В лице Алексия II Россия потеряла не только священника, но и политика и предпринимателя
Преставившийся 5 декабря патриарх Московский и Всея Руси Алексий II возглавлял крупнейшую православную церковь более 18 лет, и за это время стал мощной политической фигурой в России, да и за ее пределами.
Четырнадцатый Патриарх все Руси Пимен скончался 3 мая 1990 года, а 7 июня поместный собор перевесом всего в 7 бюллетеней (166 из 317) при тайном голосовании избрал на патриарший престол Алексия. В руках у нового Патриарха оказалась огромная, динамично развивающаяся организация, которая, несмотря на быстрое сползание в жесточайший экономический и политический кризис Советского Союза, чувствовала себя достаточно хорошо.
Можно сказать, что на тот момент на замену политической и идеологической власти коммунистов в Советском Союзе пришли с одной стороны ельцинская Россия, а с другой – Русская православная церковь. Тем более, что практически одновременно с избранием Алексия Ельцин был избран (с третьей попытки, с перевесом в три голоса) председателем Верховного совета РСФСР. Через год, когда состоялись уже всенародные выборы президента России, на которых Ельцин одержал куда более убедительную победу, перед властями встал вопрос о проведении первой за всю историю церемонии инаугурации. Прошла она достаточно сумбурно, и заключалась лишь в торжественном заседании Верховного совета, на котором Ельцин принес присягу. Однако не ней сразу после Ельцина, несмотря на свою формальную непричастность к миру политики, выступил Алексий.
Через 2 года, в 1993, руководство РПЦ уже старалось выступить посредником на переговорах Ельцина и Верховного совета, чтобы не допустить кровопролития в столице. Но то ли Алексий оказался плохим переговорщиком, то ли противоречия были слишком сильными – договориться не удалось.
С тех пор патриарх – постоянный гость в Кремле, по всем опросам и рейтингам регулярно входящий в top самых влиятельных россиян. Подобно Ватикану, который помимо идеологического влияния обладает немалыми денежными средствами, РПЦ начала строить свой бизнес. Ельцинская администрация предоставила церкви льготные условия для импорта водки и сигарет. Отдел внешних церковных связей под управлением митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла не гнушался подобной торговлей, тем более что ни один из священных текстов, да и Устав РПЦ, не находит ничего плохого в такой хозяйственной деятельности.
В 1990-е году появилось такое понятие, как «православный бандит». Многие профессиональные преступники у нас в стране – люди набожные и старались, насколько им хватало умения, желания и сил, помогать РПЦ в вопросе восстановления некоторых храмов, покупке икон, отливе колоколов и т.д. В тоже время и региональные власти не оставались в стороне, пытаясь оказывать показательную поддержку церкви – избирателям это нравилось. Пожалуй, самый помпезный проект такого рода – восстановление Храма Христа Спасителя. Строительство огромного православного собора в самом центре Москвы оплатили главным образом городской бюджет или подконтрольные мэрии организации.
2000-е годы привнесли новые веянья в российскую экономику и политику. Стало модно строить открытый бизнес, выходить с акциями на биржи. А вот политики сочли необходимым во всем подчиняться Кремлю, федеративное государство постепенно становилось унитарной республикой. Тут РПЦ под руководством Алексия II решила пойти против тенденций. Бюджет Русской православной церкви не публикуется с 1997 года. Однако известно, что официально бюджет организации не очень большой. На Архиерейском Соборе в октябре 2004 Патриарх привёл следующую статистику: «За период с 2000 по 2003 год взносы Епархиальных управлений на общецерковные нужды составили лишь 6 % от всех поступлений и 22 % от взносов на эти цели, сделанных храмами Москвы.» Предприятие «Софрино» в пос. Софрине и гостиница «Даниловская» за Даниловым монастырём, согласно сообщениям, приносят Патриархии до половины общецерковного дохода. Однако стоит взглянуть лишь на автопарк патриархии чтобы понять, что у церковных иерархов есть существенный доход, который приносит не только небольшая гостиница. Стоит также отметить появление «православных бизнесменов», которые стали зарабатывать куда больше своих предшественников-«бандитов», но от этого не стали менее набожными и желание отреставрировать какой-либо храм у них осталось.
Алексий II как общероссийский политик не стал «прогибаться» под новый режим. Ни одна из епархий не была поставлена под контроль государства, сама церковь вела и ведет достаточно консервативную внешнюю политику, не сильно считаясь с тем, что делает МИД. Алексия II охраняли сотрудники ФСО, хотя он и не состоял на госслужбе. Алексий был одним из тех, кто присутствовал при формальной передачи власти Ельциным Путину.
РПЦ – единственная организация, которая добилась реституции в России. Тысячи храмов по всей стране были переданы церкви. Причем храмов не только полуразрушенных, но и вполне успешных музеев. РПЦ постоянно ведет борьбу за возвращение икон из музеев в церкви, хотя по канону подлинник иконы и ее современный список имеют одинаковую значимость. Даже Третьяковская галерея построила на своей территории храм-музей Николы в Толмочах, чтобы именно в нем могла хранится Владимирская икона Божьей матери.
И, наконец, надо сказать, что Алексий II был последним действующим политическим игроком, кто в 90-е входил в ближайшее ельцинское окружение, причем с тех пор его влияние если и не усилилось, то точно не ослабло.
Преемнику Алексия в руки достанется мощная, развитая, экономически и политически влиятельная организация, которая хоть и подвергается иногда критике, может себе позволить вести собственную внешнюю политику и создавать собственные бизнес-проекты. Остается надеяться, что последователь Алексия со всем этим сможет справляться не менее ловко и не менее мудро.
Читайте также: