Новые правила взаимодействия ретейлеров и поставщиков
Постановление правительства РФ "О случаях допустимости соглашений между хозяйствующими субъектами" было официально опубликовано в "Российской газете". Оно перечисляет, какие договоры могут заключать между собой поставщики продукции, продавцы и другие участники рынка, а какие — нет.
Договоры между хозяйствующими субъектами запрещены законом "О защите конкуренции". Однако тот же закон дает право правительству устанавливать список исключений на определенный период времени. Нынешнее постановление будет действовать в течение 5 лет.
Оно признает допустимыми договоры, при которых продавец продает товар двум или более покупателям и имеет долю на рынке этого товара менее 35% либо продает товар единственному покупателю, доля которого также не превышает 35%.
Законны договоры между субъектами, которые не конкурируют между собой либо конкурируют на товарном рынке, на котором покупатель приобретает товар в целях его последующей продажи. Кроме того, покупатель не должен производить взаимозаменяемые товары.
Недопустимыми признаются условия в договорах, ограничивающие возможность покупателя самостоятельно определять цену, по которой он перепродает товар иным лицам, а также предусматривающие отказ покупателя продавать товар на определенной территории или определенным лицам. Перечислен еще ряд признаков, по которым нельзя ограничивать дальнейшую перепродажу товаров и устанавливать квоты на их покупку.
До сих пор на российском рынке подобные договоры практиковались. Так, по данным ФАС, компания "Кока–Кола" одно время поставляла свою продукцию в магазины только при условии, что они не будут продавать напитки конкурентов.
Аналитик инвестиционной компании "Финам" Сергей Фильченков не ожидает, что это постановление способно кардинально, по крайней мере в ближайшее время, изменить сложившиеся взаимоотношения между участниками рынка, так как "существенное сокращение использования серых схем вряд ли произойдет".
Тем не менее если удастся добиться четкого исполнения участниками рынка новых правил, то за счет усиления конкуренции цены на товары и услуги могут снизиться на 3–7%, считает Сергей Фильченков.