Кого в малом бизнесе затронет кризис?
Сложившаяся непростая экономическая ситуация в мире вообще и в России в частности затронула все сферы деятельности бизнеса. И все же по каким-то сегментам кризис ударил сильнее.
О том, кто больше всех уязвим сегодня, а также о том, как определить надежность и стабильность банка, с которым работаешь, рассказала Анна Солдатова, экономист, кандидат экономических наук.
– Очевидно, что самый первый и, пожалуй, наибольший удар принимает на себя в текущей ситуации сектор финансовых услуг. Причем речь идет о самых различных его сегментах. Это консалтинговые, девелоперские компании, риелторские агентства. Иными словами, предприятия, обслуживающие финансовый рынок и деятельность которых связана с инвестированием в долгосрочные активы. В период естественного для кризисной ситуации снижения инвестиционной активности и оттока капитала организации из данных отраслевых групп испытывают «проектный голод» (клиент не идет!), а следовательно, и дефицит притока денежных средств. Это отражается и на рынке труда, который наполняется финансистами и аналитиками фондового рынка вследствие сокращений специалистов из сопряженных отраслей.
Многие долгосрочные проекты приостанавливают свою работу, а активное управление «длинными» деньгами частных инвесторов (ПИФы, доверительное управление) также откладывается на неопределенное время. Если говорить о реальной экономике – это строительство, машиностроение, аграрный сектор. Сложности последнего резонируют и на продовольственном рынке, в торговле. Это начинает проявляться уже сейчас, когда, предчувствуя инфляцию, население начинает скупать продукты (растительное масло, крупу, соль), не понимая при этом, что само тем самым раскручивает спираль инфляции.
Непросто говорить о том, кто может выйти сухим из воды в сложившейся ситуации. Рынок – это замкнутая система, а все игроки в ней в той или иной степени взаимосвязаны. Осмелюсь предположить лишь, что в некотором отношении малые предприятия могут оказаться более устойчивыми и в итоге выйти из кризиса с меньшими потерями для своего бизнеса: у таких предприятий известная, узкая рыночная ниша, а следовательно, они не так зависимы от внешней конъюнктуры, как предприятия более крупного масштаба. В первую очередь, это предприятия, производящие и/или предоставляющие на рынок редкую или уникальную продукцию, спрос на которую неэластичен, т.е. не зависит от цены и уровня дохода, а также продавцы жизненно необходимых благ (аптеки, парикмахерские, мастерские по ремонту обуви и др.).
– Анна, как определить надежность и устойчивость банка?
– Об общих принципах банковской надежности уместно говорить в период спокойного рынка. Для этого существуют общедоступные показатели. С одной стороны, это объективная рейтинговая оценка признанных рейтинговых агентств, хотя качество работы ведущих международных агентств в последнее время вызывает вопросы. Работа известной тройки (Moody’s, S&P, Fitch) дискредитировала себе после громких скандалов с заведомо неадекватно присвоенными рейтингами ряду крупных финансовых организаций, что, как считается, также могло спровоцировать обвал рынка. С другой стороны – рыночные индикаторы ценовой политики банка, т.е. видимые для клиента параметры, выраженные в цене денежных ресурсов. Так, подозрительно высокие процентные ставки должны вызывать недоверие у вкладчиков (если при ставке рефинансирования в 10% и среднегодовом проценте по вкладам в 8% предлагается, к примеру, 14%). Осмотрительность и осторожность – прежде всего. Базовый принцип теории финансов: чем выше ожидаемая доходность, тем выше риск, а значит, ниже надежность.
В ситуации неспокойного финансового рынка и волнений в банковском секторе дополнительные риски для юрлиц сопряжены с возросшей ценой за заемные средства, возможным пересмотром цены за кредит по заключенным ранее договорам, ужесточением условий по кредитному договору (сохраняется ли льготный период?). Поэтому клиенту банка необходимо знать, есть ли в договоре положение о возможном пересмотре процентной ставки и изменении условий предоставления (при кредите) или заимствования (в случае депозита) денежных средств.
Для физлиц наряду с возрастанием цены за заемные средства и возможным пересмотром цены за кредит (ипотечный, потребительский, на образование) это может обернуться ограничением возможности досрочного закрытия вкладов. В связи с дефицитом банковской ликвидности в принципе становится тяжелее получить заемные средства, т.к. банки, вынужденные экономить, резко сокращают свои активные операции.
Поэтому в период наблюдаемой в настоящее время рыночной турбулентности оптимальным было бы сохранять status-quo: для вкладчиков – не изымать досрочно вклады, не перекладывать средства в объявленные системообразующими госбанки.
– Помогут ли банкам финансовые вливания?
– Известно, что государственное участие при прочих равных условиях менее эффективно любого рыночного действия. Поэтому наиболее эффективным является использование рыночных каналов пополнения ликвидности: привлечение денег через вклады физических лиц и частных предпринимателей, заимствования на рынке межбанковских кредитов. Поэтому введенный рядом банков запрет на досрочное изъятие депозитов, хоть и расходится с нормами Гражданского кодекса РФ, но является необходимой мерой в свете неграмотного поведения российских вкладчиков.
Получение государственных кредитов посредством беззалоговых аукционов – источник, которым также не стоит пренебрегать. Однако стоит учитывать, что это краткосрочная ликвидность, цена за которую с учетом маржи банков-посредников окажется не столь благоприятной. Возможно, нелишним в текущей ситуации было бы ввести частичное регулирование процентной ставки с тем, чтобы ограничить монопольное использование госсредств системообразующими банками, однако такой опыт уже имел место быть в истории российской экономики.
В целом эффективность финансовых вливаний в экономику можно оценить по тому, насколько быстро и в каком объеме деньги доходят до реального сектора экономики. На текущий момент о результативности предпринятых мер говорить преждевременно (на первых порах средства оседают на валютном и фондовом рынках). Поэтому пакет предложенных антикризисных мер включал в себя и предложения по снижению налоговой нагрузки на малый бизнес посредством реформирования НДС (программа по его снижению обсуждается давно). Принятие решения по этому вопросу, как известно, было отложено. Однако если бы решение по снижению/отмене и было принято, то для достижения первых видимых результатов все равно потребовалось бы время. Очевидно, что эффект от кредитования банков из госбюджета для стабилизации ситуации будет заметен также не сразу. Полученные деньги сначала должны заработать (мультиплицирующий эффект), наращивая ликвидность, а следовательно, восстанавливая устойчивость всей банковской системы. Кроме того, под финансовыми вливаниями все-таки понимаются не бесплатные деньги (что, действительно, было бы совершенно неэффективно), а предоставленные банкам средства по законам рынка, т.е. на условиях платности, срочности и возвратности.
– Анна, что бы вы посоветовали малым и средним предприятиям с финансовой точки зрения?
– В период финансовой турбулентности оптимальной является консервативная стратегия: существующие вложения – не выводить с рынка, новые – пока не делать. Поэтому инвестиции, вложенные в производство (склад, незавершенное производство), в торговлю (товарные запасы), одним словом, в реальный сектор, а не его финансовые производные – своевременное решение.
В качестве современного ответа рынку банки разработали новые банковские продукты для своих клиентов, т.н. гибридные депозиты – двухсоставные вклады, состоящие из депозита с фиксированной доходностью и пая в инвестиционный фонд. Ставки по таким вкладам выше, но, в отличие от классического депозита, клиент банка должен обязательно вложить свои деньги в заданной пропорции в ПИФы. При этом инвестиции в паи могут превышать сумму вклада в несколько раз. Преимуществом данного депозита является гарантируемый банком возврат основной суммы вклада, однако стоит иметь в виду, что эксперименты с новыми банковскими продуктами на данный момент потребуют предельной внимательности и осторожности.