Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2013 г
- Изменения в законодательстве, вступающие в силу с 1 января 2013 г. (подготовлено экспертами компании "Гарант")
- Налоги и сборы, бухгалтерский учет
- Гражданское законодательство, приватизация
- Банковская деятельность, валютное регулирование
- Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
- Транспорт и связь
- Страховая деятельность
- Бюджетная система
- Выборы, избирательная система, референдум
- Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
- Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
- Государственная гражданская и муниципальная служба
- Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
- Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
- Оборона, воинская обязанность и военная служба
- Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
- Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
Самые важные изменения в законодательстве,
вступающие в силу с 1 января 2013 года:
|
Нормативные акты
|
Основные изменения
|
Налоги и сборы, бухгалтерский учет
|
|
Отменяет:
|
Цель нового Закона о бухучете - исключить устаревшие и неэффективные нормы, устранить пробелы.
Вести бухучет должны все экономические субъекты (в т. ч. перешедшие на УСН). Исключение - индивидуальные предприниматели (ИП); лица, занимающиеся частной практикой; структурные подразделения иностранных организаций (при условии, что ведется налоговый учет).
Объектами бухучета являются факты хозяйственной жизни (сделки, события, операции). Активы. Обязательства. Источники финансирования деятельности. Доходы и расходы. Иные объекты, если это установлено федеральными стандартами. Прежде объектами бухучета признавались имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции.
Ранее руководители организаций могли вести бухучет лично. Это право остается только у руководителей субъектов малого и среднего предпринимательства.
Руководитель утверждает образцы первичных учетных документов. При этом в новом законе альбомы унифицированных форм не упоминаются.
Прежде бухотчетность подписывалась руководителем и бухгалтером (в т. ч. главным). Теперь она считается составленной после подписания ее руководителем.
Определены обязательные реквизиты регистров бухучета, особенности бухотчетности при реорганизации и ликвидации юрлица. Закреплено, как разрабатываются и утверждаются федеральные стандарты в области бухучета.
В отношении бухотчетности нельзя устанавливать режим коммерческой тайны. Ранее содержание регистров бухучета и внутренней бухотчетности являлось таковой.
Прежний Закон о бухучете содержал норму, допускающую не применять правила бухучета, если они не позволяют достоверно отразить имущественное состояние и финансовые результаты деятельности организации. Новый такую возможность не предусматривает.
|
|
Установлен срок подачи в налоговый орган по месту нахождения организации годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Это делается не позднее 3 месяцев после окончания отчетного года (кроме случаев, когда организация вести бухучет не обязана).
Закреплено, что форма и форматы сообщения банка о неисполнении (в т. ч. частичном) поручения налогоплательщика или налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются ЦБР по согласованию с федеральным органом власти по контролю и надзору в области налогов и сборов.
|
Вносит изменения в:
и другие
|
Поправки касаются специальных налоговых режимов.
УСН на основе патента выделена в отдельную главу "Патентная система налогообложения". Применяющие ее лица смогут осуществлять расчеты без ККТ. Условие - выдача по требованию покупателя (клиента) документа о приеме средств за соответствующий товар (работу, услугу).
Патентная система будет вводиться законами регионов. Прежний перечень соответствующих видов деятельности сокращен с 69 до 47 за счет их укрупнения. При этом в него включены новые позиции. Это химчистка, крашение и услуги прачечных, услуги по прокату, по перевозке пассажиров и грузов водным транспортом, экскурсионные услуги, розничная торговля через объекты стационарной (с площадью торгового зала не более 50 кв. м и без такового) и нестационарной сетей.
Предусмотрено, что в случае прекращения деятельности, в отношении которой применялись УСН либо ЕСХН, необходимо представить в налоговый орган соответствующее заявление. Срок - не позднее 15 дней с даты прекращения.
Закреплено, что доходы налогового (отчетного) периода по ЕСХН, в котором налогоплательщик вернул предварительную оплату поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, передачи имущественных прав, уменьшаются на соответствующую сумму.
Предусмотрено, что в рамках УСН с объектом "доходы" налог (авансовые платежи по нему) за налоговый (отчетный) период уменьшается на сумму взносов во внебюджетные госфонды, пособий по временной нетрудоспособности (кроме несчастных случаев на производстве и профзаболеваний), платежей (взносов) по договорам добровольного личного страхования в пользу работников. Сокращение не должно составлять более чем 50% налога (авансовых платежей).
|
Вносит изменения в:
|
От НДС освобождены некоторые услуги на фондовых, товарных и валютных рынках (в т. ч. оказываемые регистраторами, депозитариями, дилерами, брокерами, клиринговыми организациями, маркет-мейкерами).
|
|
Приняты поправки к НК РФ.
Установлено, что по 31 декабря 2017 г. реализация в России племенного крупного рогатого скота, племенных свиней, овец, коз, лошадей, их спермы и эмбрионов облагается НДС по ставке 10%. Это касается и племенного яйца.
Для с/х товаропроизводителей и рыбохозяйственных организаций, не перешедших на ЕСХН, ставка налога на прибыль по деятельности, связанной с реализацией произведенной ими (произведенной и переработанной собственной) с/х продукции, составляет 0%. Ранее было закреплено, что с 1 января 2013 г. такая льгота не должна применяться.
Гранты, предоставленные главам крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие хозяйства, на развитие семейной животноводческой фермы и субсидии, выделенные им из бюджетной системы России, не облагаются НДФЛ. Речь идет и о единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера. Названная льгота применяется в отношении грантов и субсидий, полученных после 1 января 2012 г.
Согласно НК РФ организации и ИП, среднесписочная численность работников которых за предшествующий календарный год превышает 100 человек, не переводятся на ЕНВД. Закреплено, что до конца 2017 г. данное положение не распространяется на организации потребительской кооперации, а также на хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются потребительские общества и их союзы.
|
|
В НК РФ внесены поправки.
Земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с российским законодательством, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, исключены из перечня объектов, не облагаемых земельным налогом. В отношении таковых установлена предельная налоговая ставка, равная 0,3% их кадастровой стоимости.
Кроме того, ряд объектов, которые ранее были освобождены от обложения налогом на имущество организаций, теперь не признаются объектами налогообложения. Среди них - памятники истории и культуры федерального значения. Ядерные установки, используемые для научных целей, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ и хранилища радиоактивных отходов. Ледоколы, суда атомно-технологического обслуживания, а также с ядерными энергоустановками. Космические объекты.
Объектом налогообложения не признается также движимое имущество, принятое с 1 января 2013 г. на учет в качестве основных средств.
Постепенно отменяется налоговая льгота в отношении ж/д путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью таковых. Налоговая ставка, установленная регионами в 2013 г., должна быть не более 0,4%, в 2014 г. - 0,7%, в 2015 г. - 1%, в 2016 г. - 1,3%, в 2017 г. - 1,6%, в 2018 г. - 1,9%.
Уточнено, что если налоговые ставки не определены региональными законами (в отношении транспортного налога, налога на имущество организаций), нормативно-правовыми актами представительных органов муниципальных образований, законами Москвы и Санкт-Петербурга (по земельному налогу), налогообложение производится по ставкам, указанным в НК РФ.
|
|
Скорректирован НК РФ. Поправки касаются ставок акцизов на 2013-2015 гг.
В 2013 г. ставка акциза на автомобильный бензин, не соответствующий 3-5 классам, составит 13 332 руб. за 1 т, класса 3 - 12 879 руб., класса 4 - 10 358 руб., класса 5 - 6 223 руб.
При этом во II полугодии 2013 г. ставка на бензин класса 4 составит 8 960 руб. (планировалось - 8 560 руб.), на бензин класса 5 - 5 750 руб. (ранее - 5 143 руб.).
Акциз 2014 г. на бензин класса 5 увеличен с 5 657 до 5 750 руб.
Ставка на прямогонный бензин по годам составит 10 229 (вместо 9 617), 11 252 (взамен 10 579) и 13 502 руб.
Акциз 2015 г. на сигареты, папиросы составит 800 руб. за 1 000 шт. + 8,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1 040 руб. за 1 000 шт.
Акциз 2015 г. на пиво крепостью от 0,5 до 8,6% составит 20 руб. за 1 литр, на более крепкое - 37 руб. за 1 литр.
Акциз 2015 г. на алкоголь крепостью до 9% составит 500 руб. за 1 литр безводного этилового спирта, содержащегося в подакцизном товаре, свыше 9% - 600 руб.
|
|
Обновлены форма декларации по транспортному налогу и порядок ее заполнения.
При этом учтены изменения, внесенные в порядок исчисления транспортного налога и представления отчетности.
Так, в раздел 1 декларации (посвященный сумме транспортного налога, подлежащей уплате в бюджет) заносится размер авансовых платежей, исчисленный к уплате за I, II и III кварталы (ранее - в течение налогового периода).
Что касается раздела 2 (расчет суммы налога по каждому транспортному средству), то теперь, в частности, указываются экологический класс; количество лет, прошедших с года выпуска транспорта, а также полных месяцев владения таковым; коэффициенты Кв и Кл и др.
Кроме того, установлены требования к XML файлам передачи в электронном виде декларации по транспортному налогу в налоговые органы
|
|
Скорректированы нормативные правовые акты по бухучету. Цель - упростить работу социально ориентированных НКО.
В Положении по бухучету "Доходы организации" ПБУ 9/99 закрепляется, что при соблюдении установленных условий НКО вправе признавать выручку по мере поступления денежных средств от покупателей (заказчиков).
В Положении по бухучету "Расходы организации" ПБУ 10/99 установлено, что если НКО принят порядок признания выручки от продажи продукции и товаров после поступления оплаты, то и расходы признаются после погашения задолженности.
В Положении по бухучету "Учет финансовых вложений" ПБУ 19/02 закрепляется, что НКО вправе осуществлять последующую оценку всех финансовых вложений, по которым их текущая рыночная стоимость не определяется.
В Положении по бухучету "Учетная политика организации" (ПБУ 1/2008) установлено, что НКО вправе отражать в бухотчетности последствия изменения учетной политики, существенно повлиявшие (способные на это) на финансовое положение организации, финансовые результаты ее деятельности и (или) движение денежных средств, перспективно. Исключение - случаи, когда иной порядок установлен законодательством и (или) нормативным правовым актом по бухучету.
В Положении по бухучету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008) закрепляется, что НКО вправе признавать все затраты по займам прочими расходами.
В Положении по бухучету "Исправление ошибок в бухгалтерском учете и отчетности" (ПБУ 22/2010) установлено, что НКО вправе исправлять существенную ошибку предшествующего отчетного года, выявленную после утверждения бухотчетности за этот год, без ретроспективного пересчета.
В Положении по бухучету "Учет договоров строительного подряда" (ПБУ 2/2008) закрепляется, что НКО могут его не применять. То же установлено в Положении по бухучету "Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы" (ПБУ 8/2010).
|
|
Скорректирован Перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны).
Из него исключили Кипр.
|
|
В течение 2013-2015 гг. Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (утв. приказом Минфина России от 30 декабря 1996 г. N 112) применяются только отдельными организациями.
Речь идет о тех, ценные бумаги которых допущены к обращению на организованных торгах и которые составляют консолидированную финансовую отчетность по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам. Это также организации, облигации которых могут обращаться на таких торгах.
|
Гражданское законодательство, приватизация
|
|
Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1005 "Об утверждении Положения об установлении льготной арендной платы и ее размеров юридическим и физическим лицам, владеющим на праве аренды находящимися в федеральной собственности объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации, вложившим свои средства в работы по их сохранению и обеспечившим выполнение этих работ"
|
Гражданин, юрлицо, владеющие на праве аренды объектом культурного наследия, вложившие свои средства в работы по его сохранению, имеют право на льготную арендную плату. Речь идет об объекте, находящемся в федеральной собственности.
Определено, как устанавливается льготная арендная плата и определяется ее размер.
Решение об установлении этой платы принимается ФГУП, ФГУ, Росимуществом (в отношении имущества, составляющего госказну), которые являются арендодателями по договору аренды объекта культурного наследия.
Льгота не предоставляется, если у арендатора есть задолженность по платежам, предусмотренным договором аренды объекта культурного наследия. Также это возможно, если работы по его сохранению проводятся из-за несоблюдения арендатором охранных обязательств.
Заключение на право получения указанной льготы выдается арендатору Минкультуры России. Для этого подаются заявление, копия договора аренды объекта, документы, подтверждающие выполнение работ по его сохранению, сметно-финансовые расчеты таких работ и др.
Заявление согласовывается с арендодателем, федеральным органом исполнительной власти, в ведении которого находится последний, Росимуществом. Далее оно направляется в Минкультуры России и рассматривается в течение 30 дней.
Положительное (отрицательное) заключение направляется арендодателю и арендатору в течение 5 дней. При положительном ответе арендодатель оформляет дополнительное соглашение к договору аренды объекта культурного наследия. В нем указываются размер льготной арендной платы и срок, на который она устанавливается.
|
Банковская деятельность, валютное регулирование
|
|
Указание Банка России от 23 января 2012 г. N 2778-У "О внесении изменения в преамбулу Положения Банка России от 26 февраля 2010 года N 356-П "О порядке расчета и взимания платы за услуги Банка России в платежной системе Банка России"
|
Из числа участников платежной системы исключаются расчетно-кассовые центры. Это связано с тем, что к 1 января 2013 г. все РКЦ планируется преобразовать в допофисы ГРКЦ.
|
|
Скорректированы правила ведения бухучета в кредитных организациях.
Изменения коснулись плана счетов. Счет N 304 предназначается для осуществления клиринга (ранее на нем отражались расчеты на ОРЦБ). На нем будут учитываться денежные средства участников клиринга и иных лиц, предназначенные для исполнения (обеспечения исполнения) допущенных к клирингу обязательств, а также для уплаты вознаграждения клиринговой и иным организациям, обеспечивающим заключение и исполнение сделок.
Счет N 304 включает 27 счетов. Приведена их характеристика. Уточнены характеристики корреспондирующих с ними счетов.
Одновременно исключаются счета N 30213 "Счета участников расчетов в расчетных небанковских кредитных организациях" и N 30214 "Счета участников расчетов расчетных небанковских кредитных организаций". На них учитывались средства, депонированные кредитными организациями и участниками расчетов в расчетной НКО; отражались результаты клиринга и валовые расчеты.
Соответствующие коррективы внесены в порядок бухучета вложений (инвестиций) в ценные бумаги и операций с ними.
|
|
Скорректированы правила функционирования системы валовых расчетов в режиме реального времени Банка России (система БЭСП).
Определено, что срочные платежи по переводу денежных средств ЦБР либо Банку России проводятся по счетам, открытым в подразделениях расчетной сети Банка России или в его структурных подразделениях.
Расчетно-кассовые центры не являются участниками системы БЭСП. В состав последних включаются подразделения расчетной сети Банка России. Ранее участниками были учреждения ЦБР.
Клиент включается в состав участников системы БЭСП, в т. ч. если подразделение расчетной сети Банка России, в котором открыт банковский (корреспондентский) счет (субсчет), является особым участником расчетов.
Для включения клиента в состав участников системы БЭСП в качестве прямого участника расчетов необходимо подать заявление. Оно направляется в подразделение ЦБР, определенное договором счета (головной расчетно-кассовый центр, расчетно-кассовый центр, операционное управление или отделение). Ранее оно представлялось в обслуживающее учреждение Банка России.
Нормы, регламентировавшие включение кредитной организации (ее филиала) в состав участников системы БЭСП в качестве ассоциированного участника расчетов (АУР), утратили силу.
Скорректирован порядок включения клиента, не являющегося кредитной организацией, в состав участников системы БЭСП в качестве АУР.
|
|
Пересмотрен порядок присвоения банковских идентификационных кодов (БИК) расчетно-кассовым центрам Банка России (РКЦ). Поправки обусловлены поэтапным сокращением числа РКЦ в рамках оптимизации расчетной сети ЦБР.
РКЦ не входят в число участников расчетов (в том числе электронных). В связи с этим реквизит "УЭР" для них в Справочнике БИК имеет значение "0".
Прописан порядок исключения из Справочника БИК сведений об РКЦ.
|
|
Скорректирован план счетов бухучета в кредитных организациях.
В частности, уточнено наименование счета N 40116. Теперь он называется "Средства для выплаты наличных денег и осуществления расчетов по отдельным операциям".
Счет N 40505, предназначенный для средств МПС России, исключен. Напомним, что Министерство прекратило работу в 2003 г.
Предусмотрено, что неиспользованные лимиты по выдаче гарантий будут учитываться отдельно на счете N 91319.
Кроме того, скорректированы характеристики некоторых счетов.
В частности, уточнено назначение упомянутого выше счета N 40116. Он используется для учета средств на счетах органов, которые открывают и ведут счета получателей бюджетных средств и других организаций, для выплаты наличности и расчетов, совершаемых с учетом платежных карт. Напомним, что ранее на этом счете учитывались только те средства, которые были предназначены для выдачи наличности организациям, лицевые счета которым открыты в соответствующих органах. Установлено, что аналитический учет ведется по каждому банковскому счету, открываемому указанным выше органам, с отличительными признаками бюджетных счетов.
Закреплено, что средства ПФР, ФСС и ФФОМС учитываются на банковских счетах органов Федерального казначейства. Определено, какие средства отражаются по кредиту и дебету счета.
Установлено, как списываются средства со счета N 91319.
|
Таможенное право, внешнеэкономическая деятельность
|
|
Решение Коллегии Евразийской экономической комиссии от 2 октября 2012 г. N 183"О внесении изменений в Инструкцию о порядке совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физическими лицами через таможенную границу, и отражении факта признания таких товаров не находящимися под таможенным контролем"
|
Скорректирован порядок совершения таможенных операций в отношении товаров для личного пользования, перемещаемых физлицами через таможенную границу ТС.
Так, речь идет об особенностях совершения таможенных операций в отношении авто-, мототранспортных средств.
Уточнено, что транспорт, зарегистрированный в иностранном государстве и временно ввезенный на таможенную территорию, при обратном вывозе за ее пределы декларируется следующим образом. Декларант подает должностному лицу уполномоченного таможенного органа декларацию (иной документ), которая оформлена при временном ввозе такового.
Должностное лицо в разделе "Для служебных отметок" упомянутой декларации (иного документа) вносит запись "Вывоз" и проставляет ее дату. Запись заверяется оттиском личной номерной печати. Этот экземпляр документа возвращается физлицу.
Если же вышеназванная декларация утрачена, в таможенный орган следует представить декларацию, заполненную при обратном вывозе транспортных средств.
Когда у физлица, вывозящего транспорт, есть другой товар, подлежащий таможенному декларированию, декларант подает отдельную декларацию, заполненную при его вывозе.
Указанный товар может декларироваться и в одной декларации с обратно вывозимыми транспортными средствами, если декларация (иной документ), которая оформлена при временном ввозе транспорта, утрачена.
|
|
Утвержден перечень товаров, не подлежащих помещению под процедуру свободной таможенной зоны.
Часть позиций касается товаров ТС. Это грузы, ввозимые резидентами портовых ОЭЗ и перемещаемые трубопроводным транспортом, по ЛЭП; ГСМ, предназначенные для вывоза в качестве припасов; товары для обеспечения жизнедеятельности на территории указанных зон; транспорт для погрузо-разгрузочных работ, буксировки транспорта, ввозимого в портовые ОЭЗ, и перевозки товаров от места стоянки транспорта до места размещения и использования на территории таких зон.
Также в перечень входят товары, ввозимые в портовые ОЭЗ. Это морские-речные и воздушные суда, ввозимые для техобслуживания резидентами зон; товары, находящиеся на таких судах как материально-техническое обеспечение, ввозимые для профилактических, технических и санитарных работ, осуществляемых резидентами зон; сгружаемые с судов бытовые отходы, продукты жизнедеятельности человека, ввозимые для утилизации.
|
Транспорт и связь
|
|
Приказ Минтранса РФ от 26 января 2012 г. N 20 "Об утверждении Порядка оснащения транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая специальные транспортные средства, категории M, используемых для коммерческих перевозок пассажиров, и категории N, используемых для перевозки опасных грузов, аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS"
|
Утвержден порядок оснащения транспортных средств категории M и N аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
Автомобили категории М используются для коммерческих перевозок пассажиров, N - для перевозки опасных грузов.
Порядок распространяется на владельцев транспортных средств независимо от того, являются они собственниками или используют их на ином законном основании.
Им необходимо установить на транспортное средство аппаратно-программное устройство (далее - абонентский телематический терминал). Он определяет текущее местоположение и параметры движения транспортного средства. Место расположения абонентского телематического терминала на транспортном средстве определяется исходя из его технических характеристик и конструктивных особенностей автомобиля.
Абонентский телематический терминал следует протестировать и подключить к автоматизированному центру контроля и надзора (АЦКН) Ространснадзора. Для этого в территориальный орган Службы необходимо предоставить сведения о владельце транспортного средства, данные об автомобиле и информацию об абонентском телематическом терминале.
Сведения об абонентском телематическом терминале вносятся в базу данных АЦКН Ространснадзора. Владельцу выдается документ, подтверждающий оснащение транспортного средства аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS.
В случае смены владельца или установки абонентского телематического терминала на другое транспортное средство в базу данных вносятся изменения. Владельцу выдается новый документ.
|
Страховая деятельность
|
|
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 78-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном"
Вносит изменения в:
и другие
|
Поправки обусловлены введением с 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) обязательного страхования гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров.
Уточняется понятие "пассажир". Прописаны размеры компенсаций пострадавшим пассажирам. В случае смерти родственникам выплатят 2 млн руб.; при причинении вреда здоровью - в зависимости от характера и степени повреждения, но не более 2 млн руб. Если размер причиненного вреда превышает выплаченную компенсацию, перевозчик обязан возместить разницу.
Определен период перевозки, в течение которого перевозчик отвечает за причинение вреда пассажиру. Это время нахождения в транспортном средстве, посадки в него и высадки.
Заниматься обязательным страхованием могут только страховщики, являющиеся членами единого общероссийского профессионального объединения. За счет их отчислений формируется компенсационный фонд, из которого будут производить выплаты пострадавшим в случае банкротства страховщика или отзыва у него лицензии. Указанные отчисления отнесены к целевым поступлениям. При налогообложении прибыли они не учитываются. То же самое касается сумм возмещения компенсационных выплат и расходов по рассмотрению требований потерпевших о компенсациях.
Отчисления в компенсационный фонд учитываются страховщиками в составе затрат при налогообложении прибыли.
Устанавливается административная ответственность за несоблюдение требования об обязательном страховании.
Законодательно закреплена обязанность автоперевозчиков оснастить транспортные средства тахографами. Увеличены размеры штрафов за управление автомобилем без такого прибора, а также за нарушение водителем режима труда и отдыха.
|
|
С 1 января 2013 г. на всех видах транспорта (кроме метро и легкового такси) вводится обязательное страхование гражданской ответственности перевозчиков за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Без страховки выполнять перевозки будет запрещено.
Страховое возмещение в случае смерти составит 2,025 млн руб. (из них до 25 тыс. руб. - компенсация расходов на похороны), при причинении вреда здоровью - в зависимости от характера и степени повреждения. За имущество заплатят из расчета 600 руб. за 1 кг багажа и 11 тыс. за иные вещи. Не подпадают под страхование случаи причинения вреда вследствие воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения, военных действий, маневров или иных подобных мероприятий, гражданской войны, народных волнений или забастовок, умысла выгодоприобретателя. В случае причинения вреда жизни или тяжкого вреда здоровью пассажира предусмотрена предварительная выплата части страхового возмещения в размере 100 тыс.руб., которая производится в течение 3 рабочих дней после поступления письменного заявления потерпевшего.
Перевозчики обязаны информировать пассажиров о страховании (путем размещения этих сведений в местах продажи билетов, на билете либо на своем официальном сайте). При наступлении страхового случая перевозчик должен разъяснить потерпевшему и его родственникам их права на получение возмещения.
Минимальный срок действия договора обязательного страхования составляет 1 год (на внутреннем водном транспорте - период навигации). По рискам ответственности за причинение вреда жизни или здоровью пассажиров предусмотрен запрет на установление франшизы (части вреда, не возмещаемого страховщиком).
Прописан порядок определения страховых тарифов. Предельные размеры тарифов определяет Правительство РФ.
Данное обязательное страхование заменяет ОСАГО для автоперевозчиков и существующее на воздушном транспорте страхование ответственности. Международным перевозчикам не потребуется приобретать еще 1 полис, если они уже застраховали свою ответственность в соответствии с международными правилами, в том числе за рубежом (по страховым рискам и со страховыми суммами в размере не менее вышеуказанных).
Урегулирован порядок возмещения вреда пассажирам метрополитена. Вместо обязательного страхования на перевозчика возлагается обязанность выплатить пострадавшим компенсацию в вышеназванном размере.
|
|
Определены страховые тарифы на ОСС от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний на 2013 г. и плановый период 2014 и 2015 гг.
В указанном периоде страховые взносы уплачиваются страхователями в порядке и по тарифам, установленным на 2006 г. Тарифы определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованных по трудовым и гражданско-правовым договорам. Их необходимо включать в базу для начисления взносов.
Кроме того, введены льготы для ИП в отношении выплат сотрудникам, являющимся инвалидами I, II и III групп. Они уплачивают страховые взносы на ОСС в размере 60% от установленных тарифов.
Отметим, что ранее аналогичные меры были установлены только для организаций.
|
|
В июне 2012 г. принят закон, обязывающий перевозчиков страховать свою гражданскую ответственность за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров. Это не касается легкового такси. Метрополитен вместо страхового возмещения выплачивает компенсацию.
Установлены нормативы, исходя из которых рассчитывается сумма страхового возмещения (компенсации) при причинении вреда здоровью пассажира.
Размер возмещения определяется путем умножения страховой суммы, указанной в договоре страхования, на норматив. Последний выражен в процентах в зависимости от тяжести повреждений.
Если пострадавшему пассажиру установлена инвалидность I, II или III группы, то ему выплачивается страховое возмещение в сумме 2 млн руб., 1,4 млн руб. или 1 млн руб. соответственно. При присвоении категории "ребенок-инвалид" выплачивается 2 млн руб.
Перевозчик, не заключивший договор страхования, отвечает за причиненный при перевозках вред на тех же условиях, что и при надлежащем страховании. При этом федеральным законом может устанавливаться больший размер ответственности.
|
Бюджетная система
|
|
Федеральный закон от 3 декабря 2012 г. N 216-ФЗ "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"
|
Утвержден федеральный бюджет на 2013 г. и плановый период 2014-2015 гг.
Он сформирован с учетом т. н. бюджетных правил. Предельный объем расходов рассчитан исходя из средней цены на нефть за 5 лет. При этом дефицит бюджета не должен превышать 1% ВВП. Все дополнительные нефтегазовые доходы планируется направлять в Резервный фонд до достижения нормативной величины в 7% ВВП. Его используют как "подушку безопасности" в случае снижения цен на нефть. После заполнения Резервного фонда половину сверхплановых нефтегазовых доходов направят в Фонд национального благосостояния, а остальное - на финансирование инфраструктурных и других приоритетных проектов с ограниченным сроком действия.
Доходы федерального бюджета в 2013 г. составят 12 865,9 млрд руб., 2014 г. - 14 063,4 млрд руб., 2015 г. - 15 615,5 млрд руб. Расходы будут на уровне 13 387,3 млрд, 14 207 млрд и 15 626,3 млрд руб. соответственно. Дефицит бюджета прогнозируется в размере 521,4 млрд, 143,6 млрд и 10,8 млрд руб. Покрывать его планируется за счет госзаимствований и доходов от приватизации федеральной собственности.
Ненефтегазовые доходы сформированы за счет налоговых и таможенных поступлений, продажи материальных и нематериальных активов, использования госимущества и других источников.
Прогнозируется, что инфляция в 2013 г. не превысит 5,5%, в 2014-2015 гг. - 5%.
В бюджет заложены приоритетность и рост расходов на образование, науку и инфраструктуру. Увеличена господдержка сектора исследований и разработок. Предусмотрена ежегодная индексация стипендий. Возрастут расходы на национальную оборону и безопасность, социальную политику, культуру.
С 1 января 2013 г. на 5,5% будут проиндексированы детские пособия и материнский капитал.
В 2013 г. планируется выделить регионам бюджетные кредиты на реализацию комплексных программ поддержки развития дошкольных образовательных учреждений в размере до 8 млрд руб.
На этот же год запланировано сокращение численности федеральных госслужащих на 20%. При этом с 1 октября 2013 г. на 5,5% будут увеличены зарплаты бюджетникам.
В 2013-2015 гг. предусмотрено сокращение на 5% затрат на госзакупки (кроме расходов судебной системы, Федерального дорожного фонда и по государственной программе вооружения).
|
Выборы, избирательная система, референдум
|
|
Федеральный закон от 20 октября 2011 г. N 287-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи со снижением минимального процента голосов избирателей, необходимого для допуска к распределению депутатских мандатов в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации"
|
Снижен с 7 до 5 минимальный процент голосов избирателей, который нужно получить федеральному списку кандидатов на выборах в депутаты Госдумы, чтобы участвовать в распределении мандатов. Такие изменения касаются выборов в депутаты Государственной Думы РФ седьмого и последующих созывов.
На выборах в депутаты Госдумы шестого созыва названный минимальный процент голосов избирателей, как и прежде, составит 7%.
|
Отменяет:
|
Вводится новый, более демократичный, порядок формирования верхней палаты российского парламента - Совета Федерации.
Как и ранее, в Совфед входят по 2 представителя от каждого региона: один от законодательного органа власти субъекта Федерации, другой - от исполнительного. Для них предусматриваются различные процедуры наделения полномочиями. В отношении первого в основном сохранен прежний порядок (решение о наделении полномочиями принимает законодательный орган). Причем кандидатом в представители от регионального парламента может быть только его депутат (ранее - также и депутат муниципального органа).
Представителя от исполнительного органа власти региона будут определять следующим образом. При проведении выборов главы субъекта Федерации каждый претендент на этот пост должен представить 3 кандидатуры в Совфед, одна из которых в случае избрания и будет наделена соответствующими полномочиями. Сведения об этих кандидатурах размещают в помещениях для голосования на выборах глав регионов. Тем самым реализуется идея о формировании Совфеда на основе волеизъявления избирателей.
Пересмотрены требования к кандидатам в сенаторы. Их минимальный возраст оставлен на уровне 30 лет. Кандидат должен иметь безупречную репутацию и постоянно проживать в соответствующем регионе не менее 5 предшествующих лет. Ценз оседлости не распространяется на кандидатов из числа членов Совфеда и депутатов Госдумы. Не касается он и лиц, занимавших в регионе госдолжности или находившихся на гражданской госслужбе не менее 5 предыдущих лет.
Не могут стать кандидатами в Совфед лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда, осужденные к лишению свободы за тяжкие и особо тяжкие преступления (даже если судимость снята или погашена) либо деяния экстремистской направленности (если судимость не снята или не погашена), а также привлеченные к административной ответственности за экстремизм.
Закрепляется непартийный принцип формирования и структурирования Совфеда. Его членам запрещено создавать фракции и партийные объединения, как депутатам Госдумы.
Члены Совфеда исполняют свои функции в течение срока полномочий назначившего их органа. При этом глава субъекта Федерации и региональный парламент не могут досрочно отзывать их по собственной инициативе. Для членов Совфеда предусмотрены те же основания досрочного прекращения полномочий, что и для депутатов Госдумы (личное заявление, получение иностранного гражданства, поступление на госслужбу и др.). При досрочном прекращении полномочий представителя от исполнительного органа его место занимает другой кандидат из губернаторского списка. Если же ни один кандидат не отвечает предъявляемым требованиям, глава региона назначает представителем в Совфед депутата регионального парламента.
Члены палаты, избранные (назначенные) до вступления в силу настоящего Федерального закона, продолжают исполнять свои полномочия до очередных выборов в соответствующие региональные органы власти.
|
|
Поправки связаны с тем, что с 1 января 2013 г. вводится новый порядок формирования Совета Федерации РФ.
Утрачивает силу норма, согласно которой полномочия члена Совета Федерации могут быть досрочно прекращены избравшим (назначившим) его региональным органом в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение) членом верхней палаты парламента.
Кандидат на пост высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя регионального высшего исполнительного органа) должен подавать в избирком сведения о 3-х претендентах. Один из них в случае избрания представившего его кандидата станет членом Совета Федерации - представителем от регионального исполнительного органа госвласти. В числе таких сведений - ФИО; дата рождения; наименование региона, района, города, иного населенного пункта, где находится место жительства; основное место работы или службы, занимаемая должность (род занятий). Участковый избирком размещает эти данные на информационном стенде. Материалы, содержащие указанные сведения, могут предоставляться каждому избирателю непосредственно. Кандидат также должен подавать письменное заявление каждого из указанных 3-х лиц о согласии быть представленным в качестве кандидатуры для наделения соответствующими полномочиями. Оно не подлежит отзыву.
Один и тот же претендент может быть представлен только одним кандидатом на пост высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя регионального высшего исполнительного органа).
Предусматривается еще одно основание для отказа в регистрации кандидата на данный пост. Это непредставление сведений о претендентах для наделения полномочиями члена Совета Федерации.
|
Жилые помещения и жилищно-коммунальное хозяйство
|
|
Федеральный закон от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
Вносит изменения в:
и другие
|
Поправки касаются обеспечения жилыми помещениями детей, оставшихся без попечения родителей, и сирот. Речь идет о лицах, которые не являются нанимателями жилья по договорам соцнайма, либо членами семьи такого нанимателя, либо собственниками жилых помещений, либо они относятся к таковым, но их проживание в ранее занимаемом помещении признается невозможным.
Так, орган исполнительной власти субъекта Федерации, на территории которого находится место жительства такого ребенка, однократно предоставляет ему благоустроенный жилой дом (квартиру) по договору найма специализированного жилого помещения. При этом это лицо должно достигнуть 18 лет или до того, как станет совершеннолетним, приобрести полную дееспособность (региональным законодательством могут быть предусмотрены и иные случаи).
Совершеннолетним лицам дана возможность подать письменное заявление о предоставлении жилья, в частности, по завершении обучения в образовательной организации профобразования или по окончании прохождения военной службы по призыву, отбывания наказания в исправительном учреждении.
Жилые помещения предоставляются по срочному договору найма - на 5 лет. Его действие можно продлить не более 1 раза, если выявлены обстоятельства, свидетельствующие о необходимости содействовать нанимателям в преодолении трудной жизненной ситуации. По окончании срока такого договора и при отсутствии названных факторов это жилье передается на условиях социального найма.
Установлен следующий перечень обстоятельств, при наличии которых проживание детей в ранее занимаемых жилых помещениях может признаваться невозможным. Здесь на законном основании живут лица, лишенные родительских прав в отношении этого ребенка, а также страдающие тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание в 1 помещении. Непригодность жилья для постоянного проживания или его несоответствие требованиям законодательства. Общая площадь жилого помещения, приходящаяся на 1 проживающее в нем лицо, менее учетной нормы. Законодательством субъекта Федерации могут быть определены иные обстоятельства.
|
|
Закон регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями.
Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санэпидблагополучия населения и о техрегулировании. Отношения в сфере горячего водоснабжения (кроме обеспечения качества и безопасности) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) регулируются Законом о теплоснабжении.
Предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплата регламентируются законом в части, не урегулированной другими федеральными законами.
Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на них устанавливаются Правительством РФ.
Согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок их применения закрепят в основах ценообразования, которые утвердит Правительство РФ. Решения о выборе метода будут приниматься органом тарифного регулирования с учетом предложений соответствующих организаций.
Регионы и муниципалитеты заключат с организациями указанной сферы соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами.
|
Земельное право, природоохранная деятельность, природные ресурсы
|
|
Федеральный закон от 14 июня 2012 г. N 74-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах"
|
Поправки касаются порядка возмещения вреда, причиненного недрам.
Установлено, что лица, причинившие вред, должны возместить его добровольно или в судебном порядке.
Порядок расчета размера вреда определит Правительство РФ.
Уточняются положения об ответственности нарушителей. При этом акцентировано внимание на том, что независимо от привлечения к ответственности вред подлежит возмещению.
|
|
Повышается плата за сверхлимитные выбросы загрязняющих веществ при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа.
Допустимый показатель сжигания (рассеивания) останется на прежнем уровне - не более 5% от добычи газа. Указанное ограничение не будет касаться месторождений с малой степенью выработанности.
При превышении допустимого показателя сжигания (рассеивания) плату будут рассчитывать с применением дополнительного коэффициента. В 2013 г. он составит 12, а с 2014 г. - 25 (в настоящее время - 4,5). Повышающие коэффициенты не будут использовать, если годовая добыча газа не превышает 5 млн куб. м или объемное содержание неуглеводородных компонентов в нем более 50%.
В случае отсутствия системы учета объемов попутного нефтяного газа, соответствующей требованиям Минэнерго России, плату рассчитают с использованием повышающего коэффициента 120 (независимо от показателя сжигания газа).
Приведены формулы расчета показателя сжигания (рассеивания) и размера платы за выбросы.
Предусмотрены меры стимулирования добывающих компаний к реализации проектов по полезному использованию попутного нефтяного газа.
|
Государственная гражданская и муниципальная служба
|
|
Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 395-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением ротации на государственной гражданской службе"
Вносит изменения в:
и другие
|
Вводится ротация кадров на государственной гражданской службе. Ее цель - противодействие коррупции путем назначения госслужащих на иные должности в том же или ином госоргане.
В законе прописаны механизм ротации, сроки ее проведения, дополнительные гарантии и компенсации госслужащим. Она обязательна для руководителей территориальных управлений федеральных контролирующих и надзорных органов. Ротация по иным должностям федеральной гражданской службы проводится по перечням, утверждаемым Президентом РФ и Правительством РФ. Список подлежащих ротации госслужащих субъектов Федерации определяют сами регионы.
Ее осуществляют в пределах одной группы должностей с учетом уровня квалификации, профобразования и стажа работы лица. Срок замещения должности в порядке ротации - 3-5 лет. Оклад по новой должности должен быть не ниже, чем по прежней. При назначении на работу в другую местность госслужащему и членам его семьи компенсируются расходы на переезд. Также должны обеспечить служебным жильем, а при его отсутствии - возместить расходы на его наем. При этом за госслужащим сохраняют жилье, которое он занимал по договору соцнайма по прежнему месту работы.
Предусмотрено право отказаться от ротации по уважительной причине. Таковой считается наличие медицинских противопоказаний или невозможность проживания членов семьи по состоянию здоровья в новой местности. В этом случае госслужащему обязаны предложить иную должность в том же либо ином органе. При отказе ее занимать госслужащего увольняют, выплатив денежное содержание за 4 месяца (выходное пособие не полагается).
|
|
Установлена процедура контроля за расходами госслужащих, а также их супругов и несовершеннолетних детей.
В частности, необходимо следить за тратами чиновников федерального и регионального уровня, муниципальных служащих, членов Совета директоров ЦБ РФ, а также госкорпораций, сотрудников ПФР и ФФОМС.
Они должны отчитываться о каждой сделке по приобретению недвижимости (в т. ч. земельных участков), транспорта, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), а также об источниках, за счет которых они были куплены. При этом сведения предоставляются, если расходы на указанные цели превысят общий доход лица и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за 3 года, предшествующих сделке. Эта обязанность возникает в отношении сделок, совершенных с 1 января 2012 г.
Установлено, как осуществляются контрольные мероприятия. Определены лица, полномочные возбуждать проверку, и органы (подразделения), проводящие ее. Проверяемый должен быть письменно уведомлен об осуществляемых в отношении него контрольных мероприятиях.
В ходе проверки лицо может быть отстранено от должности на срок до 60 дней. В исключительных случаях - до 90 дней. При этом сохраняется заработная плата по занимаемой должности.
Если в результате проверки выявлены обстоятельства, свидетельствующие о несоответствии расходов общему доходу, ее материалы направляются в прокуратуру. Если обнаружены признаки преступления или иного правонарушения - в компетентные органы.
Сведения об источниках, за счет которых приобретено вышеуказанное имущество, размещаются на официальных сайтах по месту службы. Они предоставляются для опубликования СМИ.
|
|
С 1 января 2013 г. вводится контроль за расходами членов Правительства РФ.
Они обязаны представлять сведения как о собственных расходах, так и о тех, что понесены их супругами и несовершеннолетними детьми. Отчитываться придется по каждой сделке по приобретению недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций). Условие - сумма сделки превышает общий доход члена Правительства РФ и его супруги (супруга) по основному месту их службы (работы) за 3 предыдущих года.
Также необходимо будет раскрыть источники получения средств, за счет которых совершены упомянутые приобретения.
Отчитаться придется о сделках, совершенных с 1 января 2012 г.
Порядок осуществления контроля за соответствием расходов названных лиц их доходам пропишут на уровне указа Президента РФ.
Отметим, что прежде члены Правительства РФ подавали сведения только о доходах и имуществе (собственных, своих супругов и несовершеннолетних детей).
|
Труд, трудоустройство, социальная защита, пенсии и компенсации
|
||
Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 180-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О негосударственных пенсионных фондах"
|
Цель поправок - законодательно урегулировать отношения, связанные с реорганизацией негосударственных пенсионных фондов (НПФ).
В частности, определено, как предоставляется лицензия фондам, созданным в результате реорганизации. Предусмотрено, что лицензия НПФ, к которому присоединяется или из которого выделяется другой фонд, не аннулируется. Установлен перечень документов, подлежащих актуарному оцениванию и аудиту при реорганизации. В их числе - передаточный акт или разделительный баланс.
Одновременно с решением о реорганизации должен быть утвержден состав совета создаваемого фонда (при выделении, разделении, слиянии). НПФ обязан в 3-дневный срок письменно уведомить об указанном решении уполномоченный федеральный орган. После этого в течение 30 рабочих дней о начале реорганизации сообщают кредиторам. Кредиторы по обязательствам, возникшим из пенсионных договоров, вправе потребовать досрочного прекращения обязательств и выплаты выкупной суммы или перевода ее в другой фонд по их выбору, если возможность ее выплаты или перевода предусмотрена договором и пенсионными правилами НПФ. Кредиторы по обязательствам, возникшим из договоров об обязательном пенсионном страховании, вправе перейти в другой фонд или ПФР. Кредиторы по иным обязательствам могут потребовать их досрочного прекращения или исполнения и возмещения убытков. Эти требования и заявления о переходе удовлетворяются, если уполномоченный федеральный орган выдал согласование на реорганизацию.
НПФ, который вправе осуществлять деятельность по обязательному пенсионному страхованию, должен в течение 3 дней уведомить ПФР о начале реорганизации.
После внесения в ЕГРЮЛ записи о начале реорганизации фонд дважды с периодичностью 1 раз в месяц размещает в печати уведомление о своей реорганизации.
Закреплены особенности реорганизации НПФ в форме выделения, разделения, слияния. В частности, необходимо заранее заключать с управляющими компаниями и специализированными депозитариями договоры, права и обязанности по которым будут переданы созданным фондам.
|
|
|
Приняты поправки к Закону о статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы РФ.
Коэффициент, определяющий величину фонда оплаты труда помощников парламентариев, увеличен. Если ранее он составлял 3,34 ежемесячного денежного вознаграждения члена Совета Федерации, депутата Госдумы, то теперь он вырос до 5,01, т. е. на 50%.
Таким образом, фонд оплаты труда помощников вырастает до 165 064 руб., и их среднемесячная заработная плата поднимается до 28 721 руб.
|
|
|
Скорректирован Закон о прожиточном минимуме.
Уточнено определение потребительской корзины. Это необходимые для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности минимальный набор продуктов питания, а также непродовольственные товары и услуги, стоимость которых определяется в соотношении со стоимостью минимального набора продуктов питания.
Это позволяет определять продукты питания по нормам в натуральных объемах, а непродовольственные товары и услуги - в соотношении со стоимостью продуктов питания.
Потребительская корзина для основных групп населения теперь разрабатывается с участием комиссий по регулированию социально-трудовых отношений.
Ранее она рассчитывалась на основе методических рекомендаций, подготовленных с участием общероссийских объединений профсоюзов.
Одновременно с проектом федерального закона о потребительской корзине в Госдуму нужно вносить методику определения потребительской корзины для основных групп населения в целом по стране.
Методические рекомендации по определению потребительской корзины в регионах поручено утвердить Правительству РФ. Оно же устанавливает порядок исчисления величины прожиточного минимума на душу населения и по основным группам населения в целом по стране.
Величина прожиточного минимума пенсионера рассчитывается без учета уровня потребительских цен на непродовольственные товары и услуги.
|
|
|
Согласно ТК РФ МРОТ должен быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения страны.
С 1 января 2013 г. МРОТ повышается до 5 205 руб. в месяц.
Напомним, что МРОТ, установленный с 1 июня 2011 г., составлял 4 611 руб. в месяц. Это 67,5% от прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по России за I квартал 2012 г.
|
|
|
Пересмотрена потребительская корзина. Напомним, это минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.
Увеличена пищевая и биологическая ценность корзины. Для этого повышена норма потребления мяса и мясопродуктов, рыбы, молока и молокопродуктов, яиц, овощей, фруктов и, наоборот, сокращена в отношении хлеба, картофеля, растительного масла и других жиров. В частности, норма потребления мясопродуктов для трудоспособного населения возросла на 57,5%, для пенсионеров - на 71,4%, для детей - на 30,6%; рыбопродуктов - на 15,6%, 6,7% и 32,9% соответственно. Более чем в 2 раза увеличена норма потребления свежих фруктов. Тем самым продуктовая часть потребительской корзины стала более качественной и приблизилась к нормам здорового питания.
Энергетическая ценность продуктов питания новой корзины в среднем на одного человека в сутки составляет для трудоспособного населения 2 487 ккал, пенсионеров - 2 100 ккал, детей - 2 012 ккал. Это соответствует нормам физиологической потребности в пищевых веществах и энергии для работников легкой физической активности, детей и пенсионеров.
Непродовольственная часть корзины (промтовары и услуги) приведена в соответствие с реальным потреблением. Ее объем установлен не в натуральных показателях, а в относительных - 50% от стоимости продуктов питания. По данным Росстата, доля фактических расходов на непродовольственные товары достаточно стабильна и составляет 24% - 25,5% (в прежней корзине она занижена до 17%), на услуги - 25,2% - 26,8% (в прежней корзине завышена до 40%). Определять минимальную потребность в них, как раньше (например, 6 пар обуви на 3 года, 3 пальто на 7 лет), нецелесообразно. Причины - рост доступности товаров массового спроса, значительная региональная дифференциация непродовольственных товаров и услуг.
В целом новая потребительская корзина по стоимости стала больше прежней (для трудоспособного населения - на 200 руб., пенсионеров - на 411 руб., детей - на 250 руб.). Она вводится с 1 января 2013 г.
Отметим, что на основании потребительской корзины рассчитывается прожиточный минимум. Последний используется для обоснования величины МРОТ, определения размеров стипендий, пособий и других социальных выплат.
|
|
|
В ТК РФ вводится статья о квалификации работника. Под ней понимается уровень знаний, умений, профнавыков и опыта работы.
Также закрепляется термин "профессиональный стандарт". Под ним понимается характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида деятельности.
Порядок разработки, утверждения и применения стандартов установит Правительство РФ.
Оно же определит правила установления тождественности названий должностей, профессий и специальностей единых тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих и квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих наименованиям из стандартов.
Стандарты будут учитываться при тарификации работ и присвоении тарифных разрядов. То же касается установления тарифных систем оплаты труда и систем оплаты труда работников муниципальных и госучреждений.
В Законе о техрегулировании закреплено, что его действие не распространяется на профессиональные стандарты.
|
|
|
Определено, как должности федеральной государственной гражданской службы в Аппарате Правительства РФ соотносятся с воинскими должностями военных-контрактников.
Так, заместитель (в т. ч. первый) Руководителя Аппарата Правительства РФ по должности приравнен к начальнику управления: главного управления, департамента Минобороны России. Полномочные представители Правительства РФ в Совете Федерации РФ, в Государственной Думе РФ, в Конституционном, Верховном и Высшем арбитражном Судах РФ - к заместителю начальника управления: главного управления, департамента Минобороны России.
Указанное соотношение учитывается при установлении размеров месячных окладов, ежемесячных и других дополнительных выплат для данных госслужащих.
Их месячные оклады повышаются (индексируются) одновременно с окладами по воинским должностям военных-контрактников и окладами по воинским званиям.
Ежемесячное денежное поощрение этих чиновников уменьшается. В частности, у помощника Председателя Правительства РФ оно сокращается в 2,3 раза. У заместителя руководителя Секретариата Первого заместителя Председателя Правительства РФ - в 2 раза.
Правительство РФ должно установить с 1 января 2013 г. средневзвешенный индекс повышения денежного содержания лиц, замещавших должности госслужбы в Аппарате Правительства РФ (Правительства РСФСР, Совета Министров - Правительства РФ), для индексации пенсий за выслугу лет.
|
|
|
С 1 января 2013 г. предельная величина базы для начисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды увеличивается в 1,11 раза и составит 568 тыс. руб. В 2012 г. она равнялась 512 тыс. руб.
Индексация произведена с учетом роста средней зарплаты в стране.
Напомним, что с сумм выплат и иных вознаграждений в пользу физлиц, превышающих указанную величину, страховые взносы не взимаются. База исчисляется по каждому работнику нарастающим итогом с начала года.
|
|
|
Внесены коррективы в положение об оплате труда работников ФБУ и ФКУ.
Так, вместо Минздравсоцразвития России теперь речь идет о Минтруде России. Это обусловлено обновлением структуры федеральных органов исполнительной власти.
Размеры и условия осуществления выплат стимулирующего характера устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Однако при этом теперь учитываются разрабатываемые в учреждении показатели и критерии оценки эффективности труда работников.
В качестве показателя эффективности работы руководителя учреждения может быть установлен рост средней зарплаты работников в отчетном году по сравнению с предшествующим без учета повышения ее размера в соответствии с решениями Правительства РФ.
Соответствующее решение принимает федеральный госорган - главный распорядитель средств федерального бюджета, в ведении которого находится учреждение. Он же вправе установить предельную долю оплаты труда работников административно-управленческого персонала в фонде оплаты труда упомянутых учреждений, а также примерный перечень должностей, относимых к такому персоналу.
Что касается учреждений - главных распорядителей средств федерального бюджета, то вышеназванные полномочия осуществляет Правительство РФ.
Предельный уровень соотношения средних зарплат руководителей и работников учреждений определяет федеральный госорган, осуществляющий функции и полномочия учредителя таковых, в кратности, как правило, от 1 до 8.
Для учреждений, функции и полномочия учредителя которых возложены на Правительство РФ, размер предельного уровня соотношения средних зарплат устанавливает Правительство РФ или уполномоченный им федеральный орган исполнительной власти.
|
|
|
Определено, что обязательное соцстрахование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством осужденных к принудительным работам осуществляется в общеустановленном порядке. Т. е. в том же, что и для лиц, работающих по трудовым договорам.
Напомним, что в рамках данного страхования застрахованным производятся следующие выплаты. Это пособия по временной нетрудоспособности (оплата больничного), беременности и родам, на рождение ребенка (единовременное), по уходу за ребенком (ежемесячное). Женщинам, вставшим на учет на ранних сроках беременности (до 12 недель), также полагается единовременная выплата.
Кроме того, застрахованным выплачивается соцпособие на погребение.
|
Здравоохранение, образование, наука, культура, спорт и туризм
|
|
Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. N 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг"
|
Установлены новые правила предоставления медорганизациями платных услуг.
Закреплено, что при заключении договора об их оказании гражданину должны предоставить информацию о возможности получить соответствующие виды и объемы медпомощи бесплатно. Отказ пациента от платных услуг не может быть причиной уменьшения видов и объемов медицинской помощи, предоставляемых бесплатно в рамках ОМС.
Определено, какие медуслуги могут быть платными. Это все то, что не входит в программы ОМС. Например, установление индивидуального поста медицинского наблюдения при стационарном лечении; анонимное оказание медуслуг; применение лекарств, не входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших. Однако нельзя взимать плату, если такие препараты должны быть назначены по жизненным показаниям или из-за индивидуальной непереносимости других лекарств.
Придется заплатить за применение медицинских изделий и лечебного питания, не предусмотренных стандартами медпомощи. Платно оказываются медуслуги иностранцам, не застрахованным в системе ОМС. Также взимается плата при самостоятельном обращении за получением медуслуг (кроме первичной медико-санитарной и скорой помощи).
Порядок определения цен на медуслуги бюджетных и казенных медучреждений определяют их учредители. Иные медорганизации самостоятельно устанавливают цены.
Определен перечень информации об услугах и их исполнителе, доводимой до потребителей. Медорганизации обязаны представлять по требованию для ознакомления копии учредительных документов и лицензии. При заключении договора пациенту по его просьбе должны сообщить, кто конкретно будет оказывать услугу, какие будут применяться методы, каковы возможные риски, их последствия и результаты оказания медпомощи.
Приведены требования к содержанию договора об оказании платных медуслуг. Прописан порядок его заключения. Можно потребовать составить смету. Все дополнительные услуги, не указанные в договоре, могут предоставляться платно только с согласия пациента (по экстренным показаниям их оказывают бесплатно).
Данные правила должны в наглядной и доступной форме доводиться до потребителей.
|
|
Установлено, как ведется прием абитуриентов в образовательные учреждения начального профобразования.
Набор ведется как на бюджетной, так и на платной основе. Документы подаются в приемную комиссию. Ее возглавляет директор учреждения.
Установлено, какие документы размещаются на сайтах учреждений. Предусмотрены сроки их опубликования.
В частности, информация о количестве зачисляемых по каждой профессии, а также о предусмотренных квотах на бюджетные и платные места размещается не позднее 1 июня. Указанные сведения также вывешиваются на информационном стенде учреждения.
В период подачи документов на сайте ежедневно отражается информация о заявлениях, поданных по каждой форме обучения (очная, вечерняя, экстернат).
Бывшие школьники, поступающие на очную форму обучения, могут подать документы до 31 августа. При наличии свободных мест - до 25 декабря.
Перечислены документы, которые предъявляются поступающими при подаче заявления. Указана информация, которая должна содержаться в последнем.
Заявление может быть отправлено по почте или в электронной форме (при наличии возможности).
|
Оборона, воинская обязанность и военная служба
|
|
Федеральный закон от 1 декабря 2011 г. N 376-ФЗ "О внесении изменения в статью 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"
|
Закон посвящен отсрочке от призыва на военную службу получающим послевузовское профобразование.
С 1 января 2011 г. предусмотрена госаккредитация по образовательным программам послевузовского профобразования и образовательных учреждений, и научных организаций. При этом она проводится не по каждой из реализуемых ими программ, а по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым относятся основные профессиональные образовательные программы. К моменту внесения данных изменений процесс госаккредитации указанных учреждений не завершен.
С 1 января 2013 г. право на отсрочку от призыва на военную службу будут иметь получающие очно послевузовское профобразование в образовательных учреждениях высшего, дополнительного профобразования, научных организациях по основным образовательным программам послевузовского профобразования, отнесенным к аккредитованным укрупненным группам направлений подготовки и специальностей. Т. е. только при наличии у таких учреждений (организаций) госаккредитации именно по программам послевузовского профобразования.
При этом лица, получившие отсрочку от призыва на военную службу до вступления в силу закона, пользуются ею до истечения срока ее действия (исчезновения ее основания).
|
Суд и судоустройство, адвокатура и юридическая помощь
|
|
Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 433-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации"
|
Цель поправок - усовершенствовать проверку законности и обоснованности принимаемых в порядке уголовного судопроизводства актов.
Для всех судов общей юрисдикции устанавливается единый апелляционный порядок проверки не вступивших в законную силу судебных актов по уголовным делам.
Апелляционными инстанциями выступают районный суд (для актов мирового судьи), судебные коллегии по уголовным делам верховного суда республики, судов края, области и округа (в том числе автономных), города федерального значения, окружного (флотского) военного суда, а также Судебная и Военная коллегии ВС РФ.
Подробно регламентирована процедура обжалования. Так, апелляционные жалобу, представление на приговор или иное решение суда первой инстанции разрешено подать в течение 10 суток со дня их вынесения. Осужденные, содержащиеся под стражей, могут это сделать в тот же срок с момента вручения копии приговора, определения, постановления. Предусмотрены основания для отмены или изменения судебного акта, пределы прав и виды решений суда апелляционной инстанции и др.
Введен новый кассационный порядок проверки судебных решений, вступивших в законную силу. Этим занимаются президиумы верховных судов республик, судов края, области и округа (в том числе автономных), города федерального значения, окружного (флотского) военного суда, а также Судебная и Военная коллегии ВС РФ.
Надзорное производство является экстраординарной процессуальной формой проверки судебных решений. Оно отнесено к исключительной компетенции Президиума ВС РФ.
|
Уголовное, уголовно-процессуальное, уголовно-исполнительное право
|
|
Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2012 г. N 1240 "О порядке и размере возмещения процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований Конституционного Суда Российской Федерации и о признании утратившими силу некоторых актов Совета Министров РСФСР и Правительства Российской Федерации"
|
Утверждено Положение о возмещении процессуальных издержек, связанных с производством по уголовному делу, издержек в связи с рассмотрением гражданского дела, а также расходов в связи с выполнением требований КС РФ.
К процессуальным издержкам относятся те, что предусмотрены УПК РФ. Исключение - суммы, выплачиваемые работающим и имеющим постоянную зарплату потерпевшему, свидетелю, их законным представителям, понятым в возмещение недополученной ими зарплаты за время, затраченное ими в связи с вызовом в орган дознания, к следователю, прокурору или в суд. Кроме того, сюда не входит ежемесячное госпособие в размере 5 МРОТ, выплачиваемое обвиняемому, временно отстраненному от должности.
Установлено, как и в каком размере возмещаются понесенные судом судебные расходы, производятся выплаты переводчикам. Закреплено также, как выплачиваются денежные суммы свидетелям, как сторонам возвращаются неизрасходованные средства, внесенные ими в счет предстоящих судебных расходов в связи с рассмотрением гражданского дела.
Расходы в связи с выполнением требований КС РФ возмещаются лицам и организациям за счет средств федерального бюджета (кроме государственных органов и компаний).
В частности, закреплено, что расходы на проезд подтверждаются обычными и электронными проездными документами (билетами), используемыми на ж/д транспорте, пассажирскими билетами и багажными квитанциями в гражданской авиации, а также проездными документами, используемыми на автотранспорте общего пользования, водном транспорте, метрополитене.
Размер возмещаемых сумм не имеющим постоянной зарплаты потерпевшему, свидетелю, их законным представителям и понятым за отвлечение их от обычных занятий определяется так. 4 611 руб. делится на количество рабочих дней в месяце, в котором такие лица участвовали в производстве по уголовному делу.
Постановление вступает в силу с 1 января 2013 г. Размеры возмещения индексируются ежегодно с учетом уровня инфляции (потребительских цен) начиная с 2014 г.
Ряд актов в указанной сфере признан утратившим силу. В частности, это Инструкция о порядке и размерах возмещения расходов и выплаты вознаграждения лицам в связи с их вызовом в органы дознания, предварительного следствия, прокуратуру или в суд.
|
|
Осужденным, самостоятельно следующим к месту отбывания принудительных работ, государство оплачивает проезд к исправительным центрам. Кроме того, им предоставляются продукты питания или деньги на время проезда. Утверждены правила оплаты такого проезда.
Территориальные органы УИС или учреждение, исполняющие наказание, покупают билет осужденному или заранее выдают ему наличные деньги исходя из маршрута следования. Осужденный может купить билет за счет личных средств. Данные расходы возмещаются.
В стоимость проезда входят страховой взнос, комиссионный сбор за предварительное оформление билетов, расходы за пользование постельными принадлежностями, иные платежи и сборы.
Определено, какие документы подтверждают произведенные расходы.
По прибытии в исправительный центр билет, чеки и талоны необходимо представить администрации. Срок - 3 дня. Для возмещения стоимости билета, купленного за личный счет, подается заявление.
На 1 сутки осужденному выдаются хлебцы из муки пшеничной 1 сорта, консервы мясорастительные, мясные и овощные, а также черный чай и сахар.
Если продукты питания невозможно предоставить, выдаются денежные средства (из расчета 300 руб. в сутки).
|
|
Весной 2012 г. в УК РФ внесены поправки, ужесточающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ, а также их прекурсоров.
В частности, введены статьи о незаконных приобретении, хранении, перевозке прекурсоров и содержащих таковые растений (их частей) (ст. 228.3), а также незаконных производстве, сбыте, пересылке прекурсоров и сбыте, пересылке содержащих их растений (частей) (ст. 228.4).
Для целей упомянутых статей, а также ст. 229.1 УК РФ (где идет речь об уголовной ответственности за контрабанду) утверждены крупный и особо крупный размеры и для прекурсоров, и для растений (их частей), содержащих таковые.
|
"Об утверждении значительного, крупного и особо крупного размеров наркотических средств и психотропных веществ, а также значительного, крупного и особо крупного размеров для растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 Уголовного кодекса Российской Федерации"
|
Весной 2012 г. в УК РФ внесены поправки, ужесточающие ответственность за незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и их прекурсоров.
В частности, незаконный оборот теперь предполагает 3 градации. Это значительный, крупный и особо крупный размеры.
Утверждены соответствующие размеры для наркотических средств и психотропных веществ, а также для растений (их частей), содержащих таковые, для целей статей 228, 228.1, 229 и 229.1 УК РФ. Речь идет об уголовной ответственности за их незаконные приобретение, хранение, перевозку, изготовление, переработку, производство, сбыт, пересылку, а также контрабанду, хищение и вымогательство.
Установленные в 2006 г. крупный и особо крупный размеры упомянутых средств, веществ и растений для целей статей 228, 228.1 и 229 УК РФ утрачивают силу.
|
|
Утвержден Перечень технических средств надзора и контроля, используемых исправительными центрами. Они служат для предупреждения преступлений, нарушений порядка и условий отбывания принудительных работ и для получения информации о поведении осужденных к таким работам.
К средства персонального надзора и контроля отнесены электронный браслет, ретранслятор, стационарное и мобильное контрольные устройства.
Технические средства и устройства региональных информцентров включают в себя сервер, стационарный и мобильный пульты мониторинга.
Также установлен список для интегрированной системы безопасности. Под ней понимается совокупность технических средств для обеспечения комплексной безопасности внутренней территории и периметра исправительных центров.
|
|
Осужденные к принудительным работам покупают одежду и обувь за свой счет. При отсутствии денег они обеспечиваются вещами за счет федерального бюджета.
Утверждены нормы обеспечения одеждой и обувью осужденных к принудительным работам мужчин и женщин при отсутствии у них собственных средств.
Так, мужчинам выдают зимний и летний головные уборы (по 1 штуке), куртку на утепленной подкладке, белье нательное (2 комплекта), 1 брюки, хлопчатобумажные носки (4 пары), рукавицы (1 пара), ботинки (1 пара), тапочки (1 пара) и др.
Женщин обеспечивают 2 косынками, 2 платьями-халатами, 1 ночной сорочкой, 2 блузками, 2 колготками, 1 парой сапог и туфель и др.
На летний период выдаются сорочки, платья и блузки с коротким рукавом.
Определен срок носки вещей.
Установлены нормы обеспечения питанием указанных лиц.
|
Источник: Правовая система "Гарант"Оригинал: http://base.garant.ru/997729/
Ещё по теме:
Комментарии
Добавить комментарий