Цены готовятся к прыжку: на 20 % подорожают лекарства, мясо, сахар и импортные товары
Удешевление рубля вскоре приведет к серьезному росту цен на импортные товары. По мнению экспертов, массовые подорожания произойдут уже в марте и составят от 20 до 50%. Эта ситуация будет характерна не только для крупных торговых сетей, но и для небольших магазинов, а также рынков.
Кроме того, повышение цен на импорт неминуемо приведет к удорожанию отечественных товаров. До недавнего времени продавцы пытались сдерживать рост цен в условиях падения спроса, а также распродавали товары, закупленные ранее. Но эти запасы уже исчерпаны.
В продуктовом ларьке для небогатых покупателей недавно переклеены ценники на сахар. Еще в конце января килограмм сахарного песку стоил 22 рубля, теперь – 27. 10-килограммовый мешок стоил 200 рублей, теперь – 250. Переклеены также ценники на мед. «Картошка теперь нормальная на рынке 40 рублей, — поделился впечатлениями с корреспондентом «Росбалта» знакомый. – А ведь еще 9 января была по 20. По ближнему зарубежью, могу сообщить: помидоры узбекские традиционно были по 200 рублей кило, бакинские – по 250. Если они, конечно, не мавританские на самом деле. Так вот, и те, и другие подорожали ровно на 50 рублей. Минеральная вода «Бжни», армянская, стоила 38 рублей за литровую бутыль, теперь 50. Из лекарств, что для меня актуально, — капли ушные «Реновакс» — были по 102 рубля, стали уже по 155».
«На рынке в разных палаточках по-разному, — дополнила впечатление знакомая домохозяйка. – Яички уже до 70 рублей за десяток поднялись, но в палатке у входа все еще по 40-50. Помельче, видимо, яички. Сильнее всего колбасные изделия дорожают, — хотя, может быть, я это острее чувствую, потому что колбасу редко покупаю».
Специалисты подтверждают, что дорожают быстрее всего мясо и сахар: в России около 60% «красного мяса» — импортное. Сахар же практически весь импортный, хотя бы и с Украины. За прошедшую неделю сахар в стране подорожал на 6,5% (кстати, чай – всего на 1,2%).
Высокое начальство (в лице вице-премьера Игоря Шувалова, например) отметило с сожалением, что в условиях, когда падает курс национальной валюты, удорожание импортных товаров неизбежно. И тут же возмутилось, что дорожают и отечественные товары, которые, по логике, не должны быть увязаны с курсами иностранных валют. Отечественные производители, однако, не согласны, будто они «рылом не вышли» цены повышать с ростом доллара.
Заведующая лабораторией в медицинском кооперативе просветила насчет цен на медикаменты, и рассказ оказался печален: «Естественно, все дорожает, еще как! Даже на российские лекарства закупочные цены, которые нам предлагают, на 20-30% выше, чем ценники в аптеках. Это значит, что в аптеках все подорожает раза в полтора. Мы сейчас хотим закупить все на 3-4 месяца вперед, чтобы хоть этот срок спокойно пожить. Ну, а импорт – химическая посуда пластиковая – весь привязан к доллару и евро. Нам в счетах пишут: «оплатить в течение 3-4 дней». Боюсь, и нам без повышения цен на свои услуги никак не обойтись».
В мебельном магазине все товары с минувшего воскресенья подорожали на 10%. Это тоже отечественные товары, мебель мы уже давно научились делать сами. Стильная кухня с дубовыми шкафчиками стоила 90 тысяч рублей, теперь стоит все сто.
В эти дни падает спрос на дорогие товары – среднему классу становится не до роскоши. Даже крупные торговые сети электроники переживают не лучшие времена: магазины затоварены, приходится проводить распродажи, хотя понятно, что следующие партии товаров будут дороже уже на 10-20%.
Специалисты полагают, это дает хороший шанс отечественному производителю: ведь и в России бытовую технику делают, хотя мало. Скажем, выпуск российских холодильников в 2008 году вырос на 3,6%. Если, конечно, они не пойдут по пути национального автопрома, который озабочен, похоже, не созданием высококачественной продукции и увеличением ее доли на рынке, а лишь извлечением прибыли, достигаемой исключительно за счет повышения цен.
Шансы расширить сбыт собственной продукции есть и у коллег из Белоруссии, где традиционно производят недорогую скромную технику. Впрочем, холодильники – это еще относительно благополучный для России «сектор».
Как признал в одном из интервью представитель ассоциации РАТЭК, объединяющей российских производителей электротехники, «если среди крупной бытовой техники, например, холодильников, довольно много российской сборки, то в мелкой высокотехнологичной цифровой технике почти все — импортная продукция».
Столичные СМИ отмечают снижение спроса и на дорогие продукты. В частности, по свидетельству «Комсомольской правды», отечественный кефир понемногу теснит на прилавках импортные йогурты, а виски вытесняется, естественно, водкой. Дамы в шубах и стильных пальто вдруг вспоминают о наличии молочных сосисок и вишневого варенья. В общем, «когда припекает», все начинают вести себя более разумно. И хотя отдельные представители медиа-элиты, вроде Юлии Латыниной, обещают «неделю поголодать, но все-таки выпить чашку кофе в самом дорогом ресторане», верится в это с трудом.
По итогам 2008 года, как свидетельствует Росстат, цены на продукты выросли в среднем на 17,7%. В Москве, по данным тех СМИ, чьи журналисты весь год занимались мониторингом ситуации, говядина подорожала на целых 44%, курятина – лишь на 13%, а сметана и мороженое – на 10%. Что дальше? Министерство экономического развития РФ прогнозирует общий рост цен в 2009 году на 10-15%. Независимые эксперты скептически предлагают накинуть еще минимум 10%.
Сегодня принято вспоминать события десятилетней давности. В 1998-м доллар скакнул с 6 руб. 20 коп. до 22 руб. 60 коп. (более чем в три с половиной раза). Цены же в 1998 году подскочили на 84,5%, и в 1999-м – еще на 37%. Грубо говоря, рост цен составил «примерно половину от девальвации рубля». Между тем, некоторые эксперты утверждают, что нынешний кризис будет намного сильнее.