Возвращение валютного "призрака": Несмотря на стабилизацию рубля, бизнес предпочитает переходить на "у.е."
Представители власти не устают говорить о стабильности российской валюты. В конце прошлой недели первый
По его мнению, "мы имеем достаточно понятную макроэкономическую ситуацию с понятным обменным курсом". А незадолго до этого глава ЦБ Сергей Игнатьев заявил о том, что ситуация на валютном рынке стабилизировалась и Банк России практически не проводит интервенции. Сейчас рынок валюты в России в состоянии равновесия, утверждает Игнатьев. Вот только инфляция, по его словам, вовсе не собирается останавливать свой рост и не дает ЦБ снизить проценты рефинансирования коммерческих банков.
Однако о каком же тогда "равновесии" национальной валюты столь уверенно говорит глава Центробанка?
Ведь именно инфляция оказывает давление на валютный курс на рынке. Между тем, весь секрет отечественной "борьбы с инфляцией" состоит в том, что ЦБ продолжает сжимать денежную массу в экономике всеми имеющимися в его распоряжении средствами. По логике монетаризма, которой следует в своей денежной политике руководство Центробанка, чем меньше денег, тем ниже спрос в экономике, соответственно, цены будут снижаться, и за стабильность национальной валюты можно не беспокоиться.
Банк России понизил лимиты по беззалоговым кредитным аукционам для коммерческих банков с прежних почти 200 до 2 миллиардов рублей, в итоге спрос на деньги превышает предложение уже в десять раз и ставки кредитов выросли почти до 19 % годовых. Кроме того, недавно ЦБ принял решение ежедневно устанавливать лимиты по аукционам РЕПО – кредитованию банков под залог активов, которые прежде устанавливались на месяц. И, судя по всему, сделано это было для того, чтобы иметь возможность ежедневно снижать "норму выдачи" банкам ссудных денег. За последние недели лимиты РЕПО упали с более 300 до 50 миллиардов рублей, а спрос превышает предложение втрое и ставки выросли почти до 12 % годовых.
Все это делает процентные ставки по кредитованию предприятий предельно высокими – выше 20 % годовых, что, в свою очередь, увеличивает издержки на обслуживание кредитов, и закладывается в цены производителей. Сюда же добавляются тарифы на энергоносители и услуги ЖКХ, которые правительство подняло в этом году, несмотря на снижение мировых цен. В итоге стоимость товаров для потребителя с начала года выросла в среднем на 25 %. А производство в стране упало на 14,5 %, что сокращает предложение и, по законам рынка, делает цены еще выше.
К тому же добавляется рост цен на импортные товары за
К тому же, дополнительное давление на рубль создадут 6,9 триллионов рублей бюджетных расходов на антикризисную программу, которые, по словам Игоря Шувалова, будут влиты в экономику в течение года. И это уже исключительно по законам монетаризма – чем больше денег, тем они становятся дешевле. Довольно странно, что правительство и Центробанк не учитывают этого фактора.
Но есть и еще один подводный камень для российской валюты – рост просроченных кредитов предприятий и населения. Как подсчитали аналитики
Видя ненадежность рубля, бизнес уже начал переходить к расчетам в "у.е.". Стоит напомнить, что этот термин появился в России в
И сегодня этот "призрак"
Впрочем, сегодня официальному переходу на "у.е." препятствует закон "О защите прав потребителей", где черным по белому прописано, что "информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать цену в рублях". Закон не запрещает писать цену в "у.е.", просто рядом должен быть и рублевый эквивалент. И лишь на ценниках продуктовых магазинов должны быть исключительно рубли, а нарушителям грозят штрафные санкции со стороны Роспотребнадзора.
Зато за
Вот такая неразбериха с рублем царит сегодня на российском рынке.