г. губернатор Валентина Матвиенко полностью запретила транспортную рекламу в городе.
Давно пора продать
До последнего времени информация о возможной полной или частичной продаже News Media уже появлялась, однако официально никаких комментариев на эту тему не было. Впервые о продаже заговорили в июне 2007 г., когда компания объявила о том, что она обдумывает план по продаже своего блокпакета. Среди вероятных покупателей называли "Газпром-Медиа". Однако в октябре 2007 г. СМИ сообщили, что купить всю компанию за $1,65 млрд может американский инвестфонд TPG Capital. Однако сделка не состоялась.
Теперь, похоже, начнется новый виток переговоров о продаже. Правда, как заявил в июне 2008 г. журналу Smart Money глава News Outdoor Максим Ткачев, удачный момент для продажи уже упущен: "Весной прошлого года была лучшая конъюнктура для продажи любого актива за последние 8-9 лет. Теперь ситуация изменилась. За последние полгода стоимость лидера мирового рынка Clear Channel Outdoor уменьшилась на 30%, на столько же подешевела французская JCDecaux, а капитализация китайского оператора Focus Media и вовсе упала вдвое. Просто на рынке стало меньше денег".