ФНС нашла способ подтолкнуть инфляцию и заставить бизнес «посереть»
Ведомство предлагает облагать налогом каждое перечисление денег со счета в уплату товаров, работ, услуг, имущества, имущественных прав. Налогоплательщиками антикризисного налога должны стать все юрлица и индивидуальные предприниматели. Предлагаемые меры могут дополнительно принести федеральному бюджету доходов в объеме свыше 900 млрд рублей и субъектам РФ - около 400 млрд рублей.
По словам главы ФНС Михаила Мокрецова, налог предлагается ввести временно, на период кризиса и только для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Он не касается личных платежей граждан. Такой налог применяется в развивающихся экономиках с большой зависимостью доходов от цен на мировых сырьевых рынках (Бразилии, Аргентине, Венесуэле, Перу), как инструмент денежно-кредитной политики государства путем установления различных ставок, регулирующих валютные операции, стимулирующих инвестиции, сбережения, пояснил он.
Михаил Мокрецов считает, что решение о введении такого налога зависит от состояния доходов федерального бюджета. По его словам, за счет этого можно было бы финансировать дефицит пенсионной системы, который наполовину покрывается за счет средств федерального бюджета. При этом глава ФНС признал, что, несмотря на то, что ставка небольшая, отрицательным моментом налога является эффект прогрессивного налогообложения.
ФНС также выступает за отказ от ускоренного возмещения НДС и переход к установленному законодательством трехмесячному сроку вынесения решения о возмещении налога. Принятые правительством решения по ускоренному возврату НДС позволили в IV квартале оперативно вернуть в экономику 90 млрд рублей и поддержать ликвидность банковской системы и экспортеров.
В ФНС полагают, что сокращение срока не позволяет завершить проверку достоверности представленных документов, решения о возврате принимаются без информации о реальности осуществленных сделок. Продолжение ускоренного возмещения стимулирует бизнес к заявлению более значительных сумм к возмещению, поскольку полномочия налоговых органов по контролю фактически ограничены. При этом нефтяными компаниями в конце 2008 года выплачены дивиденды в основном зарубежным акционерам в размере более 197 млрд рублей, а 4 металлургических комбината выплатили дивиденды на сумму свыше 35 млрд рублей.
Предполагается, что введение регистрации плательщиков НДС с 2010 года обеспечит федеральному бюджету дополнительные доходы в сумме 500 млрд рублей. Как считают в ФНС, доступность к НДС-обороту позволяет минимизировать налоговые обязательства, в результате нарушается равенство в конкуренции, создаются источники для коррупции. Основные проблемы с точки зрения контроля создает большое число объектов контроля (1,6 млн налогоплательщиков), а также «конструкция» налога, которая требует проверки огромного числа (более 50 млрд) документов.
Введение НДС-регистрации должно позволить сократить объекты контроля за счет отсекания от НДС-оборота «однодневок». При этом сфокусировать внимание на 220 тыс. плательщиков, обеспечивающих 99% поступлений НДС. Налоговая служба полагает, что администрирование и контроль будут сконцентрированы в зонах риска, что уменьшит количество схем минимизации НДС и потери бюджета. Процедура регистрации плательщика НДС должна быть максимально упрощена и предусматривать только подачу заявления, формирование остального пакета документов должно осуществляться налоговыми органами, подчеркивает ФНС.
Такая регистрация была включена в основные направления налоговой политики на 2008-2010 годы, ее введение планировалось с 2008 года и должно было компенсировать 700 млрд рублей доходов, выпадающих при переходе на метод начисления при взимании НДС. Однако эта мера до сих пор не реализована.
Налоговики также просят у правительства доступа к банковской тайне. В частности, ФНС предлагает предоставлять налоговым органам баз данных Банка России и Росфинмониторинга о финансовых операциях и межбанковских расчетах. Большинство зарубежных налоговых администраций имеет доступ к такой информации. Это позволяет повысить оперативность контроля за счет расширения информационно-аналитических возможностей налоговой службы, эффективности контроля за соблюдением налогового законодательства и придаст большую стабильность доходам бюджетной системы, заключает ФНС.
По словам экспертов, в случае, если предложения ФНС по введению налога на все финоперации со ставкой 0,5% будут приняты, налогоплательщики дополнительно пополнят бюджет на 1,3 трлн рублей. Вместе с тем, увеличение налогового бремени приведет к росту стоимости товаров, что в итоге негативно скажется на ценах для потребителей. По мнению аналитиков, правительство вряд ли согласится одобрить предложенные ФНС меры, поскольку это приведет к уклонению от налогов и использованию «серых» схем.
Читайте также:
- 109 признаков неблагонадежности компании в глазах налогового инспектора
- Управление ФНС Москвы создает новую информационную базу по фирмам-однодневкам
- ФНС против округления ЕСН
- Девять «зарплатных» ошибок, которые чаще всего выявляют питерские инспекторы
- Ежедневник петербургского предпринимателя 23 - 27 марта 2009. Сергей Бодрунов намерен создать блок развития малого бизнеса, а Дмитрий Быков неожиданно покинул пост зампредседателя КЭРППиТ