Депутаты планируют отменить прописку ради трудовой мобильности граждан
Экономический кризис поставил перед российскими властями ряд новых проблем, о которых раньше никто и не задумывался. Одна из них — необходимость повышения трудовой мобильности граждан.
В переводе на русский язык это означает: нужно сделать все, чтобы переезд россиянина с одного места жительства на другое в связи со сменой работы был максимально облегчен.
Как стало известно “МК”, сейчас Правительство России в обстановке строгой секретности разрабатывает проект полной или частичной отмены для граждан института регистрации (говоря по-советски — прописки по месту жительства). В период, когда останавливаются и будут останавливаться многие градообразующие предприятия, это поможет рабочей силе быстро переезжать из одного региона страны в другой.
4 декабря во время прямой линии с населением премьер-министр России Владимир Путин впервые с начала кризиса заговорил о проблемах трудовой миграции. Государство всерьез взялось за проблему перераспределения трудовых ресурсов. Жизнь заставляет: по данным Росстата, в 2008 году количество безработных в России увеличилось на 220 тыс. человек.
При этом кризис продолжает углубляться. Согласно скорректированному базовому прогнозу Минэкономразвития (МЭР), нефть в 2009 году в среднем будет стоить $55 за баррель (ранее прогнозировалось $95 за баррель), инфляция в России составит 12,5% (ранее говорилось о 8,5%), темпы роста ВВП упадут до 3—3,5% (предполагалось 6,7%), рубль девальвируется до 32 руб./$ (планировалось его укрепление до 24,7 руб./$). Таким образом, МЭР официально планирует сокращение темпов роста ВВП почти в два раза.
К сожалению, сокращение ВВП — не экономическая абстракция. Осенью 2008-го кризис напрямую стал затрагивать реальный сектор. Такой тренд развития кризиса порождает значительную социальную напряженность. Потому что большинство предприятий в указанных отраслях являются либо градообразующими, либо крупнейшими в своих населенных пунктах. Согласно данным Росстата, в городах и поселках городского типа (ПГТ), где имеется не более трех крупных предприятий, проживает 72% населения России. И когда градообразующие “монстры” начинают массово сокращать персонал, процветанию таких поселений немедленно приходит конец: в них просто негде найти работу.
Ситуация усугубляется еще и тем, что местные муниципальные власти зачастую зависимы от собственников крупных предприятий. Особенно когда такое предприятие в городе или ПГТ одно, а собственник находится в Москве (а то и в Лондоне, например) и в местные проблемы вникать не хочет. Называя вещи своими именами: “поставить своего мэра” для собственников крупных предприятий вопрос принципиальный. Для этого обычно используется весь арсенал грязных предвыборных технологий. Но помощи в решении социальных проблем в период кризиса “поставленный” мэр от своих недавних спонсоров вряд ли дождется.
Преодолеть социальную напряженность, вызванную кризисом, могли бы две меры: развитие малого бизнеса и трудовая миграция. К сожалению, время для развития малого бизнеса в малых и средних городах России во многом упущено. В частности, потому, что “поставленные” мэры поддержкой малого бизнеса, мягко говоря, не занимались. Скорее наоборот: кто же будет развивать малый бизнес в ущерб крупному, спонсирующему выборы? Есть и объективные причины: для резкого подъема малого бизнеса нужен платежеспособный спрос. А его, как ни крути, создают те же “монстры”, выплачивающие зарплаты. Перестали платить — нет и спроса, а значит, нет и малого бизнеса.
Для простого человека, потерявшего работу в малом городе или ПГТ, остается единственный способ победить кризис — уехать от него. Или, как говорят экономисты, осуществить трудовую миграцию в те регионы, где рабочих рук не хватает даже в кризис.
Однако перед принявшими решение о переезде в другой регион сразу же встает барьер в виде регистрации. Формально прописка в России уже 20 лет как отменена. Но как говорил Владимир Ленин: “Формально правильно, по сути — издевательство”. Потому что первое, что требуют в отделе кадров от кандидата на вакансию, — это паспорт, в котором должна быть регистрация в данном регионе.
Раньше при крупных предприятиях существовала система общежитий для рабочих, где проблема с временной регистрацией (или с пропиской) решалась автоматически. Однако в 90-е годы, когда руководители предприятий стремились “сбросить социалку”, многие общежития были переданы на баланс муниципалитетов, а то и проданы.
Муниципалитеты свалившееся на них “счастье” в виде общежитий финансировали, как правило, по остаточному принципу. В результате за прошедшие 15 лет условия проживания в них стали, мягко говоря, далеки от человеческих.
В принципе квартиру или комнату при устройстве на работу в другом регионе можно (и нужно) снять. И во время кризиса это сделать легче. Однако каждый, кто сталкивался с подобной проблемой, может объяснить, что снять комнату “с регистрацией” и “без регистрации” — это, как говорится, две большие разницы. На комнату “с регистрацией” цена обычно вдвое выше. Потому что процедура регистрации постояльцев в любом местном МВД требует от хозяев квартиры/комнаты потери времени и денег. И гарантирует постоянный интерес со стороны МВД в виде, например, ночных проверок.
Кризис тем и хорош, что позволяет решать застарелые проблемы. Если власти хотят реального облегчения трудовой миграции, то единственный способ — отменить регистрацию вообще. Решение для России беспрецедентное. И МВД будет ему отчаянно сопротивляться. Но социальные взрывы в отдельно взятых городах и ПГТ для власти гораздо хуже.
Тем более что, как показывает практика, местные МВД с такими взрывами без помощи федерального ОМОНа справляться не умеют. От источников “ЭВ” в Белом доме стало известно, что проект решения о полной отмене либо о существенном облегчении процедуры регистрации в обстановке глубокой секретности разрабатывается в правительстве. Дай бог, чтобы приняли: более действенной меры для борьбы с кризисом придумать сложно.