Рынок лизинга в России в первой половине 2013 года
Замедление российского рынка лизинга, начавшееся в 2012 году, переросло в падение в первом полугодии 2013-го – объем новых сделок сократился на 17%. Объем нового бизнеса за январь–июнь текущего года составил 594 млрд рублей (табл. 1).
Причиной снижения объемов рынка стало сокращение сделок в железнодорожном сегменте в 2 раза. При этом роль поддержки сыграл сегмент авиализинга – сделки в нем выросли за год в 7 раз, и без его учета падение рынка составило бы около 32%. Совокупный лизинговый портфель на 1 июля 2013 года составил 2,47 трлн рублей, увеличившись на 17,6% по сравнению с 1 июля 2012 года (годом ранее этот показатель составил +54%). Замедление темпов прироста сделок на рынке обусловлено снижением темпов развития экономики страны. Бизнес в этих условиях в первую очередь снижает инвестиционную активность, сокращая спрос на приобретение новой техники и оборудования, что сразу же отражается на рынке лизинга.
Крупнейшей компанией по объему новых сделок остался «ВЭБ-лизинг» – 96,4 млрд рублей (табл. 2).
В тройку лидеров рынка в первом полугодии 2013 года вошла компания «ТрансФин-М», при этом компания «Сбербанк Лизинг» поднялась с третьего на второе место. В совокупности на тройку лидеров пришлось около 40% всего объема нового бизнеса.
СЕГМЕНТЫ РЫНКА
Тенденция снижения доли железнодорожной техники, начавшаяся в 2012 году, сохранилась. Так, в абсолютном выражении объем сегмента (новых сделок) сократился в 2 раза, а его доля снизилась с 55 до 34% (рис. 1).
Наиболее стремительный рост продемонстрировала авиатехника: ее доля в новых сделках выросла с 2 до 20%. Доля оборудования для пищевой отрасли в структуре новых сделок в первой половине 2013 года составила 0,6%, или около 3,5 млрд рублей (в первой половине 2012 года – 0,5%), оборудования для ресторанов – 0,1% (в первой половине 2012 года – 0,01%).
Наибольший объем сделок в сегменте пищевого оборудования в первой половине 2013 года, как и годом ранее, был заключен ОАО «МСП Лизинг» (табл. 3).
Второе и третье места заняли компании «ЮниКредит Лизинг» и «Лизинг-М». На тройку лидеров пришлось около 37% сделок в указанном сегменте.
Как отмечает Александр Клюев, директор департамента продаж ООО «ЮниКредит Лизинг», происходит экстенсивный рост сегмента, реализуются преимущественно проекты, которые были задуманы еще несколько лет назад. Тем не менее, по мнению эксперта, рынок продуктов питания менее зависим от кризисных явлений в экономике, поэтому ожидается продолжение пусть и небольшого, но роста объемов лизинга пищевого оборудования.
По словам директора по развитию ГК «Альфа-лизинг» Ивана Перелешина, сегмент пищевого оборудования попадает под субсидирование ставки по лизингу или авансового платежа в программах поддержки малого предпринимательства многих субъектов РФ. Поэтому если раньше небольшие пекарни, хозяйства и переработчики с опаской смотрели на лизинг, то сейчас государство их прямо подталкивает к использованию лизинговых схем для модернизации.
Одним из наиболее интересных проектов в сегменте пищевого оборудования стала сделка «Альфа-лизинга» с компанией «Бургер Кинг» – рефинансирование техники на сотни миллионов рублей в формате возвратного лизинга. Особую привлекательность возвратный лизинг приобрел с 2013 года после отмены налога на имущество для большинства объектов движимого имущества. В рамках сделки лизингодатель приобретал в каждой из точек сети оборудование, при этом оно никуда не перемещалось, а сразу было передано в долгосрочную аренду компании «Бургер-Кинг». Компания получила таким образом длинные инвестиционные деньги для дальнейшего развития своей сети и одновременно – финансовую оптимизацию.
УСИЛЕНИЕ ПОТОКА
В последние два года в целях диверсификации бизнеса крупнейшие участники рынка (в основном, госкомпании) обратили пристальное внимание на «розничные» лизинговые сделки и работу с клиентами из малого и среднего бизнеса (МСБ). Результатом такого внимания стала разработка специальных продуктов и запуск «лизинговых фабрик». Нынешнее сокращение сегмента крупных сделок дополнительно способствовало этому процессу.
Несмотря на то, что доля крупного бизнеса в структуре новых сделок за последние два года снизилась всего на 5 п.п. (до 67%), технологии работы с субъектами МСБ и количество сделок с ними претерпели существенные изменения. В целом по рынку число реализованных сделок выросло в полтора раза (в первой половине 2013 года было заключено более 67 тысяч сделок).
Выход крупнейших компаний в сегмент «розницы» даст позитивный эффект: во-первых, это означает снижение волатильности объемов контрактов – крупнейшие сделки обуславливают как быстрый рост рынка, так и сильное замедление роста. «Розничные» сегменты при этом демонстрируют зачастую менее быстрые, но и более стабильные темпы прироста. Во-вторых, компании повышают диверсификацию портфеля по рискам и получают возможность направить ресурсы в более устойчивый сегмент рынка. В-третьих, рост конкуренции повысит доступность лизинговой услуги для субъектов МСБ: новые участники рынка будут предлагать клиентам условия исходя из имеющихся у них возможностей – инфраструктуры, технологий, доступа к ресурсам. Вышедшим в сегменты «розницы» компаниям, однако, важно обеспечить высокое качество лизинговой услуги, чтобы не дискредитировать данный инструмент в глазах новых клиентов.
В то же время усиление конкуренции в «розничных» сегментах означает необходимость поиска путей развития для независимых лизингодателей. В условиях неопределенной экономической ситуации и ухудшения платежной дисциплины клиентов компании уже не смогут в конкурентной борьбе использовать методы либерализации требований к заемщику – риски дефолтов будут неприемлемы. Одним из направлений развития для независимых компаний может стать оперативный лизинг, причем развивать компетенции лизингодателям придется не только в сегменте автотранспорта, но и в более сложных сегментах рынка.
ДВА ЦЕНТРА ВЛИЯНИЯ
По прогнозу «Эксперт РА», в 2013 году рынок вырастет на 6% по оптимистичному сценарию или сократится на 10% – согласно пессимистичному сценарию. Оптимистичный (базовый) сценарий предполагает умеренное сокращение железнодорожного сегмента и значительный рост сегмента авиализинга, который наблюдается с начала года. Необходимость обновления парка авиатехники, усиленная ростом пассажиропотока, поддерживает высокие темпы прироста сегмента, несмотря на стагнацию в остальной экономике. Пессимистичный сценарий базируется на значительном сокращении сделок с подвижным составом (в пределах 33%) в сочетании с умеренным ростом сегмента авиализинга. Сумма новых сделок на рынке в этом случае сократится на 100 млрд рублей и составит 1,19 трлн рублей.
Роман Романовский,
«Эксперт РА»