Хозяйственное партнерство – новая форма коммерческой организации
Вера Рябова, юрист практики недвижимости и градостроительства компании Rightmark group
Прошлым летом появилась возможность регистрировать новую форму юридического лица. Однако предприниматели предпочли остаться на пляже. Почему? Может, хозяйственное партнерство не столь привлекательно, как кажется на первый взгляд? Рассмотрим ключевые преимущества и некоторые недостатки новой организационно-правовой формы.
С 1 июля 2012 г. вступил в силу Федеральный закон № 380-ФЗ «О хозяйственных партнерствах», принятый 3 декабря 2011 г. (далее Закон). В соответствии с ним в России создана новая организационно-правовая форма юридических лиц – хозяйственное партнерство. Одновременно вступили в силу изменения в ст. 50 Гражданского кодекса РФ о включении хозяйственных партнерств в закрытый перечень форм коммерческих организаций.
В соответствии с Законом хозяйственным партнерством (далее партнерством) признается созданная двумя или более лицами коммерческая организация, управляют деятельностью которой участники партнерства, а также иные лица в пределах и в объеме, которые предусмотрены соглашением об управлении партнерством.
Особенности партнерств
Анализ положений Закона показывает следующее. По ряду признаков партнерство сходно с хозяйственными товариществами и обществами, прежде всего с ООО. В частности, партнерство может иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законами, если это не противоречит предмету и целям, ограниченным уставом.
Из этого следует, что партнерство обладает общей правоспособностью и вправе заниматься любыми не запрещенными законом видами деятельности, а не только инновационными и венчурными проектами, как декларировалось при внесении Закона в Госдуму.
Однако партнерство имеет и существенные отличия от традиционных форм коммерческих организаций. В частности, ему запрещено выпускать облигации и иные эмиссионные ценные бумаги, а также размещать рекламу своей деятельности. А это на практике делает невыгодным использование данной организационно-правовой формы во многих сферах бизнеса (например, в консалтинге).
Партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций. Кроме того, Правительство РФ может устанавливать нормативы собственных средств для партнерств, которые осуществляют определенные виды деятельности.
[...партнерство не может быть учредителем и участником других юридических лиц, за исключением союзов и ассоциаций...]
Партнерство может быть создано только путем его учреждения. Реорганизация уже существующего юридического лица в партнерство Законом не допускается. Минимальный размер складочного капитала партнерства не ограничен. В складочный капитал может быть внесено любое имущество, кроме ценных бумаг. Разрешается внесение только облигаций, соответствующих требованиям, установленным приказом ФСФР России от 19.04.2012 г. № 12-26/пз-н.
Денежная оценка имущества, вносимого в складочный капитал партнерства, утверждается единогласным решением его участников. При этом, в отличие от хозяйственных обществ, не требуется привлечение оценщика при внесении вкладов не денежными средствами, а иным имуществом независимо от его размера.
Участники партнерства: права и обязанности
Партнерство несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом и не отвечает по обязательствам своих участников. Участники, в свою очередь, не отвечают по обязательствам партнерства и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, только в пределах сумм внесенных ими вкладов.
[...помимо участников, в управлении могут принимать участие лица, не являющиеся участниками партнерства...]
Кроме того, участники или один из них вправе исполнить обязательство партнерства перед его кредиторами в случае, если возникает угроза обращения взыскания на принадлежащие партнерству исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. В этом случае к участникам, исполнившим обязательство, переходит право требования к партнерству.
Участниками партнерства могут быть как граждане, так и юридические лица, в том числе иностранные. Однако, в отличие от акционерных обществ и ООО, оно не может быть учреждено одним лицом. Если в партнерстве останется единственный участник или их станет более 50, оно должно быть преобразовано в акционерное общество или ликвидировано.
Участники партнерства имеют практически те же права и обязанности, что и участники ООО: право участвовать в управлении партнерством и получать информацию о его деятельности, право получать часть имущества после ликвидации, несут обязанность по внесению вклада в складочный капитал.
Участники партнерства, так же как и в ООО, вправе отчуждать свою долю с соблюдением преимущественного права покупки других участников и самого партнерства. Однако залог доли в складочном капитале возможен лишь в том случае, если это прямо допускается соглашением об управлении партнерством.
Сделка по отчуждению доли должна быть совершена в нотариальной форме, в противном случае она является недействительной. К приобретателю доли переходят в соответствующей части права и обязанности участника, передавшего долю, и приобретатель доли присоединяется к соглашению об управлении партнерством.
Соглашение об управлении
В соответствии со ст. 9 Закона единственным учредительным документом партнерства является устав. Однако гораздо более важное значение в управлении им имеет другой документ – соглашение об управлении. Оно заключается в письменной форме при учреждении партнерства, подлежит обязательному нотариальному удостоверению и хранится у нотариуса по месту нахождения партнерства. Государственная регистрация соглашения не требуется.
Помимо участников партнерства, для которых заключение соглашения обязательно, в нем могут также участвовать иные лица, не являющиеся участниками партнерства, и само партнерство в том случае, если это допускается уставом (п. 2 ст. 6 Закона).
Соглашение может содержать любые не противоречащие законодательству условия управления партнерством, его деятельности, реорганизации и ликвидации. К примеру, соглашением могут быть предусмотрены ограничения (включая полный запрет) на отчуждение доли. Кроме того, может быть установлен порядок выхода из партнерства, ограничено право участников соглашения на финансовое, трудовое и иное участие в деятельности других юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в течение определенного срока, право участников партнерства требовать продажи другими участниками своей доли в складочном капитале заранее определенным лицам.
Хотя соглашение об управлении формально и не является учредительным документом партнерства, оно фактически призвано выполнять его функции. При этом формулировки положений Закона не позволяют прийти к однозначному выводу об обязательности заключения соглашения об управлении. В частности, в соответствии со ст. 9 Закона устав должен содержать сведения о наличии или об отсутствии в партнерстве соглашения об управлении.
Вместе с тем очевидно, что без соглашения партнерство практически не сможет осуществлять свою деятельность. Устав содержит достаточно ограниченный круг сведений. А внутренние отношения в партнерстве, размер, состав, сроки и порядок внесения вкладов в складочный капитал, структура органов управления и их полномочия, порядок и сроки осуществления прав и исполнения обязанностей участников и иных лиц должны регулироваться именно соглашением.
При этом соглашение не подлежит регистрации в Едином государственном реестре юридических лиц, а его содержание не раскрывается для лиц, в нем не участвующих. Более того, Закон прямо требует включать в соглашение условия о конфиденциальности информации о содержании деятельности партнерства и об участии в нем. Каким же образом заинтересованные лица, в том числе кредиторы и контрагенты партнерства по сделкам, могут узнать о содержании соглашения?
«Тайное» соглашение
Из Закона следует, что сведения о содержании соглашения могут быть получены от единоличного исполнительного органа партнерства. Генеральный директор предоставляет кредиторам и другим лицам, вступающим в отношения с предприятием, сведения о содержании соглашения, в том числе о полномочиях органов управления партнерства. Предоставление сведений может осуществляться путем выдачи согласия на ознакомление с соглашением. Причем подпись генерального директора на согласии должна быть засвидетельствована нотариально.
Представляется, что на практике вопрос будет решаться проще. Заинтересованные лица будут получать копии соглашения от органов управления партнерства, а не знакомиться с ним в помещении нотариальной конторы, поскольку это довольно неудобно и займет много времени.
Такая «закрытость» соглашения об управлении партнерством вызывает обоснованные опасения многих юристов. Установленный Законом запрет участникам соглашения ссылаться на его положения в отношениях с третьими лицами не решает проблему в полной мере. Участники гражданского оборота, вступая в отношения с партнерством, не имеют возможности свободно ознакомиться с главным документом, регулирующим его деятельность, а значит, и не в состоянии адекватно оценить собственные риски от такого сотрудничества. Это особенно важно, поскольку в силу ст. 6 Закона нарушение соглашения может являться основанием для признания судом недействительными решений органов управления партнерства (опять же, в случаях, предусмотренных самим соглашением).
Менеджмент в партнерстве
Система, структура, полномочия, порядок образования и деятельности органов управления партнерства определяются соглашением об управлении партнерством. Закон требует обязательного создания только единоличного исполнительного органа (генерального директора или президента). Он избирается только из участников партнерства – физических лиц и действует от имени партнерства в его отношениях с третьими лицами.
Образование других органов управления, их компетенция и порядок осуществления ими деятельности определяются в соглашении об управлении. Даже проведение общего собрания участников, без которого невозможна деятельность ООО и акционерных обществ, для партнерства необязательно, что логично, поскольку в управлении могут принимать участие и иные лица. Однако проведение общих собраний участников может быть предусмотрено в соглашении об управлении.
Закон предусматривает право участника на участие в управлении партнерством, одновременно запрещая устранение всех участников от такого управления. Однако фактически реализация данного права может быть сведена к минимуму, поскольку порядок участия устанавливается соглашением, которым может быть определено, что участие в управлении партнерством и распределении прибыли осуществляется непропорционально размеру долей участников в складочном капитале.
При этом так называемые иные лица, участвующие в управлении, не несут никаких обязанностей ни перед партнерством, ни перед его участниками. Они не участвуют в формировании складочного капитала партнерства, а их ответственность может быть полностью исключена соглашением об управлении.
Таким образом, правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе практически неограниченную свободу организации внутреннего управления юридическим лицом и одновременно почти полное отсутствие ответственности для лиц, управляющих партнерством. Тем не менее участники оборота не спешат воспользоваться новыми возможностями. Спустя месяц после вступления Закона в силу не было зарегистрировано ни одного хозяйственного партнерства (по данным сайта ФНС России на 10 августа 2012 г.).
[...правовая конструкция хозяйственных партнерств сочетает в себе почти неограниченную свободу организации внутреннего управления и практически полное отсутствие ответственности для управляющих партнеров…]
Многие ученые и практикующие юристы справедливо отмечают, что воплощенная в Законе свобода договорного регулирования корпоративных отношений обратной своей стороной имеет ослабление законодательных гарантий для участников партнерства, чьи права могут быть необоснованно ущемлены соглашением. Кроме того, непрозрачность процессов управления как следствие конфиденциальности соглашения об управлении может создать прямую угрозу интересам кредиторов и стабильности гражданского оборота в целом.
Совет по кодификации гражданского законодательства в заключении на проект Закона обоснованно указал, что одновременное участие в партнерстве его участников, самого партнерства и иных лиц «создает сложную, запутанную систему правовых связей между этими лицами и почву для споров, а при желании – и для злоупотреблений». Оправдаются ли эти опасения – покажет время.