В России объявлена «мягкая» национализация
Первый вице-премьер Игорь Шувалов официально подтвердил готовность Кремля пойти на крайнюю меру поддержки экономики – частичную или, как ее еще называют экономисты, мягкую национализацию.
По словам первого вице-премьера, правительство не ставит себе задачи долговременно присутствовать как акционер в капиталах компаний, которые могут поддерживаться таким образом. Тем не менее возможен выкуп государством привилегированных акций и конвертируемых облигаций российских компаний.
Игорь Шувалов пояснил, что эта мера может быть применена к компаниям, для которых неактуально замещение через Внешэкономбанк (ВЭБ) кредитов иностранных банков, на что Банк России выделяет ВЭБ $50 млрд.
Ранее о возможности временного вхождения в капитал компаний, находящихся в кризисе, заявлял лишь вице-премьер Сергей Иванов: 17 октября он пояснил, что государство готово «по обоюдному согласию» выкупать акции высокотехнологичных компаний и предприятий ВПК у частных владельцев. Господин Шувалов, в свою очередь, не назвал потенциальные объекты «мягкой национализации», но также подчеркнул, что эти меры правительство обсуждает не по своей инициативе, а по предложениям их владельцев.
До сих пор на российских биржах конвертируемые облигации являлись малопопулярным финансовым инструментом. В частности, данным Cbonds.ru, крупнейшими выпусками таких бумаг на рынке являются эмиссии «Роснефти» на $790 млн и «Мечела» на $150 млн. Сам по себе выкуп уже существующих привилегированных акций компаний вряд ли чем-то им поможет. Тем не менее размещениями новых эмиссий этих инструментов государство может обеспечить решение проблем любой компании, которая согласилась на его помощь, реструктурировав свои долги.
Пока на выкуп подобных ценных бумаг в бюджете государства ничего не заложено. Однако, учитывая недавнее самоустранение Госдумы от контроля над расходованием бюджетных средств, можно полагать, что государство сможет оперативно найти деньги на «мягкую национализацию».
Логику действий Кремля понять можно. Действительно, по меньшей мере несправедливо наделять россиян абсолютной ответственностью за финансово-хозяйственную деятельность частных компаний. А именно так и выглядела до последнего времени процедура раздачи миллиардов и триллионов из бюджета страны и средств национальных фондов на «поддержку штанов» не самым мелким бизнесменам.
Вообще, получилось, что, пока Россия могла пользоваться длинными и дешевыми западными кредитами, всех (и нефтянку, и металлургию, и девелопмент, и ритейлеров) это вполне устраивало, потому что помогало сказочно обогащаться и в разы повышать капитализацию своих отсталых и неконкурентоспособных компаний. Правда, тогда никто в правительстве не интересовался: а какова природа этих заемных денег? Теперь же выясняется, что кругом сплошные «пузыри».
Так что нынешняя «мягкая национализация» - это своего рода бальзам на души граждан, вроде как не за красивые глаза государство будет помогать погрязшим в долгах компаниям, а за часть их бизнеса. Правда, Шувалов совершенно справедливо опасается, что вхождение государства в управление частной компании – это большой риск снижения ответственности менеджмента компании. Действительно, если новым совладельцем становится государство, не проще ли переложить весь груз проблем на его плечи?
Кто теоретически может согласиться на продажу части своего бизнеса Кремлю? Вероятно, это будут, среди прочих, девелоперы и ритейлеры. И у тех и у других катастрофически не хватает финансов.
Почему они оказались в столь плачевном состоянии? По мнению аналитиков, причины в том, что мировой кризис наложился на российский «авось», низкий уровень менеджмента, авантюрное поведение собственников бизнеса и отсутствие государственной политики в этих отраслях. Отрасли развивалась стихийно и катастрофически быстрыми темпами – естественно, за счет кредитного капитала и без учета мировой финансовой конъюнктуры.
Проще говоря, владельцы компаний заботились прежде всего о собственном благополучии. Например, одна из торговых сетей, согласно данным финансовой отчетности за 2007 год, получила чистой прибыли в размере $5,28 млрд, что на 53% больше, чем за 2006 год. Благодаря такому финансовому успеху 19 топ-менеджеров компании смогли осчастливить себя премиями на $60 млн. Аналогичной роскоши предавались и представители строительного бизнеса.
При этом рядовой персонал торговых сетей (не говоря уже о рабочих-гастарбайтерах) даже с очень большой натяжкой нельзя отнести к разряду высокооплачиваемых. В разговоре с обозревателем КМ.RU кассирша одного из столичных супермаркетов призналась, что ее зарплата и до кризиса составляла около 15 тысяч рублей. «А теперь нас вообще сокращают», - посетовала она. Например, сеть магазинов «Патэрсон» объявила об увольнении почти 30% служащих.
Однако не факт, что ситуация для наемных сотрудников изменится с возможным появлением нового собственника в лице государства. По крайней мере, Шувалов заявил, что «мягкая национализация» подразумевает лишь усиление госконтроля, но не вхождение представителей государства в управляющий состав. «Мы туда как менеджеры не пойдем, хуже менеджеров, чем мы, нет», - заверил Шувалов.