Как зарегистрировать торговую марку?
Что понимается под торговой маркой? В мире бизнеса распространены представления о торговой марке, бренде, логотипе, товарном знаке. Все эти определения сводятся к одному и тому же объекту интеллектуальной собственности, имеющему юридически правильное наименование товарного знака. По закону к товарному знаку относится обозначение, дающее возможность отличить данный товар или услугу от прочих аналогов.
Торговая марка как понятие является, по сути, переводом английского «trade mark». Названием «торговая марка» нередко пользуются на бытовом уровне, однако юридически оно некорректно. В России правовую охрану получают только два обозначения – «товарный знак» и «знак обслуживания». Что дает регистрация? Торговая марка имеет главную цель – сделать услугу или товар узнаваемыми для потребителя. Например, прочитав или услышав торговые марки «Adidas» или «Samsung», человек сразу представляет конкретные товары.
Предпринимателям очень важно иметь свое имя на рынке, быть узнаваемыми среди покупателей и клиентов. Это достигается с помощью регистрации обозначения. Она дает возможность защититься от недобросовестной конкуренции, получив государственную охрану своего права на интеллектуальную собственность. Обычно компания, которая имеет товарный знак со свидетельством о регистрации, у потенциальных клиентов вызывает доверие и уверенность в достойном качестве продукции или услуг. Регистрация и дальнейшая охрана знака дают предпринимателю уверенность, что его доброе имя не используют другие нечестные участники рынка.
Наличие торговой марки с государственной регистрацией предоставляет право на ее эксклюзивное использование и абсолютный запрет такого использования другими субъектами рынка (кроме случаев законного использования, например, по лицензионному договору). При незаконном использовании кем-то товарного знака его владелец может потребовать возмещение ущерба, нанесенного его имиджу.
Но в таком случае как зарегистрировать торговую марку?
- Сначала отправляется заявка в российское Патентное ведомство. Там заявка получает регистрационный номер.
- Дальше начинается экспертиза товарного знака, которая включает два этапа. Этап первый называется формальной экспертизой. Проверяется содержание заявки, оплата пошлин, наличие требуемых документов. Срок формальной экспертизы два месяца. Если проверка дала положительный результат, заявителю отправляется решение о принятии на рассмотрение его заявки.
- Дальше наступает очередь экспертизы торговой марки по существу. Это означает, что заявленный товарный знак проверяется на тождественность с уже зарегистрированными знаками (чтобы не выдавать свидетельство на одинаковое обозначение). Экспертиза по существу может сопровождаться перепиской с заявителем для уточнения различных вопросов.
- Заявка рассматривается примерно 18 месяцев. В результате рассмотрения Патентное ведомство приходит к решению о регистрации знака либо отказывает в ней.
- Получив положительное решение, заявитель оплачивает пошлину. Затем производится регистрация в Государственном реестре. Далее информация об этой регистрации публикуется в периодическом издании «Товарные знаки».
- После подтверждения оплаты пошлины в двухмесячный срок происходит выдача государственного свидетельства. Его действие бессрочно, при этом необходимо его продлевать каждые десять лет оплатой соответствующей пошлины. Такое продление может быть многократным.
Торговая марка, имеющая государственное свидетельство, является не только защитой права интеллектуальной собственности его владельца, но и отличным маркетинговым инструментом, позволяющим данной фирме быть узнаваемой на просторах рынка. Более того, товарный знак сам служит товаром, и его можно с выгодой продать или купить. Ведь он входит в нематериальные активы предприятия, имея собственную ценность. Наконец, наличие зарегистрированного собственного товарного знака демонстрирует успешность фирмы, ее надежность и грамотную экономическую стратегию.
Поэтому если вы заинтересованы в том, чтобы ваш бизнес просуществовал долгое время на рынке и была возможность сформировать свою аудиторию под собственным брендом, то отнеситесь ко всему вышеописанному предельно серьезно.