Налог на кризис или Новая «фискальная Конституция»
С 1 января в стране действует новая «фискальная Конституция». Изменений в налоговом кодексе достаточно. Жаль, далеко не все они помогут российским предпринимателям пережить трудные времена.
В новый год мы вошли с изрядно изменившимся Налоговым кодексом. Как известно, утром 20 ноября премьер-министр Владимир Путин заявил о необходимости внести поправки в федеральный свод фискальных законов. Уже на следующий день они были приняты Госдумой в трех чтениях, а менее чем через неделю — утверждены президентом и опубликованы. Такой скорости наша законодательная машина прежде не развивала. Однако далеко не все новации, принятые в спринтерском темпе, облегчат жизнь налогоплательщикам. Вот почему многие эксперты разводят руками и повторяют ставшую классической формулу Черномырдина: «Хотели как лучше, а получилось как всегда!»
Скажем так: положительных элементов в скорострельных поправках ровно столько же, сколько и негативных. Впрочем, трудно было ожидать иного. С одной стороны, власти стремились поскорее ввести в действие антикризисные налоговые меры, с другой — пытались не допустить опустошения бюджета. По оценкам, сделанные поблажки обойдутся казне в 400 млрд рублей, однако частичное ужесточение Налогового кодекса принесет почти столько же. По крайней мере, именно так оценивает ожидаемые результаты Минфин.
Изменений действительно хватает. Налог на прибыль снизился на 4%. Сократился и список полномочий налоговиков в ходе осуществляемых ими проверок. Мало того, введена материальная ответственность за нерасторопность налоговых инспекций при «размораживании» расчетных счетов предприятий. Увеличились некоторые виды вычетов, а также налоги для малого бизнеса. Что же, разберемся со всем по порядку.
Новый порядок
В наступившем году вступают в силу сразу три закона, вносящих поправки в Налоговый кодекс. Первые два
Что именно было «упорядочено»? Депутаты наконец-то узаконили проверки, которые проводятся без выезда ревизоров в офис компании. Прежде Налоговый кодекс предусматривал, что каждая декларация, переданная в налоговую инспекцию, должна подлежать особому контролю — камеральной проверке. Сам по себе механизм этого контроля описывался лишь в многочисленных письмах Минфина и Федеральной налоговой службы, но не в Налоговом кодексе. Все это позволяло налоговикам чувствовать себя весьма вольготно. Как следствие, контроль каждой декларации мог превратиться в выездную проверку, хотя такие мероприятия могут проводиться не чаще одного раза в три года.
Теперь в Налоговом кодексе сказано, что проверка декларации проводится без специального решения руководителя инспекции, не может длиться более трех месяцев, а право затребовать документы ревизоры имеют лишь в случае возврата из бюджета налога на добавленную стоимость. Введены и другие ограничения. Так, требовать подтверждающие бумаги налоговая служба может теперь лишь один раз. Если компания подаст уточненную декларацию, проверка ранее сданного отчета должна прекратиться. Кроме того, в кодексе теперь прямо указано, что налоговики должны использовать все доказательства тех или иных операций, которые есть в их распоряжении. А значит, ИФНС не смогут требовать одни и те же бумаги дважды.
Чтобы проверка не превращалась в казачью вольницу, новый закон обязывает налоговиков выносить решение по итогам проведенной проверки в течение пяти дней с момента завершения ревизии. Прежде этот срок, как известно, не регламентировался вовсе.
Существенно ограничена и свобода налоговиков в части блокировки банковских счетов предприятий. После устранения налогоплательщиком нарушений, ставших причиной «заморозки», до снятия блокировки должно пройти лишь два дня. Распространенная ситуация: предприятие не подало декларацию в установленный срок, а ИФНС в ответ блокировала счет. В рамках прежней системы взаимоотношений между налогоплательщиками и представителями фискального ведомства, даже представив все необходимые документы, предприятие было вынуждено затем тратить массу времени и сил, чтобы разблокировать банковский счет. Теперь же, получив декларацию, инспекторы должны в течение суток направить в банк решение о «разморозке» счета. Еще один день дается банку на снятие ограничений.
Если инспекция нарушит установленные сроки отправки своего решения в банк, предприятие имеет право требовать от налоговой службы неустойку, размер которой привязан к установленной Центробанком ставке рефинансирования. Разве что партнер компании «Юрцентр» Владислав Гусь не уверен, что эта норма будет работать на практике: «Сегодня Налоговым кодексом предусмотрено начисление пеней в случае, если налоговый орган не успел вернуть налог в течение месяца. Однако на практике, несмотря на прямую норму закона, получить санкцию от налоговой службы можно только через суд. На мой взгляд, нет оснований надеяться, что налоговая служба будет добровольно платить при нарушении срока направления в банк соответствующего решения».
Нереальный НДС
Весь год депутаты обещали, что компаниям не придется платить налог на добавленную стоимость с полученных авансов. Сложившаяся практика, в рамках которой фирмы перечисляли часть средств еще до фактической поставки товара
В ходе обсуждения давно назревших поправок предполагалось, что все расчеты с бюджетом будут производиться по факту окончательной оплаты или поставки товара. Однако этого не случилось. «Законодатели выбрали самый неудобный из всех возможных способов уплаты НДС с авансов», — уверена Любовь Самарева. В приватных же беседах налоговые консультанты используют куда более сильные выражения.
В наступившем году после получения аванса продавец будет обязан выставлять счета-фактуры и передавать их покупателю. Покупатель же на основании этих данных будет использовать вычет по НДС. Строго говоря, на этом можно было бы и остановиться. Однако законодатели решили: в течение периода, сопровождавшегося окончательным расчетом или поставкой товара, покупатель должен восстановить ранее принятый к вычету НДС по авансам и начислить НДС заново — уже по факту оплаты или поставки. «Если предельно упростить, — поясняет Любовь Самарева, — в Налоговом кодексе сказано теперь примерно следующее. Предположим, вы отдаете автомобиль в автосервис и оставляете задаток. После ремонта вам нужно доплатить сервису оставшуюся сумму. Но вместо того, чтобы выписать счет на остаток суммы, обслуживающая вас компания возвращает задаток и оформляет новые документы — на полную стоимость ремонта. Конечно, ничего страшного в этом нет. Однако объемы ненужной бумажной работы и неизбежной путаницы, которая в случае с налогами сопряжена с изменениями в отчетности и декларациях, значительно возрастают».
Стремление властей облегчить жизнь российским компаниям весьма похвально и своевременно. В условиях кризиса предприятиям крайне невыгодно кредитовать друг друга и уж тем более государство. Раздавать авансы множеству партнеров, не имея возможности уменьшить НДС — особенно если поставка или расчет произойдут через несколько месяцев, — слишком накладно. Но возникает вопрос: почему законодатели остановились на самом сложном способе решения проблемы? Может быть, виной всему спешка, в которой готовился пакет антикризисных законов? В конце концов, никогда прежде половину Налогового кодекса не переписывали за одну ночь. Однако налогоплательщикам придется еще не раз чертыхнуться, гоняя туда-сюда НДС и путаясь в том, по какому именно товару пришел аванс. А значит, проблемы в отношениях с налоговыми инспекциями обеспечены.
Впрочем, не обошлось и без приятных нововведений. Уплата НДС «живыми» деньгами при бартере отменена. «В прошлом году при взаимозачетах и бартере нужно было перечислять налог поставщикам, — поясняет директор консалтинговой компании «ПрофКонсультант» Надежда Иванова. — Приведу пример. Вашей организации оказали услуги, а средств, чтобы расплатиться, у вас нет. Вы договариваетесь с контрагентом и платите своим товаром. Согласно прежним правилам, помимо товара, нужно было перечислить исполнителю еще и НДС — «живыми» деньгами. А как это сделать, если денег нет? Вот почему это правило было отменено». Аналогичная ситуация возникала, когда партнеры просто засчитывали взаимные требования. Теперь же «гонять» НДС отдельными платежками не нужно.
Поддержали законодатели и экспортеров. В наступившем году появилась возможность возмещать из бюджета НДС до окончательного оформления таможенной декларации. В новой редакции кодекса говорится, что возврат налога из бюджета будет производиться на основании реестра таможенной декларации с отметкой таможенного органа. А это ускорит получение налога из бюджета.
Не следует забывать о новом порядке перечисления НДС в бюджет. Теперь компании могут уплачивать налог ежемесячно. То есть квартальная сумма разбивается на три части. ФНС уже разъяснила: если организация хочет платить налог по старым правилам, то есть раз в квартал, это не будет возбраняться. Но лишь при условии, что по первому сроку уплаты в бюджет будет перечислено не менее трети квартальной суммы налога, по второму — не менее двух третей, а к концу квартала — вся сумма налога.
Льгота с условием
Налог на прибыль также претерпел ряд изменений. Во-первых, на 4% снижена его ставка, так что теперь компаниям придется отдавать лишь 20%. Правда, независимые эксперты довольно скептически относятся к этой мере. «В условиях кризиса компании просто не покажут прибыли», — полагает директор консалтинговой компании ФБК Игорь Николаев.
Другая поправка затронула амортизационную премию, на которую могут рассчитывать компании, инвестирующие в оборудование (технику, автомобили и иное имущество) со сроком использования от трех до семи лет. Такие предприятия получили возможность уменьшить налогооблагаемую прибыль сразу на треть от стоимости приобретаемых основных средств. Прежде же списать можно было лишь 10% стоимости оборудования. Но предусмотрен и ограничитель, о котором говорит Любовь Самарева: «В законодательство введена новая норма, согласно которой компании обязаны восстановить амортизационную премию, если основные средства будут проданы в течение пяти лет с момента использования льготы. В таком случае придется доплатить налог на прибыль с 30% от стоимости имущества».
Малый бизнес: кнут и пряник
Согласно ноябрьским поправкам в Налоговый кодекс, региональные власти получили возможность снижать ставку в рамках упрощенной системы налогообложения с 15 до 5% — если компания платит налог не с выручки, а с чистого дохода. Первым регионом, уже установившим льготную ставку, стала Псковская область. Здесь с началом 2009 года компании, применяющие УСН, должны уплачивать лишь 5% с чистого дохода.
А вот плательщикам ЕНВД не повезло. В большую сторону изменилась базовая доходность по ряду видов деятельности (нестационарная торговля, рекламная деятельность, автоперевозки). Законодатели считают, что на самом деле такие предприятия зарабатывают больше, чем предполагалось. В итоге налоговые платежи многих компаний, применяющих ЕНВД, увеличатся на треть. Кроме того, с наступлением 2009 года при расчете налога не учитывается фактически отработанное время. Если за месяц магазин будет работать лишь один день, заплатить все равно придется «по полной» — как если бы торговая точка функционировала ежедневно. Объясняя причины введения этой нормы, налоговики утверждают: плательщики ЕНВД в массовом порядке злоупотребляли льготой, отражая в отчетности лишь половину реально отработанного времени, что приводило к существенному сокращению налоговых сборов. Так что льгота была отменена именно под давлением ФНС.
Зато предпринимателям, использующим самую льготную из действующих в России систем налогообложения — патент, разрешили нанимать работников. Похоже, вскоре мы станем свидетелями весьма интересных событий, спровоцированных таким решением законотворцев: скорее всего, патент станет ключевым элементом самых оригинальных схем минимизации налогов.
Таковы новые налоговые установления, с которыми российский бизнес вступил в 2009 год. Как будет складываться практика их применения, все мы скоро узнаем.
1 От 22 июля 2008 года №№ 155-ФЗ, 158-ФЗ
2 От 21 ноября 2008 года № 224-ФЗ
3 Здесь и далее имеется в виду поставка товара, оказание услуг либо выполнение работ.