Выживание салона цветов в кризис: больше тюльпанов, меньше рекламы
Владелец питерского салона цветов "Алая роза" (ООО), член сообщества RB.ru Любовь Бакеева рассказала Office Life о том, как была вынуждена полностью поменять ведение бизнеса, чтобы выжить в новой действительности.
Салон Бакеевой специализируется на срезанных цветах, букетах, цветочных подарках, а также на флор-дизайне интерьеров и озеленении горшечными растениями. До ноября 2008 г. бизнес шел отлично. В сентябре Любовь Бакеева даже хотела нанимать персонал - было трудно справляться с заказами. "Кризис был где-то, но не у нас", - говорит она.
Новый салон - правильный шаг?
Именно поэтому Любовь в январе 2009 г. решила открыть второй салон цветов. "Там была очень привлекательная аренда, и владельцы помещения искали, кто бы у них открыл салон цветов, - рассказывает она. - Все мои знакомые говорили, какая я молодец, что в кризис открываю еще один салон, что это правильный шаг. Я и сама была в этом уверена".
Но по окончании января стало ясно, что кризис добрался и до цветов. "Продажи упали на 13% по сравнению с прошлым январем, - говорит Бакеева. - А с февраля по апрель - на 20%. Было неприятно это осознавать и принимать".
8 Марта не спасло
Даже "палочка-выручалочка" 8 Марта в этом году не спасло цветочный бизнес. "Обычно заказы на Женский день мы принимали с середины февраля, - рассказывает Любовь. - В этом году самые крупные корпоративные клиенты отказались от цветов совсем".
Встал вопрос: какие цветы заказывать салону у оптовиков. "Заказ на цветы делается заранее, и в каком количестве делать заказ в этом году было непонятно, - объясняет Бакеева. - В итоге я заказала эконом вариант - больше тюльпанов и коротких роз. 8 Марта мы отработали без потерь и больших остатков цветов, но и не заработали. Радовались и этому".
Экономия на всем, даже на себе
Но надо было решать, как салону цветов жить дальше. Любовь Бакеева начала сокращать расходы. "Начала с маленького, - делится она, - отказалась от привозной воды в бутылях и покупки чая и кофе в салон. Это была небольшая статья расходов. Я стала просматривать каждый пункт. Заработная плата сотрудников автоматически понижалась, так как часть зарплаты зависит от продаж. Салон отказался от всех видов рекламы".
Фокус на интернете
Интернет-сайту "Алой розы", наоборот, было уделено особое внимание. Именно в кризис заказы начали поступать через сайт. К тому же, именно через интернет салон Любви Бакеевой несколько раз в месяц получает заказы из других городов.
В феврале Бакеева договорилась с арендодателем о снижении аренды на 12% на два месяца. "Мысли о закрытии я даже не допускала", - добавляет Любовь. Тем временем у салона копились долги по оплате за срезанные и искусственные цветы. Бакеева на 50% снизила зарплату себе и ведущему дизайнеру. "Иногда я приходила к мысли, что в критической ситуации уволю всех флористов, и буду делать все сама, но салон не закроется", - признается Любовь.
Сокращать больше нечего
Помимо сокращения расходов, Любовь стала более вдумчиво делать еженедельный заказ цветов. "Я продумываю каждую позицию, - говорит Бакеева. - Хочется сохранить ассортимент, но и уменьшить списание цветов".
В начале мая Любовь Бакеева снова вернулась к разговору с арендодателем об аренде. "Мы решили освободить мастерскую дизайнера, тем самым еще снизить аренду, - рассказывает Бакеева. - На свободные площади арендодатель пригласил страховую компанию. А мы мастерской заняли пятую часть торгового зала. Получилось очень уютно, весть товар стал более скомпонован. Много цветов, много подарков. Таким образом, аренда снизилась на 25%. Сокращать больше нечего. Будем работать дальше".
Надежда лишь на то, что люди вновь захотят дарить цветы
Параллельно с неурядицами основного салона, новый салон Бакеевой продолжает работать. В одном владельцу бизнеса повезло: средства на открытие второго салона она занимала в долларах и евро, когда был самый высокий курс. "Я рисковала! - признается она. - Сейчас курс падает, и я отдаю меньше".
Личные доходы Бакеевой, конечно, тоже существенно сократились. Пришлось отменить все заграничные поездки. "Мы ждем, когда народ адаптируется к кризису и придет покупать цветы", - говорит Любовь.